Роль книги в жизни человека (5 класс)


Вводный урок литературы в 5 классе
"Роль книги в жизни человека"
Цели урока:
1. Познакомить детей с учебником, с историей создания книги;
2.Дать представление о том, как устроена книга;
3.Развивать любознательность, словарный запас учащихся.
Обучающие:
1.Познакомить учащихся с содержанием учебника литературы 5 класса, автора В. Я. Коровиной;
2.Познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.
3.Вызвать интерес к предмету литературы, к чтению и изучению художественных произведений русских и зарубежных авторов;
4.Учить учеников слушать и слышать; вести диалог;
Развивающие:
1.Развивать умения учащихся поддерживать и вести беседу на уроке, правильно и интересно отвечать на вопросы учителя;
2.Развивать познавательные и творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности;
3.Развивать сотрудничество: учитель ↔ ученик, ученик ↔ ученик, ученик ↔ коллектив.
Воспитательные:
1.Прививать интерес к литературе и любовь к чтению;
2.Воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: записи на доске, проектор, экран, мультимедиа, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной.
План урока:
1.Знакомство с кабинетом литературы, учебником литературы для 5 класса;
2.Знакомство с задачами нового учебного предмета;
3.Беседа о читательских интересах пятиклассников, о прочитанных летом произведениях;
4.Беседа с ребятами о роли книги в жизни человека;
5. Знакомство как устроена книга.
Словарная работа: обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац, сноски, оглавление, автор, художник, редактор, корректор, наборщик.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учитель: Все вы уже на год стали взрослее, мудренее, опытнее. Стали больше понимать. Появились новые ценности, желания.  Так пусть же этот новый учебный год, исполнит все ваши ожидания сполна! Пусть новые появятся возможности, которые еще приближают вас к вашим мечтам.  Помните, что упорство уверенно ведет вас вперед. И только труд поможет вам стать именно тем, кем вы себя видите в будущем!  Так что начинайте действовать прямо сегодня, не ждите завтра! И тогда ваша мечта, станет ближе на день! С первым днем учебного года ученики.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Учитель: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды, что вы видите?
Чем отличается этот кабинет от других учебных помещений?»

Дети: в кабинет литературы очень интересно заходить, в нём много портретов разных писателей. Также в кабинете много словарей и справочников, есть небольшая выставка книг, оформлены интересные красочные стенды. В кабинете литературы есть компьютер и  проектор).
Учитель:
«Чтение – вот лучшее учение». А.С. Пушкин.
Учитель: «Ребята, посмотрите на доску, прочитайте, что написано для вас, скажите, о чём сегодня пойдёт речь, какова тема нашего урока? Не забывайте, что тема – это то, о чём говорится…».
Дети: разговор пойдёт о книгах,  и о том,  какую роль они играют в жизни каждого человека. А ещё разговор пойдёт об учебнике литературы, о том,  как он «устроен»).
Учитель:
Чтение – это главное умение в жизни человека, без которого он не сможет постичь окружающий мир.
Поначалу люди изучали мир только при помощи наблюдений и опытов, познания передавали из уст в уста. Позже научились записывать важнейшие мысли.
Книжки хранят внутри себя факты, размышления и открытия, которые накопило население земли за тысячелетия собственного существования. Из научных книжек мы получаем познания о законах природы и мира.
Из художественной литературы мы узнаем о людях, их эмоциях и переживаниях, обучаемся горевать и ликовать вместе с ними. Чтение — наилучший метод стать образованным человеком.
Если вы умеете читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, то от этого будут зависеть ваши успехи в учении на протяжении всех школьных лет.Учитель: Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?
Дети: уроки чтения
Учитель: чему вы учились на уроках чтения?
Дети: учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, чувствовать ритм стихотворения, выразительно, по ролям читать рассказы.
Учитель: На наших уроках мы тоже будем много читать, но наш предмет будет называться «литература». Что это такое?
Учитель: слово «литература» пришло к нам из языка древних римлян – латинского. В переводе означает «написанное». Запишем в тетрадях тему нашего урока (Роль книги в жизни человека) и определение, что такое литература.
Литература (лат) – «написанное».
Книга - сшитые в один переплет листы бумаги, или пергамента. (Владимир Иванович Даль).
Книга - произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых вместе листов с каким-либо текстом. (Сергей Иванович Ожегов).
Книга - печатное произведение (в старое время также рукопись) в форме сброшюрованных или переплетенных вместе листов с каким-нибудь текстом, иногда и рисунками. (Дмитрий Николаевич Ушаков).

Учитель: «Ребята, перед вами учебник литературы, по которому вам предстоит работать весь год, внимательно рассмотрите его, кто автор учебника? Чем учебник литературы отличается от других учебных книг? Как с ним нужно работать?»

Дети: учебник литературы «влечёт» к себе,  хочется читать произведения, напечатанные на его страницах,  рассматривать иллюстрации, учить наизусть стихи, помещённые в учебнике. Учебник большой,  состоит из двух частей,  он очень красочный).
Учитель: с чего начинается знакомство с книгой?
Учитель: рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы, сноски.
Обложка – бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради (в отличие от твердого переплёта). У нашего учебника переплёт. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для неё обложку.
Форзацы – страницы в самом начале и в конце книги.
-3638551394460Титульный лист – страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания.
Учитель: видео
Учитель:
-Ребята, любите ли вы читать?
-Какие книги вы прочли летом, чем они вам понравились, чем интересны? Кто их авторы, о чём в них рассказывается?

(Рассказы учеников о книгах, прочитанных летом, ребята обязательно называют имена авторов любимых книг.
Учитель: Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?
На Руси книжки были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Обыкновенные люди не могли приобрести для себя книжку. Иван Федоров в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книжка стала доступна широкому кругу читателей.
В разработке современной книжки участвует огромное количество людей различных профессий: создатели, редакторы, живописцы, наборщики, корректоры и работники типографий.
Учитель: Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.
Уметь читать книгу— означает пристально смотреть за мыслью создателя, сопереживать его героям, стараться осознать главное, что желал сказать нам писатель собственной книжкой. Доверительный разговор происходит, когда читатель отыскивает ответы на те вопросы, которые поднимает создатель, либо находит в книжке ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и услаждается чтением.
Доверие - это уверенность в искренности и корректности слов собеседника.
Доверительный разговор - это разговор искренний, добросовестный, открытый.
Учитель: Как нужно относиться к книге, к учебнику?
Дети: книги нужно беречь, относиться к ним с любовью, потому что в книгу вложен труд многих людей: писателей, поэтов, художников, наборщиков, редакторов, ребята объясняют, кто такие наборщики, редакторы…)
Учитель: писатель – художник –иллюстратор – типография – читатель.
Итог урока:
1.Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
2.О чем мы сегодня говорили?
Рефлексия:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…Домашнее задание: написать 3 пословицы о книге в тетрадь.