Методическая разработка занятия по теме Машинные швы по направлению подготовки дополнительного образования Дизайн одежды. Швейное дело


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УНИТАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического Директор МБУ ДО «ГЦПОО»
совета ____________________________
протокол №__ от «___»_____2017 приказ №__ от «___» ______ 2017
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «МАШИННЫЕ ШВЫ»
направление подготовки «Дизайн одежды. Швейное дело»
Возраст обучающихся: 11-18 лет
Разработала
Шульгина Мария Андреевна,
педагог дополнительного
образования
Воронеж
2017
ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «МАШИННЫЕ ШВЫ»
Наименование раздела «Технология выполнения ручных и машинных швов. Детали швейных изделий»
Тема занятия «Машинные швы»
Цель занятия: Организовать деятельность обучающихся по приобретению умений и навыков выполнения машинных операций.
Задачи:
1. Дать информацию о требованиях к выполнению машинных работ.
2. Ознакомить с операциями обмётывания, застрачивания, стачивания, удаления строчки временного назначения.
3. Представить классификацию машинных швов.
4. Обеспечить усвоение обучающимися приёмов выполнения стачных швов и швов вподгибку.
5. Научить оценивать качество выполнения машинных швов.
Тип урока – комбинированный. Качество усвоения материала на данном занятии предполагает развитие профессионального интереса и использование приобретѐнных знаний в процессе обучения на следующих занятиях по изготовлению швейного изделия.
Учебное задание: научиться выполнять машинные швы.
Уровень целей и упражнений: Правильность, точность, аккуратность.
Методы ведения занятия: словесные, наглядно-демонстрационные, практические.
Виды контроля: устные вопросы, тестовое задание, самооценка.
Оснащение занятия:
-Оборудование: АРМ, швейные машины, оборудование для ВТО, образцы тканей, наборы ручных инструментов и приспособлений.
- ТСО: Проектор, ПК.
-Дидактический материал: раздаточный материал - индивидуальные папки, содержащие основную информацию по теме занятия, справочную информацию из истории швейных машин, вопросы для повторения и закрепления нового материала, задания практической работы; стенд с образцами швов; стенд «Правила безопасной работы за швейной машиной».
-Методический материал: технологическая карта занятия, указания по выполнению практического задания; учебная презентация.
Материал урока поэтапно демонстрируется в учебной презентации.
Материал занятия представлен на персональном сайте педагога, в свободном доступе для самостоятельного ознакомления в разделе «Наши занятия».
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Приветствие. Проверка готовности к занятию, организации рабочего места. Сообщение темы урока, её практический, профориентационный аспекты.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Повторение раннее изученного материала.
1. Давайте вспомним и дадим определения следующим понятиям:
стачать; что означают буквы «ВТО»; разутюжить; декатировать; проутюжильник. Оценка знаний.
2. Работа с тестом. Дать ответ на вопросы теста в поурочной папке. (отметить карандашом ваш вариант в теч. 2-х минут)

2. Изложение нового материала.
Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века.
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. Исторические этапы развития швейных машин в России изложены в поурочной папке как справочная информация.
С историей швейной машинки дополнительно можно ознакомиться на персональном сайте в разделе «Это интересно».
Для машинных работ, как и для ручных, применяется своя терминология, приведенная в следующей таблице.
Объяснение педагога нового материала.
Терминология, применяемая при выполнении машинных работ
термин содержание работы область применения рисунок
Стачать Соединить детали, примерно равные по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям. Стачать части пояса, части оборки. -386278575200
Застрочить Проложить строчку для
закрепления подогнутого края детали или изделия. Застрочить низ изделия. -386274442300
Обтачать Соединить две детали с последующим вывертыванием их на лицевую сторону. Обтачать нагрудник, бретели. -386273666800
Настрочить Проложить строчку при наложении одной детали на другую для их соединения. Настрочить накладные карманы, аппликацию на изделие. -386274099200
Притачать Соединить мелкие детали с крупными строчками постоянного назначения. Притачать нагрудник, пояс, оборку. -52185800100
Втачать Соединить две детали по овальному контуру. Втачать воротник в горловину, рукав в пройму. Мы изучили ручные стежки и строчки, устройство швейной машины, терминологию ручных и машинных швов, давайте ознакомимся с машинными швами и на практике закрепим теоретический материал.
Машинным швом называется место соединения двух или более слоев ткани одной или несколькими машинными строчками.
Строчка – это ниточное соединение деталей, ряд повторяющихся стежков.
Стежок – это переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.
Ширина шва – это расстояние от срезов деталей до строчки.
Наглядно представлено на схеме «Шов»

Классификация машинных швов представлена на схеме:

Швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.
Соединительные швы, в свою очередь подразделяются на стачные
(вразутюжку и взаутюжку) и накладные (с открытым и закрытым срезом).
Краевые швы подразделяются на швы вподгибку с открытым срезом и швы в подгибку с закрытым срезом.
Отделочные швы применяются для отделки различных изделий. К отделочным швам относятся складки, рельефные швы, швы с кантом.
Описание швов представлено в таблице «Виды машинных швов»:
Виды машинных швов

На конкретных примерах педагог показывает, что при шитье на машине чаще всего приходится выполнять соединительный стачной шов.
Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. Если сравнить машинные швы и ручные, то мы увидим различия. Машинные швы красивые, ровные и крепкие чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем вручную.
Сравнение ручных и машинных швов
вид швов достоинства недостатки
Ручные Легко распороть
Могут заменить машинную строчку в трудно доступных местах
Используются для украшения одежды и предметов интерьера Непрочные
Трудно достичь одинаковой длины стежков
На выполнение уходит много времени
Машинные Прочные, качественные
Стежки одинаковой длины
Быстро выполняются Трудно распороть
3. Первичная проверка усвоения знаний
Вопросы для закрепления нового материала:
Почему соединительные швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Почему краевые швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Почему отделочные швы так называются?
Что этими швами обрабатывают в изделиях?
Анализ ответов.
4. Закрепление знаний. Самостоятельная работа обучающихся (практическая часть).
Сегодня вы должны научиться обрабатывать машинные швы: стачной шов, шов вподгибку с закрытым срезом и шов накладной с закрытым срезом.
Перед практической работой, напомню, что выполняя машинные швы, необходимо соблюдать правила техники безопасности не только при работе на швейной машине, но и при выполнении ручных работ и при работе с утюгом.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Проверка знаний основных положений по охране труда.
Вопросы к обучающимся.
1. Перечислите опасные факторы при работе за электрической швейной машинкой
2. Каковы ваши действия перед началом работы за швейной машинкой?
3. Каковы ваши действия во время работы за швейной машинкой?
4. Каковы ваши действия в аварийных ситуациях?
5. Каковы ваши действия по окончании работы?
Анализ ответов.
Напоминаю основные правила техники безопасности при выполнении практической работы.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ
Инструменты и необходимые материалы хранить в специальной коробке.
Иголки хранить в игольнице.
Во время работы на средний палец правой руки надевать наперсток.
Иголки и булавки вкалывать только в игольницу.
Ножницы передавать с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Правила техники безопасности при работе за швейной машиной
1. Приступать к работе строго за закрепленным рабочим местом.
2. Сидеть за швейной машиной прямо.
2. Расстояние от глаз до изделия должно быть 30-40 см.
3. Проверить перед соединением деталей, не остались ли в изделии игла или булавки.
4. Не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины.
Правила техники безопасности при работе с утюгом
1. Проверить целостность шнура.
2. При выполнении работ стоять на резиновом коврике.
3. Утюг ставить на специальную подставку.
4. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку.
Физ. минутка
Выполнение упражнений.
Продолжение занятия.
В поурочных папках предложены технологические карты с пооперационной обработкой шва, графическое изображение этапов выполнения шва. Вам необходимо выполнить швы в соответствии с описанием, в рабочие тетради внести графическое изображение машинных швов.
Технологическая карта
Выполнение машинных швов
Выполнить следующие машинные швы и оформить их в таблицу
№ Название шва Образец Условное обозначение Способ выполнения
1 Стачной вразутюжку 1. Сложить вместе 2 детали лицевыми сторонами внутрь
2. Уравнять срезы с одной стороны
3. Проложить машинную строчку на расстоянии 1 см от края деталей
4. Разутюжить припуски шва на обе стороны
2 Стачной взаутюжку 1 – 3 . Эти пункты выполняются так же, как у шва №1
4. Заутюжить припуски шва вместе на одну сторону
3 Накладной с открытым срезом 1. Наложить одну деталь на другую на величину 2 см
2. Прострочить швом шириной 1 см
3. Приутюжить4 Накладной с закрытым срезом 1.Подвернуть срез детали на 2 см
2.Приутюжить
3.Наложить одну деталь на другую
4.Настрочить
швом шириной 0,7 см (на лапку машины)
Приутюжить
5. Вподгибку с открытым срезом 1.Подогнуть 1 край на 2 см
2.Приутюжить
3.Застрочить швом 1,5 см
4.Приутюжить
6 Вподгибку с закрытым срезом 1.Подогнуть 1 край на 1 см
2.Приутюжить
3.Подогнуть тот же край на 2 см
4.Приутюжить
5.Застрочить швом шириной 7 мм (на лапку машины)
6.Приутюжить
Самостоятельная работа обучающихся за швейными машинами
Показ трудовых приѐмов (педагог показывает и контролирует трудовые приѐмы индивидуально).
Самопроверка практической работы.
Целевые обходы рабочих мест обучающихся по выявлению:
-соблюдения правил по технике безопасности;
-соблюдения технологической последовательности выполнения операций;
-самостоятельности выполнения работ;
-оказание консультации
-оказание индивидуальную помощь в организации самопроверки.
III. Заключительная часть урока. Рефлексия
Оценка качества и уровня усвоения знаний.
1. Сделать анализ выполнения практических работ (качество, скорость и т.д.)
2. Привести примеры лучших устных ответов и практических работ, выполненными обучающимися.
3. Рассмотреть типичные ошибки их причины, способы устранения.
4. Достигнуты цели и выполнены задачи занятия?
Рефлексия:
1.Что нового узнали на занятии?
Что научились делать?
Было интересно…
Было трудно…
Мне захотелось……
6. Оцените свою работу на занятии…
7. С каким настроением вы уходите с занятия?

Тема следующего занятия «Соединительные и краевые швы».
Всем спасибо. До свидания. До новых встреч!