Анализ образца. Ориентирные точки. Мерки. Таблица мерок. КВН по правилам дорожного движения
Ситникова О.Г., учитель трудового обучения
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная)
школа-интернат»
Тема: Анализ образца. Ориентирные точки. Мерки.Таблица мерок.
Цель: обучение правильному снятию и записи мерок.
Задачи: дать понятие об ориентирных точках, научить называть их, показать соответствие размеров фигуры, чертежа и изделия, развивать речь, корректировать недостатки пространственного восприятия, совершенствовать внимание учащихся, воспитывать навыки коллективной работы.
Наглядность: манекен, макет человеческой фигуры, образец изделия, чертеж изделия (М 1:2), карточки тексты, образец оформления альбомного листа.
Оборудование: альбомы, цветная бумага, шаблоны, ножницы, клей, сантиметровая лента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Беседа с опорой на имеющиеся знания и представления.
– Почему чертеж основы блузки строится на половину фигуры? (Т.к. человеческая фигура симметрична, чертеж можно построить только на одну ее половину)
– Объясните: какую фигуру можно назвать симметричной? (Симметричную фигуру по условной линии можно разделить на две одинаковые части).
– Назовите и покажите на макете, выкройке, чертеже линию середины и другие условны линии. ( Макет, чертеж и выкройка одного размера, и крепятся на доске на одном уровне.)
– Назовите и покажите на макете, манекене, чертеже ,выкройке контурные линии.
– Вы научились правильно называть контурные линии. На крое эти линии называются контурными срезами. Теперь вы знаете все слова, чтобы правильно рассказать об образце изделия.
Учитель предлагает сделать анализ образца. В зависимости от состава группы учащихся либо самостоятельно описывают образец, либо составляют описание по наводящим вопросам или плану (Во время составления описания образца учитель может применить прием «Поймай ошибку»). Готовый рассказ повторяют несколько учащихся. ( План описания образца: название изделия; назначение; ткань, из которой выполнено изделие; особенности фасона, технология соединения срезов; вид обработки горловины, проймы и низа изделия; отделка.)
III. Объяснение нового материала.
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что необходимо узнать мерки человека, для которого шьются изделия. Обсуждаются вопросы:
- Одинакового ли размера нужны блузки, всем присутствующим здесь девочкам? - Что нужно сделать для того, чтобы блузки были нужного размера?
- Если мерки будут различаться, будут ли одинаковы выкройки? Чертежи?
IV. Сообщение темы.
Учитель записывает название темы на доске.
V. Объяснение нового материала.- Для того чтобы научиться снимать мерки, нужно уметь правильно называть
точки, между которыми прикладывается сантиметр. Эти точки называются ориентирными.
Учитель демонстрирует написание слова, проводит словарную работу, несколько раз вместе повторяют это слово. Затем показывает и называет ориентирные точки на фигуре ученицы, манекене. Девочки находят эти точки на чертеже, выкройке.
Работа с учебником: учащиеся открывают соответствующую страницу, читают статью, рассматривают рисунок и надписи к нему.
VI. Практическое закрепление нового материала.
Доска оформляется соответствие с тем, как будет выглядеть альбомный лист. На доске – изображение человеческой фигуры с цифровыми обозначениями ориентирных точек. Рядом под соответствующими номерами - названия этих точек. Учитель и демонстрирует образец оформления альбомного листа.
Инструктаж к практической работе.
- Вам предстоит оформить лист в альбоме. Я убираю номера, стоящие перед названиями ориентирных точек. Вы самостоятельно проставите их.
Ученицы получают шаблоны человеческой фигуры.
Учитель предъявляет необходимые требования к качеству работы. Все вместе вспоминают правила ТБ при работе с клеем, ножницами.
Самостоятельное выполнение практической работы (с опорой на образец). Учитель помогает слабым ученицам правильно расположить шаблон на альбомном листе.
VII. Дальнейшее объяснение нового материала.
–Учитель предлагает девочкам посмотреть на манекен и подумать какие надо снять мерки с фигуры человека, чтобы можно было построить чертеж блузки. Идет обсуждение. Затем девочкам предлагается выбрать карточки с аббревиатурами мерок и прикрепить их к доске. Мерки сразу надо называть по группам: полуобхваты, ширины, длины, высоты.
Учитель объясняет и показывает, как снимаются мерки, подчеркивает при этом значение ориентирных точек и условных линий. Объясняет, как соотносить мерки с параметрами чертежа, выкройки, изделия, как вести запись ширин и обхватов.
Отвечая на вопросы, ученицы рассказывают и показывают как надо снимать мерки. Учитель дает задание снять мерки друг с друга (игра «Ателье») и записать их в таблицу. Сделать проверку снятых мерок. Чтобы проверить понято ли задание, учитель выборочно спрашивает, как снимается та или иная мерка; какие мерки записывают в половинном размере и почему? Ученицы работают парами.
VII. Итог.
– Чему вы сегодня научились? (Сегодня мы учились определять ориентирные точки на фигуре и с помощью этих точек правильно снимать мерки.)
– Какие мерки нужно снять для построения чертежа блузки? Ученицы перечисляют мерки.
Учитель предлагает ученицам аббревиатуру названия мерки - надо дать полное ее название; каждая девочка получает по 2-3 карточки с названием мерок – нужно ответить, как снимаются эти мерки; учитель дает описание мерки (устное или письменное) – ученицы называют какая это мерка.
VII. Оценки, анализ урока.
Оцениваются практическая работа учащихся и их устные ответы.