8 клас урок-обобщение. Мочевыделительная система. Кожа
Урок биологии 8«б» класс
Бекетова Нурзии Фаляхетдиновны.
Учитель биологии М ОУ ЯсногорскаяСОШ
Тема урока: Мочевыделительная система. Кожа
Тип урока: обобщение и систематизация в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- игра
Метод: комбинированный, групповая работа и индивидуальная работа.
Модель обучения: базовая (8 класс – 2 час в неделю).
Цели урока:
Обобщающая: систематизировать полученные знания по изученной теме; подвести учащихся к созданию общей картины о значении органов и систем органов выделения.
Закрепляющая: закреплять умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи и мочевыделительной системы.
Развивающая: развивать умение устанавливать взаимосвязь между теоретическими знаниями и жизненной практикой.
Формирующая: учить обосновывать знания о значении удалении продуктов обмена из организма в окружающую среду соответствующими анатомо-физиологическими знаниями.
Воспитывающая: воспитывать сознательное изучение предмета, творческий подход к учебной деятельности.
Познавательные УУД: умение выделять главное в полученной информации, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации извлечение необходимой информации из прослушанных сообщений и полученных знаний, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень своих знаний, умение выделить нравственный аспект поведения при игре,смыслообразование, т.е.установление связи между целью игры и ее результатом
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Прогнозорование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, оценка своей деятетльности и взаимооценка, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы
Коммуникативные УУД: умение работать в составе игровых групп, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
Оборудование:
ПК;
проектор;
презентация к уроку;
Таблицы: «Строение кожи» и «Внутреннее строение почки»;
Дидактический материал. Приложение №1
Творческие работы учащихся;
две шкатулки;
Призы ( по усмотрению учителя)
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (ход игры)
5) Первичное закрепление знаний.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Этап урока Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты УУД Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута). - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Устная оценка учителя
2. Актуализация
знаний, сообщение темы и целей урока
(2 минуты)
Тема урока: Обобщение по теме «Мочевыделительная система и кожа организма»
Наш урок будет проходить в форме игры «Поле чудес»
«Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» - Ю.К. Бабанский.
В конце урока мы должны вернуться к эпиграфу и ответить на утверждение Ю.К.БабанскогоВыдвигает проблему, сообщает тему урока Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Устная оценка учителя
3. Постановка учебной задачи.
(2 минута) - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока (Слайд 1)
У вас на столах оценочные листы (Приложение №1) запишите фамилию, имя число. Тему урока.
- Мы закончили знакомиться с выделительной системой организма человека
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны уметь обобщать знания по выделительной системе организма, знать особенности их строения, уметь определять причины поражения органов мочевыделительной системы и терморегуляции организма, и значение в жизни человека. (Слайд 2).
обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Запись учащимися числа, темы урока.
Презентация проекта игры «Поле чудес» выполненная опережающей формой обучения.
Учащиеся конкретизируют цель урока Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Устная оценка учителя, оценивание индивидуально
В оценочных листах.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Ход игры. Объяснение правила игры.
15 минуты
формируются из учащихся, которые первыми правильно ответят на отборочные вопросы (появление вопросов и ответов по щелчку).
Задания каждого тура игроки отгадывают по буквам. После того, как ребята отгадали задание, появляется –ответ.
Первый отборочный тур. Задание №1 (слайд №5).
1. Как называется орган изображенный на рисунке? (почка) (слайд №6)
2 Как называется орган изображенный на этом рисунке? (строение кожи) (слайд №7)
3. Какой процесс изображен на картинке? ( образование мочи ) (слайд №8)
1 тройка игроков
Что является функциональной
единицей почки? ( нефрон)
(слайд №9)
Информационная пауза (слайд №10)
А ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО…(слайд №11)
(опережающее задание ученика по дополнительной информации (Приложение №2-1) Второй отборочный тур. (слайд №12)
Задание №1
1. Какое образование кожи обозначено на рисунке? (волос) (слайд №13)
2. Какой орган обозначен на рисунке вопросом? ( мочеточник) (слайд №14)
3. Как называются этот орган и какую функцию он выполняет? (мышца) (слайд №15)
2 тройка игроков
Как называется слой кожи образованный эпителиальной тканью, образующих роговой и ростковый слои? (эпидермис) (слайд №16)
Информационная пауза: (слайд №17)
«Влияние курения и алкоголя на мочевыделительную систему» (Приложение №2-2); (слайд №18)
Третий отборочный тур. (слайд №19)
Задание №1
1. Что изображено на рисунке под цифрой 3?( почечный клубочек) (слайд №20)
2. Что изображено на рисунке под цифрой 4? ( мозговой слой почки) (слайд №21)
3. Как называется образование кожи показанное стрелкой? (потовая железа) (слайд №22)
3 тройка игроков
К какому врачу вы обратитесь при заболевании мочевыделительной системы? (уролог) (слайд №23)
Информационная пауза : (Приложение №2-3) (слайд №24)
А знаете ли вы.!) (слайд №25)
Финал.!) (слайд №26)Непроизвольное опорожнение мочевого пузыря, происходящее в нежелательный момент или в неподходящем месте? (энурез) (слайд №27)
Рекламная пауза : (Приложение №2-4 ) (слайд №28)
Все о коже. (слайд №29) СУПЕРИГРА (слайд №30)
Выбор разыгрываемого приза. (слайд №31)
Процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды? (терморегуляция) (слайд №32)
Учитель
Указывает на слайды
Работа в оценочных листах подчеркивают степень своего участия на уроке.
Внимательно слушайте информацию
Внимательно слушайте информацию
Все кто набрал баллы записывают в оценочный лист
Внимательно слушайте информацию
В финальную игру выходят победители отборочных туров
Победитель финальной игры остается на суперигруСлово состоит из 14 букв, необходимо назвать 6 букв и дается 1 минута на угадывания слова. Работа в оценочных листах Кто быстрее угадал слова, записывает в оценочный лист, Если не может угадать слово можно пользоваться учебниками, таблицами на доске.
Ученики садятся за парты – остальные в классе встают и хлопают им за игру.
Ученики садятся за парты – остальные в классе встают и хлопают им за игру.
Ученики садятся за парты – остальные в классе встают и хлопают им за игру.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы этапов игры.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, быстро находить ответы. Приобретение элементарных навыков работы компьютором.
Устная оценка учителя; Зарабатывают баллы
5. Первичное закрепление знаний.
10 минут 1 уровень: Составь трехзначное число
В первом - перечислены составные части кожи, во втором – их месторасположения, а в третьем – выполняемые функции.- Соотносите эти фактические данные и записывают тройки чисел, объединенные по смыслу.
1. Рецепторы.2. Ростковый слой.3. Кровеносные сосуды.4. Эпителиальная ткань.5. Соединительная ткань.6. Подкожная клетчатка.7. Располагается в основание эпидермиса.8. Третий слой кожи.9. Участие в обмене веществ.10. Основа второго слоя кожи.11. Находится в собственно коже.12. Образует верхний слой кожи – эпидермис.13. Участие в теплорегуляции.14. Чувствительная часть кожи.15. Превращаются в ногти и волосы.16. Участвует в обновлении ткани.17. Запасание жира и энергии.18. Придаёт коже эластичность
2 уровень: Перечислены характерные признаки по построению, функциям, особенностям кожи и почек. Необходимо по вариантам их определить и построить ответы в виде графической цепочки, где знак " ?" означает "да", а знак "_" - "нет".I вариант – Почки.II вариант – Кожа.
1. Выделяется вода, соли, аммиак, мочевина, мочевая кислота.
2. Орган мочевыделительной системы.
3. Синтез витамина Д.
4. Содержится пигмент меланин.
5. Синтезируется аммиак.
6. В состоянии покоя за сутки в среднем выделяется 500 см жидкости.
7. В сутки в среднем выделяется 1,5 л. жидкости.
8. Поддерживание постоянства реакции крови.
3 уровень: Впервой колонке записаны предложения или умозаключения с незаконченным смыслом.- Учащиеся должны дополнить незаконченные предложения во второй колонке. К цифре подставьте букву.
Вариант 1
Вопросы Ответы
1. Выделение растворов конечных продуктов обмена происходит черезА)-кожу, почки, лёгкие
2. Организм отдает воду во внешнюю среду черезБ)-пищеварительную систему
3. Первые порции вторичной мочи обнаруживаются вВ)-адреналин
4. Структурная и функциональная единица почки Г)-почечных канальцах
5. Замедляет мочевыделение Д) -нефрона
6. Снабжение крови водой осуществляется Е)-толстой кишкой
Ответы (слайд №33) Дается индивидуальное задание по уровням, ограничивая время его выполнения.
1 уровень – сильным ученикам; второй уровень – средним ученикам; 3 уровень –слабым ученикам. Учащиеся выполняют задания, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Меняются тетрадями и проводят взаимопроверку, выставляют оценки Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Устная оценка учителя
6. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
5 минут Отвечают на вопросы учителя
1. Как называется структурная и функциональная единица почки?
2. Какова функция почек?
3. Влияние курения и алкоголя на мочевыделительную систему?
5. Каков состав пота?
6. Сколько грамм сала выделяется за сутки?
7. Сколько % микробов под ногтями?
8.Сколько на теле человека волос?
9. Что такое загар?
10. Какой пигмент дает коже цвет?
Учитель задает вопросы Учащиеся устно отвечают Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Устная оценка учителя
7. Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Давайте вернемся к цели нашего урока . Запишите в оценочном листе и подчеркните в высказывание Ю.К. Бабанского, что соответствовало нашему уроку.
«Эти уроки развлекают, забавляют, возбуждают, изумляют. Но хорошо бы не забывать, что урок, ну хоть немножечко должен еще и обучать» -
Ю.К. БабанскийДать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Вопросы ученикам:
1. Довольны ли вы результатом своей работы на уроке?
2. Смогли ли вы вспомнить и повторить за урок основные вопросы пройденной темы?
3. Урок поправился или нет?
4. Хотелось бы вам поиграть в « Поле чудес» еще раз, на одном из будущих уроков?
По результатам урока оцените свою работу на уроке, выберите карточку с определенным символом, соответствующему вашему настроению, а остальные зачеркните –«х»
Сдать оценочные листы Учащиеся работают в оценочных листах. Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Выставляют оценки за урок. Итоговые оценки , после проверки оценочных листов.
8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
(2 минуты)
Спасибо за урок. Параграфы 39-43.Составить кроссворд по пройденной теме с использованием тех вопросов, которые были разработаны ими в ходе урока. Кроссворд оформить на отдельном листе формата А4, выбор шрифта, цвета, иллюстрации и т.д на усмотрение ученика.
Литература и ресурсы Интернета:
1.Биология. Человек.8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебникуА.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш
2.Понамарева И.Н, Соломин В.П..,Сидельникова Г.Д.Общая методика обучения биологии. - М.:Академия,2002.
3Уроки биологии с икт 8 класс С.Н. Лебедев.
4.Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии. 8 класс
Интернет-ресурсы:
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.htmWWW. Wikipedia.org-Википедия, свободная энциклопедия
WWW.school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
WWW.fcior.edu/ru/wps/portal/main-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
WWW.intergu.ru-Интернет-сообщество учителей.http://temnyjles.narod.ru/Gribi-kn.htm
http://www.stihi.ru/2011/01/06/50Мультимедийное средства обучения.
1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодия»,2006.
2.Библиотека электронных наглядных пособий» Биология.6-9кл. « - ООО» Кирилл и Мефодий»,2002