Урок технологии Виды рабочей одежды.Снятие мерок (5 класс)
Урок технологии в 5 классе
Тема: « Виды рабочей одежды. Снятие мерок»
Урок путешествие в страну знаний
Цели урока:
Предметные:
- познакомить учащихся с назначением рабочей одежды, ее видами и моделями; эксплуатационными требованиями;
- дать учащимся пространственное представление о линиях, мысленно проходимых на фигуре; научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки);
Метапредметные:
- развивать пространственное мышление;
-развивать внимание, точность, аккуратность;
-умению анализировать, защищать свою точку зрения.
Личностные:
-Умение работать самостоятельно;
-формирование дружеского отношения в классе.
Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.
Оборудование: манекен учебный, иллюстрации моделей рабочий одежды,
образец передника, таблица изображение линий мысленно проведённых на фигуре человека.
Методическое оснащение
1.Сантиметровая лента, манекен, резинка для фиксирования талии.
2.Дидактическое обеспечение: учебник, наглядное пособие «Снятие мерок»
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа, самостоятельная работа, демонстрация, инструктаж, практическая работа, закрепление.Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные понятия: классификация одежды, размер, мерки, выкройка, симметричная деталь, линия талии, линия бедер, линия низа, линия середины детали, длина изделия, длина нагрудника, полу обхват талии, полу обхват бедер, расстояние между высокими точками груди. I. Организационный момент Деятельность учителя: Проверяю готовность учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Подготовка класса к работе
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Деятельность учителя: Организует повторение знаний
Беседа:
Задаю вопросы учащимся: Деятельность учащихся: Вспоминают, отвечают на вопросы.
Что такое конструирование.
С чего начинается конструирование изделия?
Каким инструментом пользуются при снятие мерок?
III. Изучение нового материала. Деятельность учителя: Подвести детей к самостоятельной познавательной цели.
Кстати, девочки вспомните, пожалуйста, какую вы знаете рабочую одежду. Учащиеся рассказывают. Правильно.
Продолжаю рассказывать:
По назначению одежда делится на бытовую, рабочую и форменную. К бытовой относится каждодневная, домашняя и праздничная. Рабочая одежда может быть домашней (передник) и специальной, которую носят врачи, повара, сварщики.
Форменная одежда предназначена для представителей определенной профессии - милиционеров, стюардесс, военных, летчиков, железнодорожников.
Вы уже знаете, что при пошиве одежды обязательно учитывается ее назначение. Так передник для кулинарных работ целесообразно сшить из хлопчатобумажных или льняных тканей.
Демонстрирую учащимся различные фасоны фартука.
Заостряю внимание на одном виде фартука. Использую методику «Сенкан». Это четверостишье, где учащиеся определяют модель, фасон, отвечают на вопрос: «Какой он, для чего служит?»
Деятельность учащихся: Учащиеся рассказывают
Словарь к «Cенкану»
Существительные: фартук, передник, рабочая одежда.
Прилагательные: нужный, красивый, прямоугольный, овальный.
Глаголы: предохраняет, уберегает, украшает.
Предложение из 4 слов: защищает одежду от загрязнения
Синонимы: фартук, передник, рабочая одежда.
Знакомлю учащихся с основными линиями, для развития пространственных представлений предлагаю учащимся вообразить гладкую поверхность воды и человека выходящего из воды на берег с тремя остановками:
Деятельность учащихся:
Физкультминутка: Учащиеся делают имитирующие движения руками представляя себя в воде купающимися, (что является одновременно изучением основными линиями и физкультминуткой).
1 Вода доходит до подмышечных впадин - линия груди (ЛГ),
2. до талии – линия талии (ЛТ), на самом узком месте фигуры,
3. до середины колен-(ЛК), является длиной изделия.
Одна из учениц одевает передник (при условии соответствия размера и роста.Предлагаю учащимся определить, где на переднике проходит линии мысленно проводимые через точки. Верхний край грудки находится примерно на уровне передних углов подмышечных впадин – на линии ширины груди +/- 2см.; нижний край пояса проходит по самому узкому месту туловища - по линии талии.
Длина изделия зависит от назначения и длины одежды, которую он предохраняет от возгорания.
Передник состоит из поясной и нагрудной частей, линия талии (нижний край пояса) является их границей.
Правила снятия мерок;
Мерки снимают по правой стороне фигуры, используя сантиметровой лентой и придерживая ее левой рукой;
Тот, с кого снимают мерки, должен стоять в легкой одежде, свободно опустив руки.
Линию талии свободно опоясывают тесьмой;
Мерки обхвата и ширины записывают в половинном размере, а мерки длины и высоты в полном;
Обозначение мерок записывают сокращённо прописными начальными буквами названиями линий и отрезков:
Обхват—ОПолуобхват - С
Длина –ДШирина - ШСтрочными буквами при прописных буквах обозначают места измерений, например Ст - полуобхват талии, Ди - длина изделия , Шг- ширина груди.
IV. Практическая работа.
Деятельность учащихся: самостоятельная работа в группах
Учащиеся получают инструкционные карты, записывают их в тетрадях и каждая ученица записывает свои мерки в инструкционной карте карандашом, вписав свою фамилию для проверки работ учителем .Сначала снимают мерки обхватов. Мерки записываются в следующем порядке:
№ Название мерки Обозн.
мерки Правило снятия мерки Назначение мерки Мерка
для своей фигуры ФИО уч.
1 Полуобхват талии СтСантиметровая лента проходит горизонтально вокруг туловища на уровне талии Определение длины пояса 2 Полуобхват бедер СбСантиметровая лента проходит горизонтально вокруг бедер с учетом выступа живота и ягодиц Определение ширины нижней части фартука 3 Расстояние от линии талии до желаемой длины ДиСантиметровая лента проходит вертикально спереди от линии талии вниз до желаемой длины Определение длины нижней части фартука 4 Ширина груди ШгСантиметровая лента проходит горизонтально спереди над основанием грудных желёз между углами подмышечных впадин Определение ширины нагрудника 5 Длина талии спереди ДтпСантиметровая лента проходит от шейной точки через точку через точку основания шеи, выступающую точку грудной железы и далее вертикально до линии талии Определение длины нагрудника Учащиеся делятся по группам, снимают по очереди мерки, получают инструкционную карту.
Играют в игру «Ателье»
Закройщица снимает мерки;
Приёмщица записывает мерки;
На заказчице снимают мерки.
V. Закрепление новых знаний. Деятельность учителя: рефлексия. Цель этапа: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
Деятельность учащихся:
Для рефлексии использую метод «Кубирование». Игра «Последующее предыдущее», На сторонах кубика записаны 6 цифр. Ведущий кидает кубик на стол, попадает цифра 1-Учащиеся рассказывают какую мерку снимают первой, полуобхват талии Ст.
2- Полуобхват бёдер Сб.
5- Длина талии спереди Дтп.
VI. Итоги занятия.
Оцениваю знания.
VII Задание на дом. Подготовить линейку закройщика и чертежные инструменты-1127760-2139315