Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС) по В.В.Пасечнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №26»
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом педагогического совета
от 29 августа 2015 г. № 1
Директор МБОУ «Гимназия№26»
______________ А.Л.Сальников
Введено приказом № 266
от 29 августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»
ДЛЯ 6а, 6б, 6в,6г КЛАССОВ (1 час в неделю, 35 часов в году)
Составитель: Белова Алена Федоровна
( учитель биологии)
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО»
протокол от 28 августа 2015 г. № 1 на заседании МО,
Руководитель МО ________ М.Е.Харлова Зам. директора ________ Э.Н.Гимадеева Ф.И.О. Ф.И.О
Набережные Челны
2015
Календарно-тематический план
Беловой Алены Федоровны
учителя биологии на 2015-2016 учебный год
План составлен на основании
- Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень;
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии;
- На основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в недКоличество Автор учебника, год издания
к/р лабор.рабпр.раб. Биология 6а, 6б, 6в, 6г 35 1 - 11 - В.В.Пасечник, Биология, 6 класс, 2013
Методическая тема на 2015-2016 учебный год
Городская Школьная Учителя
Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования Совершенствование методической работы в гимназии в целях повышения результатив-ности урока как основной формы организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Воспитательный потенциал содержания учебных программ. Современные подходы к химическому образованию в условиях перехода к ФГОС.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО Заместитель директора
Протокол от 28 августа 2015 г. №1 _________Э.Н.ГимадееваРуководитель МО __________ Харлова М.Е. Дата
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Н
астоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для 5 класса и вместе с ней входит в непрерывный курса биологии с 5-го по 9-й класс общеобразовательной школы.
Цели и задачи курса:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;
• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;
• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Настоящая программа по биологии для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан) и составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой) непрерывный школьный курс естествознания. Перечисленные ниже основные идеи курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира».
Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 6 класса строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 6-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.
Экосистемный подход. По нашему мнению, среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 6-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.
Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6 класса введены разделы, посвященные сравнительному методу.
Место предмета в учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения – 280, из них «Бактерии, грибы, растения» 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
«Многообразие покрытосеменных растений» 35 ч, 1 ч в неделю (6 класс); «Животные»
70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); «Человек» 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс); «Введение в общую биологию» 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедеСодержание учебного курса
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия1
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (5 часов)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсия2
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
11 лабораторных работ
2 экскурсии
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение биологии в 5-9 классе направлено на достижение следующих результатов развития:
Личностные результаты:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о целостности природы,
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
• формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументиро-
вать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (35 часов в году)
№ урока Тема урока
Тип урока Количество часов Тип урока Виды деятельности Планируемые результаты Дата проведения
Предметные МетапредметныеЛичностные
Планируемая Фактическая
1 Строение семян однодольных и двудольных растений 1 Урок первичного
предъявления
новых знаний Изучение строения семян Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.
Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.
Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;
овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). А 2.09.
Б 2.09.
В 4.09.
Г 3.09. 2 Лабораторная работа №1
«Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиЗакрепление полученных знаний о строении семян А 9.09.
Б 9.09.
В 11.09.
Г 10.09.
3 Виды корней. Типы корневых систем Лабораторная работа №2
«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» 1 Урок общеметодологической направленности Формирование знаний о видах корней и типах корневых систем, закрепление полученных знаний на практике Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
Называть части корня.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.
Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта
овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы) А 16.09.
Б 16.09.
В 18.09.
Г 17.09.
4 Зоны корня. Лабораторная работа №3
«Корневой чехлик и корневые волоски» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиИзучение зон корней, закрепление знаний на практике А 23.09.
Б 23.09.
В 25.09.
Г 24.09.
5 Условия произрастания и видоизменения корней 1 Урок первичного
предъявления
новых знаний Изучение условий произрастания и видоизменения корней А 30.09.
Б 30.09.
В 2.10.
Г 1.09.
6 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега Лабораторная работа №4
«Строение почек. Расположение почек на стебле» 1 Практи-
ческое ис-
пользова-
ние новых
знаний Называть части побега.
Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.
Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.
Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
проводить анализ и обработку информации; сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 7.10.
Б 7.10.
В 9.10.
Г 8.10.
7 Внешнее строение листа Лабораторная работа № 5
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиФормирование знаний о побеге, почке, его строении и развитии
Изучение строения листа, закрепление знаний на практике Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
Характеризовать видоизменения листьев растений Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
проводить анализ и обработку информации сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 14.10.
Б 14.10.
В 16.10.
Г 15.10.
8 Клеточное строение листа. Видоизменение листьев 1 Урок первичного
предъявления
новых знаний Формирование знаний о клеточном строении листьев А 21.10.
Б 21.10.
В 23.10.
Г 22.10.
9 Строение стебля. Многообразие стеблей 1 Урок первичного
предъявления
новых знаний Формирование знаний о строении стебля Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.
Называть внутренние части стебля растений и их функции.
Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
проводить анализ и обработку информации сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 28.10.
Б 28.10.
В 30.10.
Г 29.10.
10 Видоизменение побегов Лабораторная работа №6
«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиИзучение видоизменений побегов Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.
Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). А 11.11.
Б 11.11.
В 13.11.
Г 12.11.
11 Цветок и его строение Лабораторная работа № 7
«Изучение строения цветка» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиИзучение строения цветка, закрепление знаний на практике Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Называть функции частей цветка.
Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
Характеризовать значение соцветий.
Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 18.11.
Б 18.11.
В 20.11.
Г 19.11.
12 Соцветия
Лабораторная работа № 8
«Ознакомление с различными видами соцветий» 1 Практи-
ческое ис-
пользова-
ние новых
знаний Изучение строения соцветий, закрепление знаний на практике А 25.11.
Б 25.11.
В 27.11.
Г 26.11.
13 Плоды и их классификация Распространение плодов и семян
Лабораторная работа № 9
«Ознакомление с сухими и сочными плодами» 1 Урок общеметодологической направленности
Практи-
ческое ис-
пользова-
ние новых
знаний Изучение строения плодов, закрепление знаний на практике Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 2.12.
Б 2.12.
В 4.12.
Г 3.12.
14 Обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 1 Урок развивающего контроля Закрепление полученного материала по разделу Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии А 9.12.
Б 9.12.
В 11.12.
Г 10.12.
15 Минеральное питание растений 1 Урок общеметодологической направленности Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.
Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.
Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней сред Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 16.12.
Б 16.12.
В 18.12.
Г 17.12.
16 Фотосинтез 1 Урок общеметодологической направленности Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.
Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.
Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.
Обосновывать космическую роль зелёных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе А 23.12.
Б 23.12.
В 25.12.
Г 24.12.
17 Дыхание растений 1 Урок общеметодологической направленности Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.
Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 13.01.
Б 13.01.
В 15.01.
Г 14.01.
18 Испарение воды растениями. Листопад
Экскурсия на тему: «Зимние явления в жизни растений» 1 Урок примене-
ния предметных
умений А 20.01.
Б 20.01.
В 22.01.
Г 21.01.
19 Передвижение воды и питательных веществ в растении 1 Решение
частной
учебной
задачи А 27.01.
Б 27.01.
В 29.01.
Г 28.01.
20 Прорастание семян Лабораторная работа № 10
«Определение всхожести семян растений и их посев» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиНазывать основные черты, характеризующие рост растения.
Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.
Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.
Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии А 3.02.
Б 3.02.
В 5.02.
Г 4.02.
21 Способы размножения растений 1 Решение
частной
учебной
задачи Характеризовать значение размножения живых организмов.
Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.
Объяснять биологическую сущность полового размножения.
Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал А 10.02.
Б 10.02.
В 12.02.
Г 11.02.
22 Размножение споровых растений 1 Решение
частной
учебной
задачи А 17.02.
Б 17.02.
В 19.02.
Г 18.02.
23 Размножение семенных растений 1 Решение
частной
учебной
задачи А 24.02.
Б 24.02.
В 26.02.
Г 25.02.
24 Вегетативное размножение покрытосеменных растений
Лабораторная работа №11
«Вегетативное размножение комнатных растений» 1 Контроль и
коррекция
видов дея-
тельностиНазывать характерные черты вегетативного размножения растений.
Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе А 2.03.
Б 2.03.
В 4.03.
Г 3.03.
25 Систематика растений 1 Решение
учебной
задачи -
поиск и
открытие
нового
способа
действия. Приводить примеры названий различных растений.
Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Объяснять значение систематики растений для ботаники.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе А 9.03.
Б 9.03.
В 11.03.
Г 10.03.
26 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные 1 Комплексное применение ЗУН
и СУД.
Коррекция
знаний и
способов
действий Выделять основные признаки класса Двудольные.
Описывать отличительные признаки семейства Розоцветные.
Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой А 16.03.
Б 16.03.
В 18.03.
Г 17.03.
27 Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные 1 А 30.03.
Б 30.03.
В 1.04.
Г 31.03.
28 Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные 1 А 6.04.
Б 6.04.
В 8.04.
Г 7.04.
29 Культурные растения 1 А 13.04.
Б 13.04.
В 15.04
Г 14.04.
30 Обобщающий урок по теме: «Классификация растений» 1 Урок развивающего контроля Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии А 20.04.
Б 20.04.
В 22.04.
Г 21.04.
31 Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе 1 Урок первичного
предъявления
новых знаний Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.
Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.
Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни А 27.04.
Б 27.04.
В 29.04.
Г 28.04.
32 Развитие и смена растительных сообществ 1 Урок примене-
ния предметных
умений А 4.05.
Б 4.05.
В 6.05.
Г 6.05.
33 Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.
Охрана растений
1 А 11.05.
Б 11.05.
В 13.05.
Г 12.05.
34 Экскурсия №2 на тему: «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах» 1 Урок развивающего контроля А 18.05.
Б 18.05.
В 20.05.
Г 19.05.
35 Обобщающий урок по пройденным материалам 1 Урок развивающего контроля Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) А 25.05.
Б 25.05.
В 27.05.
Г 26.05.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся 6 класса
Оценка устного ответа
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ
Отметка "5" 85-100% ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" 70-84% ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" 50-69 % ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" менее 50% ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
График лабораторных работ
№ п/п Название работы Дата проведения
Планируемая Фактическая
1 Лабораторная работа №1
«Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» А 9.09.
Б 9.09.
В 11.09.
Г 10.09. 2 Лабораторная работа №2
«Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы» А 16.09.
Б 16.09.
В 18.09.
Г 17.09. 3 Лабораторная работа №3
«Корневой чехлик и корневые волоски» А 23.09.
Б 23.09.
В 25.09.
Г 24.09. 4 Лабораторная работа №4
«Строение почек. Расположение почек на стебле» А 7.10.
Б 7.10.
В 9.10.
Г 8.10. 5 Лабораторная работа № 5
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» А 14.10.
Б 14.10.
В 16.10.
Г 15.10. 6 Лабораторная работа №6
«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» А 11.11.
Б 11.11.
В 13.11.
Г 12.11. 7 Лабораторная работа № 7
«Изучение строения цветка» А 18.11.
Б 18.11.
В 20.11.
Г 19.11.
8 Лабораторная работа № 8
«Ознакомление с различными видами соцветий» А 25.11.
Б 25.11.
В 27.11.
Г 26.11. 9 Лабораторная работа № 9
«Ознакомление с сухими и сочными плодами» А 2.12.
Б 2.12.
В 4.12.
Г 3.12. 10 Лабораторная работа № 10
«Определение всхожести семян растений и их посев» А 3.02.
Б 3.02.
В 5.02.
Г 4.02. 11 Лабораторная работа №11
«Вегетативное размножение комнатных растений» А 2.03.
Б 2.03.
В 4.03.
Г 3.03. Лабораторные работы по биологии 6 класс
Лабораторная работа №1. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»
Цель: изучить строение семян однодольных и двудольных растений.
Оборудование: проросшие семена, микроскоп, микропрепарат «Зерновка пшеницы», лупы, препаровальные иглы, технологические карты для выполнения лабораторной работы.
Ход лабораторной работы
1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
2. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).
2. Пользуясь препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5. Подготовьте микроскоп к работе.
6. Рассмотрите микропрепарат «Зерновка пшеницы» под микроскопом при увеличении в 40 раз.
7. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: семядолю, корешок, стебелёк и почечку.
8. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
9. Выявите черты сходства и различия строения семян. Объясните названия классов – однодольные и двудольные. Докажите, что семя – это зачаток нового растения.
Лабораторная работа №2. «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»
Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.
Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, рисунки учебника на с. 38.
1.Инструктивная карточка
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. На с. 90 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. Заполните таблицу.
Название растенияТип корневой системыОсобенности строения
6.Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.
Лабораторная работа №3. «Корневой чехлик и корневые волоски»
Цель работы: изучить особенности строения корневого чехлика и корневых волосков, выделить его основные особенности, связанные с выполняемой функцией.
Оборудование: проростки пшеницы, лупа, микроскоп, чернила, вода, лук.
1.Рассмотрите проростки пшеницы, гороха невооруженным глазом, затем в лупу. Найдите корневой чехлик.
2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика, найдите выросты в виде пушка - корневые волоски.
3.Положите корешок в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
4.Что общего в строении корневого волоска и клетки кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
5.Сделайте вывод.
Лабораторная работа №4. «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.
Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите и зарисуйте расположение почек на них.
2. Отделите почку от побега, рассмотрите ее внешнее строение. Какие приспособления имеются у почек к перенесению неблагоприятных условий?
3. Рассмотрите разрезанную вдоль вегетативную почку. С помощью рисунка на найдите почечные чешуи, зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.
4.Изучите генеративную почку, найдите ее части. В чем сходство и различия вегетативных и генеративных почек. Используйте для сравнения рисунок учебника .5. Сделайте вывод о сходстве и различиях в строении вегетативной и генеративной почек. Чем отличается побег от почки.
Лабораторная работа № 5. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Цель: изучить признаки простых и сложных листьев, способы расположения их на стебле, дать элементарную классификацию листьев по форме листовой пластинки.
Материалы и оборудование: набор простых и сложных листьев с разной формой листовой пластинки, краем листа, комнатные растения, гербарии, таблицы, учебник, открытки, фотографии листьев.
Ход работы
1. Рассмотрите листья из пакета. Разделите их на две группы – с одной листовой пластинкой и с несколькими. Чем отличаются друг от друга эти листья, как они называются?
2. Рассмотрите листья дуба, липы, березы, клена. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?
3. Рассмотрите листья земляники, клевера, акации, шиповника, малины. В чем сходство этих листьев? К какой группе их можно отнести?
4. Рассмотрите общую форму листовых пластинок у простых листьев разных растений. Одинакова ли она? Попробуйте назвать форму листа.
5. Рассмотрите листья клена, дуба, одуванчика, лютика. Чем они отличаются от листа березы, осины, липы? Определите глубину надреза пластинки, количество и расположение лопастей на ней. Заполните таблицу.
РастениеЛист простой/сложный Форма листовой пластинки
6. Внимательно рассмотрите сложные листья (малины, акации, земляники, гороха, шиповника). Найдите черешок, подсчитайте количество пластинок на нем. В чем сходство и в чем различие этих листьев? Продолжите заполнение таблицы.
7. Определите тип жилкования, край, основание и верхушку листа, простой или сложный лист, к однодольным или двудольным растениям они относятся.
Лабораторная работа №6. «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)»
Цель:
Гипотеза:
Ход работы:
1. Изучите текст учебника «Корневище», рассмотрите рисунок .2. Найдите стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.
3. Зарисуйте и подпишите части корневища.
4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.
5. Изучите текст учебника «Клубень» рассмотрите рисунки.
6. Рассмотрите строение клубня картофеля. Найдите почки (глазки), следы от недоразвившихся листьев, стебель.
7. Зарисуйте и подпишите части клубня.
8. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубень.
9. Изучите текст учебника «Луковица» рассмотрите рисунок.
10.Рассмотрите строение луковицы. Найдите стебель – донце, видоизмененные листья, почки, придаточные корни.
11. Зарисуйте и подпишите части луковицы.
12. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицу.
Сделайте вывод: Сравните корневище, клубень и луковицу с побегом.
Лабораторная работа № 7. «Изучение строения цветка»
Цели: практическое знакомство учащихся со строением цветка; укрепление знаний о строении цветка и его функциях; продолжать формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами.
Оборудование: живые цветки тюльпана, лупы, пинцеты, препаровальные иглы.
Ход работы
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
1.Рассмотрите цветок тюльпана. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
2.Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
3.Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Составьте формулу цветка.
Лабораторная работа № 8. «Ознакомление с различными видами соцветий»
Цель: Познакомиться со строением простых и сложных соцветий. Научиться распознавать типы соцветий.
Оборудование: наборы гербарных листов растений с различными типами соцветий, живые цветы.
Инструктивная карточка.
1. Начертите таблицу:
Особенности строения соцветий
Название соцветияОсобенности его строенияПример растения
2. Ознакомьтесь с гербарными листами растений, соцветия которых нужно определить.
3. Рассмотрите поочередно каждое растение, найдите его название в этикетке. Какое соцветие у данного растения? Заполните таблицу.
4.Сделайте вывод о роли соцветий в опылении растений.
Лабораторная работа № 9. «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
Цель: познакомиться с разнообразием плодов, научиться их сравнивать
Оборудование: карточка с рисунками плодов и муляжи плодов и натуральные плоды с/х растений.
Ход работы:
1. Рассмотрите плоды.
2. Определите какие из них сухие, а какие сочные.
Разделите их на односемянные и многосемянные.
Оформление результатов: заполните таблицу
Название растения Плод Название плода и его схематический рисунок.
Сделайте вывод, в котором объясните, чем плоды отличаются от других органов растения, сравните сухие и сочные плоды и укажите, зачем растениям нужны плоды?
Лабораторная работа № 10. «Определение всхожести семян растений и их посев»
Цель: учиться определять всхожесть семян и их посев, вести наблюдения за прорастанием семян.
Оборудование: семена растений, тарелка, кусочек фильтрованной бумаги.
Ход работы.
1.Определение всхожести семян проращиванием.
Опыт. Учащиеся кладут на тарелку стеклянную опрокинутое кверху дном блюдечко, помещают на пластинку кусочек фильтровальной бумаги так, чтобы спускающиеся с двух сторон края их касались дна тарелки. Смачивают бумагу или тряпочку водой и наливают воду на дно тарелки. Укладывают на подготовленное место сто семян рядами. Поддонник накрывают другим поддонником и ставят в теплое место (температура 15-20°С). Подсчитывают через каждый день число проросших семян, удаляя их из поддонника, записывают в тетрадь. Загнившие семена также удаляют, подсчитав их число. После 12-13 наблюдений, когда не обнаруживается уже проросших семян, опыт закончен. Теперь определяют процент всхожести семян, как описано в учебнике ботаники или в следующем опыте.
Для посева используют семена с высоким процентом всхожести.
2. Определение всхожести семян путем окрашивания зародыша.
В предыдущем опыте процесс определения всхожести семян занимал 5-10 и более дней. Учащимся будет интересно познакомиться со способом определения всхожести семян в течение 10-15 ч. предложенным Н. М. Верзилиным.
Для проведения этого опыта учащиеся берут определенное число семян пшеницы, помещают в стакан и заливают свекловичным соком, приготовленным заранее следующим способом. Свеклу следует натереть на терке, из полученной массы выжать сок и процедить без добавления воды, семена выдержать в соке 10-15 ч.
Затем слить красители, тщательно промывают се мена водой и каждое семя разрезать через зародыш скальпелем. Мертвый зародыш окрашивается, а здоровый нет. По количеству окрашенных и неокрашенных семян подсчитывают и выводят процент всхожести.
Для проверки этого способа параллельно ведут проращивание таких же семян обычным способом. Это дает возможность сравнить результаты.
Пример. Взяли 200 семян пшеницы и залили в стаканы, свекловичным соком. После вскрытия оказались неокрашенными 196, окрашенными - 4. Учащиеся составляют пропорцию:
200-100% 196-100
196-х откуда х = 200 = 98%
Процент всхожести семян — 98%.
Оформление результатов.
После окончания работы организуется отчет о результатах опытов.
Результаты опытов учащиеся представляют в виде таблицы или графика с изображением, как шло прорастание семян различных видов растений по дням.
2. Посев семян.
Пронаблюдайте за прорастанием семян (запишите даты появления первых всходов) и сделайте вывод.
Лабораторная работа №11. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: учиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков.
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы.
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых
Литература
Для учащихся:
1.Учебник В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г. ( линия Вертикаль, ФГОС)
2.Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru
3.Рабочая тетрадь к учебнику_В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2015г.
4. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» 1999
5.Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест» 2001.
Для учителя:
6.А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. М.: «Вако». 2011
7. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
9.И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кумченко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. М.:Вентана-Граф. 2001
10.Методическое пособие к учебнику В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»
Материально-техническое обеспечение учебного процесса обучения биологии в 6 классе ( ФГОС)
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных
биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:
Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте дрофа, выход в Интернет., Компакт-диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Электронные диски для школы, Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6-9 класс, Лабораторный практикум.
Презентации: обзор социальных сервисов web2.0
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать
деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса
биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной
образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы).
•Царства живых организмов
•Устройство светового микроскопа
•Виды тканей
•Многоклеточные водоросли
•Размножение папоротников ( цикл развития)
•Размножение голосеменных растений ( хвойных)
•Строение корневой системы растений
•Видоизменение побегов, листьев
•Строение цветка
•Строение генеративной и вегетативной почек
•Типы плодов
•Цветковые растения
•Типы соцветий
•Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»
Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества, представители основных семейств цветковых, листья), Приготовленные и живые объекты исследований –папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник, фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.), ветки деревьев с различным расположением почек, , клубни картофеля, луковица лука, корневища ириса, семена фасоли и ржи.
Коллекции: Голосеменные растения, Семена и плоды.
Наборы муляжей: строение цветка.
Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов.
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ) .Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты, инструкции к ЛР.