Урок технологии на тему Снятие мерок для построения чертежа изделия


Урок технологии 6 класс.
Тема: "Снятие мерок для конструирования юбки и шорт"
Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.
Задачи урока:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
Научить правильному измерению фигуры человека;
Познакомить с профессиями ателье;
Развивающие:
Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
Развитие навыков работы в группах.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Методы:
объяснительно-демонстрационный;
частично-поисковый;
инструктаж;
практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.
Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.
Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов, выполнение практической работы.
Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, групповая практическая работа.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки и шорт; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.
План урока
Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся 2 мин.
2. Мотивационное начало урока. Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока. 5 мин.
3. Изучение нового материала Решение проблемы урока. Текущий инструктаж 10 мин.
Практическая работа 15 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.  6 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание. Анализ хода и результатов игры. 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Отметка явки.
Проверка готовности к уроку.
Проверка организации рабочих мест.
Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды.
Вопрос: Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?
Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые покрывают, облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.
Вопрос: Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?
Ответ: Ассортимент одежды включает в себя : бельё, костюмно – платьевая одежда, верхняя одежда. По способу эксплуатации виды одежды разделяют на поясные и плечевые.
Вопрос: Как вы понимаете пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают».
Ответ: Первое впечатление о человеке можно получить, если рассмотреть его одежду, есть ли у человека вкус, аккуратный он, старается ли подражать другим или наоборот, стремится выделится, подчеркнуть свою индивидуальность.
Вопрос: Каким требованиям должна отвечать одежда?
Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.
У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1 3. Объяснение нового материала
Запишите в рабочую тетрадь число и тему урока.
Тема рока: «Снятие мерок для конструирования юбки, шорт».
Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе девочки юбку, мальчики шорты. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться .Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: портной, закройщик, технолог (приёмщик заказов).
В качестве домашнего задания вам нужно было подготовить небольшие сообщения о профессиях ателье.
Выступление учащихся с подготовленными сообщениями.
Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?
Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.
Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.
Решение проблемы:
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.
Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…
Вода дошла до линии шеи
Вода доходит до линии груди.
Вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
На уровне середины колена будет располагаться линия колен.
329565156210
Вопрос: Какие мерки необходимы нам были для построения чертежа фартука?
Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длина спины до талии, длина изделия.
Вопрос: Как вы думаете, какие мерки необходимы для построения чертежа юбки?
Правильный ответ учителя: Для построения чертежа юбки нам необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длина изделия, длина спины до талии.
Вопрос: Как вы думаете, какие мерки необходимы для построения чертежа шорт?
Правильный ответ учителя: Для построения чертежа юбки нам необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длина изделия, длина спины до талии, высота сиденья.
После повторения ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки и шорт. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как изделие будет сидеть на фигуре.
Текущий инструктаж
При снятии мерок нужно помнить следующее правила:
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают пояском.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все величины записывают в сантиметрах.
(правила снятия мерок распечатать, учащиеся прикрепят в рабочую тетрадь)
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).
Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
4. Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»
Учащиеся снимают мерки группами по три человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции.
При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье».Каждая группа должна придумать название своего ателье, распределить роли заказчик, закройщик, приёмщик заказа - технолог.
Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 2
Целевой обход учителя
Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения.
5.Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.
Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?
- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)
- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)
- Как измерить окружность талии? (Вокруг туловища по линии талии.)
- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)
- Для чего нужны прибавки на свободу облегания? (Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.)
Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.
Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Организация домашнего задания
Приготовить плотную бумагу, чертежные инструменты, рабочую тетрадь.
Оценка урока:
Учитель предлагает оценить урок учащимся.
№ Вопросы к учащимся Число учащихся
1 Пожалуйста, поставьте знак + в столбце А , если вам показалось, что урок длился дольше, чем обычно;
В столбец Б если вы почувствовали, что урок прошел быстрее, чем обычно? А Б
2. Пожалуйста, поставьте знак + в столбце А , если у вас за время урока снизилось настроение?
В столбец Б у кого повысилось настроение? 3. Пожалуйста, поставьте знак + в столбце А , если вы очень устали на этом уроке?
В столбец Б если чувствуете, что у вас прибавилось сил? среднее Коэффициент психофизического воздействия урока, равный разности среднего значения %Б и %А
Список используемой литературы:
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных школ (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010.
Технология.6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику « Технология. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова - Волгоград: Учитель,2008.