Морфологический кластер Формирование метапредметных умений и УУД на уроках русского языка (по теме Имя существительное)


Морфологический кластер «Формирование метапредметных умений и УУД на уроках русского языка»
(по теме «Имя существительное» 5 класс)
Задания на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Задание №1. Тема «Безударные окончания е, и в именах существительных»
Где очки у тёт… Вал…?
                         У неё очки пропали!
                          Ищет бедная старушка на подушк…,
                          На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
                          В старом лукошк…, в миск… у кошк… .                          Искала и в беседк…, спросила у соседк… .                           А они на самом деле
                           У неё на лбу сидели!
Задание:
1) соедините между собой слова, в которых пропущена одинаковая орфограмма;
2) сформулируйте тему урока.
Задание № 2. Тема «Род имен существительных»
Задание. Распределить слова на три группы. Какие? (в соответствии с принадлежностью к определённому роду).  
Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.Задание № 3. Тема «ь после шипящих на конце существительных»
К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь (хищная),  ночь ( тёмная), шалаш ( большой), ключ ( железный).
С какой орфограммой мы столкнулись? (Ь после шипящих на конце существительных).
Задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Задание №1
Тема «Имя существительное».
Игра «Интервью»
Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.
Примерные вопросы:
– К какой группе частей речи относится существительное?
– Назовите общее грамматическое значение данной части речи?
– На какие вопросы отвечают существительные?
– Перечислите морфологические признаки?
– Каким членом предложения является существительное?
Задание № 2
Тема «Собственные и нарицательные имена существительные»
Подберите и запишите к  нарицательным одушевленным существительным имена собственные. Как они пишутся? (С большой буквы.)
Примеры ответов. Кот Мурзик, собака Шарик, писатель Толстой, город Москва, река Обь.
Задание №3
Проектная деятельность. Повторение темы «Имя существительное»:
- создать свои словарики. Работа организовывается в группах (например, по теме «Несклоняемые имена существительные»; словарик может быть иллюстрирован, и не только рисунками, но и текстами; словарик может быть снабжён кроссвордом; словарики могут содержать не только толкование слов, но и их этимологию, фразеологизмы, в состав которых входит данное слово и т. п.).
Созданные словарики презентуются классу. Группы оценивают качество результатов других групп, аргументируя свою оценку. В конце проекта обязательно проводится рефлексия.
- создать фрагмент учебника для уч-ся 4 класса;
- создать рабочую тетрадь для уч-ся 4 класса.
Задание №4
Составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.).
Составьте кроссворд из 10 слов на тему “Собственные имена существительные” (“Существительные, которые не имеют рода ”, “Существительные общего рода” и т.д.). После составления кроссворда поменяйтесь с другой группой и попробуйте разгадать его.
Виды заданий:
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– отгадай, о ком говорим;
– подготовь рассказ;
– опиши устно;
– объясни.
Задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий
Задание №1
Тема «Морфологические признаки имен существительных. Характеристика»
Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика.
Запишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы.
1. Какова тема и основная мысль текста.
2. Определите постоянные морфологические признаки, выделенных слов.
3. Определите непостоянные морфологические признаки, подчеркнутых слов.
4. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова.
Задание №2
Тема «Слитное и раздельное написание НЕ»
«Преднамеренные ошибки» - задание «Сыщик». Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.
Не погода, несчастье, не дотрога, неурожай, непоседа, не былица. Это неправда, а ложь. Здесь нужна неопытность, а знания. Не друг, а враг. Нас ожидала неудача, а разочарование. К беде не опытность ведёт. Не стихи, а проза.
Задание №3
Заполнить таблицу «Правописание суффиксов –чик-, -щик-, -ек-, -ик-»
-чик- -щик- -ек- -ик-
       
Развед..ик, набор..ик, добыт..ик, ореш..к, лёт..ик, сигналь..ик, рассказ..ик, бетон..ик, замоч..к, дожд..к, подпис..ик, стуль..ик, песо..к, заправ..ик.  
Задание №4
Задание «Классификация по разным основаниям».
Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша)
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5 группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)
Задания на развитие личностных универсальных учебных действий.
Задание 1
Тема « Имя существительное»
Повторение.
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»
Задание классу:
- Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты ответов учащихся:
- Озаглавьте текст.
- Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
- Найдите существительные.
- Определите роль существительных в тексте.
Задание № 2
Творческое задание «Зимняя береза»
- Давайте и мы с вами выступим в роли писателей и создадим свое художественное произведение о березке. Обратитесь в воспоминаниях к прекрасному облику этого дерева зимой. Вспомнили день, когда любовались им? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминанием, запишите столбиком 5–6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.
- Работаем в группах. Познакомьте друг друга с записанными словами. Составьте словосочетания, т. е. распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.
- Возьмите другие карточки, на каждой из них карандашом в уголке напишите по одному из понравившихся вам словосочетаний. А теперь каждый из вас на одной из карточек должен написать по два-три предложения на данные темы.
- Снова работаем в группах. Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку «Красавица-березка». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Чтение учащимися текстов.
Формирование метапредметных умений
Начало урока
Прием «Удивляй!» (Тема. Склонение)В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Прием «Отсроченная отгадка»
В одной сказочной стране под названием Имя существительное живут удивительные слова, их называют уважительно именами существительными. Жили они все дружно и помогали людям обозначать предметы, явления природы, чувства людей, названия рек, городов, животных, имена и многое другое. Каждый был занят своей работой, имел свои постоянные и непостоянные признаки. Вообщем, жили счастливо.
Но вот однажды в эту замечательную страну забрела злая волшебница Злая Путаница
Стала разгуливать по этой стране и высматривать, кого бы поссорить или кого-нибудь запутать.
Бродила, бродила она, наблюдала и ей очень не понравились имена существительные, которые оканчивались на шипящие звуки / ш /,/ ч /, / щ /,/ ж / и она их так между собой рассорила, что они до сих пор ссорятся и плачут.
Я думаю, что нам необходимо отправиться в эту страну и помочь этим несчастным именам существительным, разобраться какое заклятие наложила на них Злая Путаница, расставить всё по своим местам, чтобы жили они снова мирно и счастливо.
Поможем им ребята?
2. Актуализация знаний
Прием «Развивающий канон» (Тема. Повторение)Телефон-ухо = кино- … ( глаза)
Двор-ворота = дом-… ( дверь)
День-свет = ночь … ( тьма)
Весна-осень = рассвет-…(закат)
Человек-платье = дерево-…(листва)
Дружба-любовь = вражда-…( ненависть)
Найдите  среди записанных слов антонимы. ( День – ночь , свет – тьма , рассвет – закат , весна – осень , дружба – вражда , любовь – ненависть ).
Что объединяет все эти слова? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)
Вспомните, как называется эта часть речи. (Имя существительное).
собака – ошейник = конь - (одушевл.–неодушевл.)
город – Шахтерск = река – (собств.-нариц.)
роза – розы = кино – (число)
птицы – птица = ножницы –
Прием Пинг-пон «Имя – Значение»
Имя существительное – предмет
Род –
Число –
Падеж –
Синтаксическая роль –
3. Изучение нового материала
Прием «Своя опора» (Тема. Число имен существительных)Единственное и
множественное Только единственное Только множественное
Дерево – деревья
Сестра – сёстры
Аудитория - аудитории Собственные: Россия, Толстой
Вещественные: золото, молоко, кислород
Отвлеченные: злость, свежесть, голубизна
Названия действий и состояний: бег, горение, одобрение
Собирательные: человечество, сырьё, молоко Названия составных и парных предметов:
очки, брюки, ворота
Названия материалов: духи, чернила, дрожжи
Названия промежутков времени, игр, явлений природы: сутки, прятки, сумерки
Названия действий: хлопоты, выборы, переговоры
Некоторые географические названия:
Альпы, Лубны, Сокольники
Конструктор ТРИЗ «Событие». Вариант1Событие или состояние 1 (причина) Событие или состояние 2 (следствие)
Если имя существительное женского рода оканчивается на –а, - я то ?
имя существительное мужского рода оканчивается на –а или –я ?
имя существительное мужского рода имеет нулевое окончание ?
имя существительное среднего рода оканчивается на –о или –е ?
Задание. Закончите утверждение «Если имя существительное … рода оканчивается на ….. , то это существительное … склонения».
Конструктор ТРИЗ «Событие». Вариант2Событие или состояние 1 (причина) Событие или состояние 2 (следствие)
Если ? то это существительное 1 склонения
? это существительное 1 склонения
? это существительное 2 склонения
? это существительное 3 склонения
 4. Обсуждение и решение проблем
папа, дядя
Конь, нож
мать, радость
Кластер
земля, сестра


М.р. (он)
- с нулевым окончанием;
-с окончанием
–а, -яЖ.р. (она)
- с окончанием
–а, -я;
- с нулевым окончанием

Сирота, ябеда

Род
имен существительных

Общий
нариц. на –а, -я лица муж. и ж.
пола


Не имеют рода
нет формы ед.ч.


С.р. (оно)
- с окончанием
–о, -е;
- 10 сущ. на -мя

Брюки,
ножницы


имя,
темя,
семя

Поле,
облако

Стратегия «Фишбоун»
Правописание о, е после
шипящих и цЁ/Е - в корне по ударением есть чередование
Шёпот-шепчет, шёлк – шелка
Крыжовник, вечор, шорох, шов, капюшон
Шорты, шоколад, жокей, шоссе
Платочек, внученька, кусочек
Девчонка, кружок, внучонок, мелочовкаДирижёр, стажёр, тренажёр;
О – в корне под ударением нет чередования
О - в некоторых иностранных словах
Е – в суффиксах в безударном положении
О – в суффиксах под ударением
Ё – в суффиксе -ёр;
Ё – в отглагольных существительных на -ёвкаЕ – в окончаниях без ударения
Ночёвка, корчёвка, ретушёвка
Пейзажем, ситцем, товарищем
Крыльцом, камышом, плащом
О – в окончаниях под ударением
В какой морфеме находится орфограмма.
Под ударением или без.

5. Решение учебных задач
Прием «Лови ошибку» (Тема. Безударные окончания е, и в именах существительных)Прозвучит в эфир…, строки из песн…, скажу без лишней скромност…, шум в микрофон…, по вашей просьб…, призвал к ответственност…, указал в заявк…, песня о груст... .В зоопарк_ у клетк_ с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух_ стояли в кувшин_ на окошк _. Кисти белых цветов сирен_ выделялись на зелен_ листьев. Дом дедушк_ стоит на окраин_ деревн_. На болот_ в воздух_ пахло сыростью.
Пробираться по пустыне, бояться пустыни, узнавать о пустыне; мечтать о победе, путь к победе; поступить по совести, петь от радости; говорить о свободе, радоваться свободе; не запятнать чести; работать в библиотеке, в дар библиотеке, на полках библиотеки; стоять в коридоре, не предаваться грусти.Прием «Создай лингвистический паспорт»
Имя существительное.

Грамматическое значение Вопрос
Морфологические признаки Роль в предложении

постоянные непостоянные Имя существительное
Грамматическое значение Вопрос
Морфологические признаки Роль в предложении
Подлежащее, дополнение,
обстоятельство
постоянные непостоянные Предмет Кто?
Что? Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.
Род, склонение. Число, падеж Прием «Морфологический ящик».
Создать копилку слов по теме «Слитное и раздельное написание НЕ»
Недотрога, неряха, невольник, недочёт, недоимка, недоразумение, неистовство, 
ненависть, нелепость; Неправда (ложь), неприятель (враг), недруг (враг), 
нездоровье (болезнь), невежливость (грубость), 
невежество (малообразованность, некультурность), 
непогода (плохая погода, ненастье), 
недовольство (отсутствие удовлетворенности), невнимательность (рассеянность), несчастье (беда), недоверие (подозрительность), 
неволя (плен, рабство), независимость (самостоятельность), 
недостаток (изъян, несовершенство), ненависть (вражда, отвращение), 
немощь (слабость);  
Нас ожидала не удача, а разочарование.  Не опытность тому причина, а расчётливость.  К беде неопытность ведёт  
6. Контроль знаний, обратная связь
Правописание суффиксов имен существительных
«Карта знаний» (схема)

-щик- чик



В остальных случаях: наборщик, заправщик, бетонщик, сигнальщик
после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж: разведчик, летчик, рассказчик, подписчик

После основ на к и ч, где происходит чередование этих согласных с т: кабак – кабатчик, добыча – добытчик


-ик-ек

Если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется: дождик (дождика), хвостик (хвостика), стульчик (стульчика)
Если при склонении гласный е в суффиксе выпадает: песочек (песочка), орешек (орешка), замочек (замочка)