Опыт работы Детские объединения в школе
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Инзенский районный Центр детского творчества
Ульяновской области
«Детские объединения в школе»
Работу выполнила
методист по детским
движениям МОУ ДОД
РЦДТ
Гуляева Нина Ивановна.
г. Инза.
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ ... 3-5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6-20
2.1. Детские объединения в школе и их роль в воспитании
подросткового поколения 6
Деятельность детского объединения «Светлячки», как первая ступень в формировании воспитательного пространства 7-8
Ценности деятельности объединения .. 8-9
Развитие детского объединения 9
Ступени самостоятельности в развитии детского объединения
«Светлячки» 9-10
Разработка и реализация программы 11
Организационная культура объединения . 11
Ресурсное обеспечение детского объединения 12
Связь с обществом . 12-13
Сотрудничество 13
Наследники ..13-14
3. Деятельность детского объединения «Алашеевцы», как вторая
ступень в развитии детского движения в школе .. 14-15
3.1. Деятельность объединения «Алашеевцы» . 15-16
3.2. Развитие самоуправления в детском объединении
«Алашеевцы» .... 16-17
3.3. Реализация деятельности по программе . 17
3.4. Организационная культура объединения ... 18
3.5. Ресурсное обеспечение деятельности объединения .. 18-19
3.6. Общественное признание объединения . 19-20
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .. 22-23
V. ПРИЛОЖЕНИЕ . 24
I. ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта детей и подростков. Особое место занимают детские организации, цели и деятельность которых направлены на создание условий социализации личности.
Новый взгляд на детское движение открыла «Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации». Согласно этой концепции в детской организации:
дается представление о характере социальных отношений детей в будущем.
добровольность включения в социальные отношения позволяет осуществить их социализацию с учетом интересов и потребностей ребенка, опираясь на индивидуальные качества личности.
усвоение социального опыта может осуществляться детьми избирательно, с учетом отношений к оценкам взрослых.
Каждое общественное объединение независимо от его цели и программы, численного и возрастного состава, продолжительности существования в своем жизненном цикле переживает определенные периоды.
период становления организации.
период развития, когда развивается самодеятельность, изменяются деятельные ориентиры.
Период окончательного оформления детской организации.
Жизненный цикл детского объединения в школе начинается с периода становления, основными задачами которого является формирование детского коллектива и создание привлекательного образа будущего объединения.
Активность, присущая детству и юности требует выхода и находит его. Возникают и множатся различные общественные объединения ребят, в которых они вместе заняты интересным и значимым для каждого участника делом. Приобщатся к этому делу, к совместной работе с товарищами им помогают старшие – вожатые. Развитие объединения зависит от того, насколько взрослый сумеет помочь своим ребятам реализовать их потребности, а дети – востребовать и принять взаимосвязь с ним, его личностные возможности. Особую ценность представляет активность, инициатива ребят в любой и каждый момент взаимодействия требующая от вожатого готовности ответить на то или иное предложение своих питомцев.
Современные детские объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. И реализуется свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых. Руководители объединений должны создавать условия для деятельности объединения в стенах школы во внеурочное и внешкольное время, способствовать расширению вариативно программного подхода в их деятельности, при котором ребенок имеет возможность: выбирать объединение по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать проекты, творческие замыслы, а также менять их в зависимости от интереса.
Развивающейся личности важно помочь, расширить сферу социальных контактных благ, которыми личность овладевает социальный опыт, делай его своим достоянием. Именно такой процесс и определяется в программе как социализация. С другой стороны растущий человек приобретает свой собственный социальный опыт и все большую самостоятельность, формируется его собственный внутренний мир, складывается определенный образ жизни. Эти резкие процессы социализации обуславливают его дальнее развитие.
Руководителю детского объединения необходимо выявлять и бережно поддерживать интересы подростков, готовить детей к труду, и любому виду деятельности. В жизни необходимо умение преодолевать трудности и становление личности не будет полноценной, если ребенок не обретет способ преодоления себя сообразно требованиям обстоятельств. Уровень достижений определяется не только его знаниями и способностями, но и самооценки к нему других людей.
Выделение возрастных групп является важным обязательным условием эффективной деятельности детского объединения. Все организации являются добровольными, самостоятельными действующими на основе своих уставов и без вмешательства государства. Организация может взаимодействовать с другими молодежными общественными организациями. Для разработки целей и задач, принципа деятельности существенное значение имеет выявление интересов детей, мнения взрослых.
Входя в различные общественные объединения, дети тем самым демонстрируют способность к самореализации, используя практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретных целей. Практика показывает, что деятельность детского объединения может стать позитивным фактором влияния на различные гражданские качества подростка при наличии определенных условий:
Если содержание деятельности разнообразно, предоставлять подростку возможность испытать себя, проверить свои способности в среде своих сверстников.
Если участие в деятельности добровольно и связано с возможностью личного и коллективного успеха.
Когда нормы коллективной жизнедеятельности связаны с творчеством и интересами самих детей.
В каждом ребенке скрыто добро и цель воспитания – выявить эти добрые наклонности. Надо воспитывать внутренние качества, а не обучать внешним образом, надо давать такие игры и занятия, которые не только будут нравиться детям, но и будут развивать его душу, ум и здоровье. Нужно стремиться не столько к приобретению детьми знаний, сколько к развитию в них желаний и умений приобретать эти знания. В эту пору очень высок авторитет старших. Ребята все поручения выполняют охотно. Задача педагога, вожатого – помочь ребятам понять, что они теперь не просто школьники. У них в коллективе есть свои заповеди и правила, которые они должны выполнять. В своем первичном коллективе ребенок должен научиться выполнять действия под руководством своего старшего товарища – вожатого, и не в одиночку, а со своими товарищами вместе, помогая друг другу.
Задача педагогов, вожатых – способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире. Дети должны научиться выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за свою проделанную работу и работу своих одноклассников.
У детей должны быть воспитаны сознание своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. В коллективе они приобретают первые навыки коллективного труда на пользу людям. Задача воспитателей – сформировать у ребят такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным: сказал – сделал; обещал – выполнил; стремление быть смелым, навыки организованности, исполнительности, вежливости, уважения к старшим, нетерпимости к лени, зазнайству, грубости, лжи, капризам, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, жестоко обращается с животными и птицами. Воспитатели и вожатые должны воспитывать любовь к чтению, развивать их любознательность, закалять их организм.
Ведь современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Раскрыть значимость детских объединений в воспитательном процессе школы.
ЗАДАЧИ:
Проанализировать рост развития детских объединений в школе;
Показать преемственность детских объединений;
Определить значимость, основные направления развития детских объединений.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Детские объединения в школе и их роль в воспитании
подросткового поколения.
Воспитание детей и юношества является одной из важнейших проблем образования. Понятно, что воспитание не всесильно, оно не может положительно охватить и заменить все стороны личной жизни, но может создать условия, в которых станут для каждого значимы человеческие ценности: человек, близкие. Чтобы сформировать данные ценности, в школе созданы детские объединения.
Основной целью воспитательной работы объединения является гармоничное развитие личности с учетом их возрастов, интеллекта, интересов, выявление и раскрытия природных способностей каждого ученика, его подготовки к жизни, т.е. социализации. Для того, чтобы этот процесс прошел успешно, нужно создать такие условия где ребенку будет интересно, хорошо, его будут понимать, ценить, заботятся о нем, чтобы коллектив, в котором он живет, был интересен ему и чтобы ребенок был интересен для коллектива: сумел раскрыть себя, реализовать свои возможности, состояться как личность. Но без помощи старшего товарища – вожатого, ребенку будет трудно проявить себя, самоопределиться. А для того, чтобы помощь была благотворной, вожатый должен знать интересы ребят, прислушиваться к их мнению, создавать условия в объединении, чтобы ребенку было легко реализовать себя как личность. Во время своего развития детское объединение может столкнуться с множественными ситуациями, поэтому нужна программа развития детского объединения. В этой программе одной из целей является: способность развития деятельности детского объединения, со своими задачами:
- создание условия для обновления и содержания форм детского объединения в связи с возрастными интересами и требованиями жизни.
- организация коллективно-творческой деятельности.
- создание благоприятных условий общения совместной деятельности детей позволяющих проявить гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно с пользой проводить свободное время.
Сегодня наблюдается общая недооценка такого возрастного периода как начальные классы, вместо реальной заботы об организации разносторонней, насыщенной жизни, создание условия развития и самореализации детей в коллективе, имеет место любование детской непосредственностью. Это сдерживает самостоятельность и творчество младших школьников. Поэтому смысл деятельности детского объединения состоит в том, чтобы подготовить ребят 7-10 лет к вступлению в следующее детское объединение, характерное своему возрасту, здесь просматривается преемственность.
2.2. Деятельность детского объединения «Светлячки», как первая
ступень в формировании воспитательного пространства.
Детское объединение «Светлячки» в МКОУ Инзенская СШ. №1 имени Героя Советского Союза Ю.Т. Алашеева было создано в 1994 году, построенное на желаниях и потребностях, интересах детей, через анкетирование, коллективное планирование, с целью развития личности ребенка через разные формы и методы.
Задачи объединения:
- развитие самостоятельности;
- развитие коллективно-творческой деятельности;
- развитие познавательных интересов;
Направление работы ведется по воспитательным программам 1-4 класс «Программа путешествия по стране «Светляндии», составленной на основе Воронежской программы; 5-8 класс «Алашеевцы»; 9-11 класс «Юность».
Воспитательная программа для младших школьников «Путешествие по стране «Светляндии» развивает у ребят индивидуальные способности, интересы, самостоятельность, самовыражение, самоутверждение, приобретение знаний, умений и навыков.
Выделены некоторые факторы успешности:
Деятельность объединения полностью построено на желаниях и потребностях детей (по данным анкет) (см. приложение №___);
Определены критерии для определения ступеней роста самостоятельности младших школьников;
Разработаны символ, девиз, законы, правила жизни членов объединения;
Соблюдается традиция общих сборов;
Деятельность объединения построена на принципах вариативности, добровольности, демократичности, системности;
Создание программы развития детского объединения и ее реализации;
По нашему мнению для достижения цели развития детского объединения важно следующее:
- подготовка вожатых к деятельности в микро группах;
- создание атмосферы доброжелательности, понимания, сотрудничества между детьми, вожатыми, педагогическим коллективом школы, администрации;
- осознание значимости детского движения всеми ребятами и взрослыми;
Условия реализации:
Активная помощь и участие в деятельности объединения;
Значимость детского объединения в школе;
Подготовка вожатых к деятельности в микро группах;
Сотрудничество и взаимопонимание с педагогическим коллективом школы.
«Светлячки» путешествуют по волшебной стране «Светляндии», входе путешествия используют различные формы деятельности: для развития всесторонних интересов и самостоятельности:
а) Для чего эта деятельность? Как мы построим свою деятельность? Как будем действовать? По какому принципу? Кто будет принимать участие?
б) Осуществление спланированной деятельности, стараясь самостоятельно выполнять, но под руководством старших.
в) Подведение итогов: что получилось, что не получилось, продумать, что нужно сделать, чтобы было лучше.
2.3. Ценности деятельности объединения.
Это направления, через которые происходит развитие коллективистских сторон жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления активного гражданского отношения к людям и окружающей среде.
Общественно-патриотическое;
Нравственно-эстетическое;
Туристско-краеведческое;
Экологическое.
Эти направления расписаны в правилах «Светлячков», которые ребята стараются выполнять и следовать им в своей деятельности. Здесь очень важна помощь взрослого. Например: коллективное создание плана жизни и деятельности объединения, разведка интересных дел, общий сбор – коллективное размышление о совместно прожитом событии, времени. Коллективно-творческие дела – постоянный принцип совместного выполнения дел. Как утверждал Л.С. Выготский: «Исследование того, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследование того, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Форма работы программы «Путешествие по волшебной стране Светляндии» является игра, которая длится 4 года. Здесь у детей развивается умения, интересы, индивидуальные способности.
По традиции всю первую четверть первоклассники знакомятся с игрой – путешествием детского объединения «Светлячки». Что это за игра? Кто такие «Светлячки»? Какова деятельность объединения?
К ребятам приходят в гости учащиеся 2, 3, 4 классов. Они рассказывают о своей жизни в объединении, проводят выставки, тренинги, экскурсии. В конце 1-ой четверти первоклассники выбирают, хотят ли они быть членами этого объединения. В торжественной обстановке первоклассники занимают 1-ю ступень – «Зеленые». В течение года ребята путешествуют по стране «Светляндии» с светлячком Флюшей, ставя перед собой цели и задачи. В начале нового учебного года ребята поднимаются на новую ступень 2 класс – «Жёлтые», 3 класс – «Оранжевые», 4класс – «Красные».
Когда принимают ребят в свое объединение, говорят: почему они называются «Светлячками». Потому, что также как светлячок ребята светятся своими делами, поступками, излучают свет, добро, радость, т.е. светятся изнутри, дарят свет своей души другим. Поэтому они заметны, о них все знают.
Здесь очень важно напомнить о важности их деятельности в детском объединении, стремление детей к взаимодействию и взаимопониманию. Донести до детей значимость их как учеников и как звено одной большой цепи, где все звенья взаимосвязаны; У них есть свои правила, законы, традиции, они стараются им соответствовать.
2.4. Развитие детского объединения.
Принимая участие в игре дети учатся:
- уважению к младшим и старшим;
- уметь быть исполнительным, справедливым, честным;
- развитие чувства коллективизма, сотрудничества со всеми членами своего коллектива;
- уметь вести здоровый образ жизни;
- любить Родину, природу;
- учиться выполнять свои поручения, уметь анализировать свою работу и работу товарищей.
Каждый отряд имеет свое название эмблему, отрядный уголок, карту-путешествие по стране Светляндии, на которой наглядно отмечены все победы и промахи. Отряды мы назвали экипажами. В каждом экипаже выбирается актив, т.е. совет дела. Возглавляет актив ребенок, обладающий лидерскими качествами – капитан. Есть у него помощник – заместитель. В совет дела входят ребята, выполняющие добровольно обязанности, связанные с интересами и их способностями. Каждый экипаж имеет своих помощников – вожатых из детского объединения «Алашеевцы», которые помогают ребятам готовиться к праздникам, к конкурсам, проводят игры. У каждого экипажа есть свой «Экран успешности», где ребята отмечают свое отношение к мероприятию, обсуждая и анализируя на совете капитанов.
У каждого экипажа «светлячков» есть своя цель в игре – путешествие, достигнув первоначальную цель, они ставят последующую, более сложную.
2.5. Ступени самостоятельности в развитии детского объединения
«Светлячки».
Объединение «Светлячки» состоит из «экипажей». В экипаже есть свой капитан, заместитель капитана и несколько членов экипажа, все это – актив. Капитаны экипажей входят в совет капитанов, являются членами совета дела. Совет дела занимается деятельностью объединения, следит за выполнением заданий полученных от вожатой, отвечает за подготовку заданий, информируют о событиях в объединении, отвечает за порядок, дежурство, дисциплину. Заместитель капитана помогает прослеживать работу членов экипажа, а также замещать в его отсутствие. Актив экипажа состоит из ребят с разными способностями, талантами, интересами. Каждый из них выбирает дело по душе и выполняет его, например, «разведчик» - он обнаруживает интересные идеи, «захватывает» их и «доставляет». Могут быть разные направления: детский сад, библиотека, школьный двор, операция «Забота» (милосердие). Совет капитанов собирается 2 раза в месяц, где проходит составление плана работы объединения, где ребята рассказывают о своей проделанной работе, что понравилось, что не понравилось. Здесь развивается умение слушать друг друга, само анализировать, совмещать свои желания с желаниями и интересами других, развиваются нравственные нормы общения, самостоятельность в работе и в общении.
Если дети самостоятельно действуют при малой поддержке взрослого, эту деятельность можно назвать – самоуправлением. Конечно, ее нельзя рассматривать в чистом виде, но зачатки ее можно увидеть. Дети планируют, организуют, анализируют, создают благоприятные условия для решения проблем, конечно в силу своих детских возможностей.
Ступени самостоятельности:
Цель: помочь детям достичь высокого уровня самостоятельности, осознать свою позицию.
Критерием для определения ступени роста младшего школьника является уровень самостоятельности и готовность действовать без побуждения извне: «делай как я», «делай лучше», «делай сам и вместе с друзьями». Ребенок знает: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, уметь делать выводы; сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю немного по-своему, а потом сам кого-нибудь научу, что умею».
Структура развития объединения
Экипаж
1 класс
Экипаж
2 класс
Экипаж
3 класс
Экипаж
4 класс
Совет капитанов
Активы экипажей
Совет дела
Вожатый
2.6. Разработка и реализация программы
Развитие детского объединения «Светлячки» в школе проходит по программе «Путешествие по волшебной стране Светляндии». Это игра – путешествие, героем и образцом которой является светлячок Флюша. Он такой же маленький, зеленый, также как и ребята учится быть самостоятельным, получает знания и умения вместе с детьми. Он любит путешествовать, но не один, а с ребятами, вожатыми, учителями, родителями. Эта игра длится 4 года, поэтому вожатый вместе с ребятами продумывает, переделывает систему развития деятельности младших школьников, на протяжении периода времени – год. Изменяется маршрут, задача, усложняются задания.
1 класс. Цель: изучение суши, Флюша показывает свою страну, в которой есть свои законы, необыкновенные улицы, площади, переулки до замка.
2 класс. Цель: отправляются в путь уже на пароходе, изучают море, водный мир до маяка.
3 класс. Цель: смело отправляются в путешествие на ракете в космос и изучают звездное небо, планеты, галактики до созвездия.
4 класс. Цель: отправляются в сложное путешествие по планетам солнечной системы (месяц – планета).
Во время путешествия используются различные формы деятельности: рисунки, сочинения сказок, рассказов, конкурс поделок из природного материала, праздники, игры, викторины, встречи – огоньки, экскурсии, коллективно-творческие дела, трудовые дела. Свое отношение к видам деятельности ребята отражают в «Экране успешности». Для того, чтобы работа велась успешно, чтобы детям было интересно в объединении нужно вносить изменения в программу развития, разрабатывать интересные в первую очередь для детей мероприятия. Все это позволит развивать личность ребенка.
2.7. Организационная культура объединения.
Для того чтобы создать конкретные условия для развития личности ребенка во внеурочное время было создано детское объединение «Светлячки». Очень важно понять, для того, чтобы детское объединение развивалось, нужно, чтобы оно имело организационную культуру, статус среди других объединений, создавая свой образ и имидж объединения. И еще организационная культура дает возможность всем членам объединения взаимодействовать, сотрудничать друг с другом, двигаясь к намеченной цели, к тому «горизонту», который всегда кажется таким далеким. Четко поставленная деятельность, сотрудничество, взаимопомощь, дружба; всегда помогут приблизить этот «горизонт».
Особенности детского объединения.
Коллективное творчество, совместно с детьми, учителями, родителями;
Развитие познавательных интересов через личностно-ориентированный подход деятельности объединения;
Нравственно-эстетические нормы в поведении и общении в развитии детского объединения.
Экипаж имеет свою визитную карточку: название, отрядный уголок, карту-путешествие, эмблему, девиз, правила, песню, актив отряда с поручениями, «Экран успешности».
2.8. Ресурсное обеспечение детского объединения.
Ресурсное обеспечение и материальная база очень важна для развития объединения, это один из критериев успешного развития объединения 1-4 классов «Светлячки».
Участники: ребята 1-4 классов.
Кадровое обеспечение:
- старшая вожатая – составление и реализация программы детского объединения;
- классные руководители – помощники в реализации программы;
- родительский комитет – помощники в реализации программы;
- администрации школы – контроль над реализацией программы;
Помещение:
- комната детского объединения «Светлячки» (учительская);
- актовый зал (проведение мероприятий);
- спортзал (спортивно-оздоровительные мероприятия);
- живой уголок (каб.№13);
ТСО:
- компьютеры (создание программы оформления);
- видеокамера;
- фотоаппаратура;
- магнитофоны;
- аудио-видео записи;
Наглядно-информационное обеспечение:
- уголки «Светлячков»;
- стенды «визитные карточки» объединений;
- стенды «при пожаре звонить 01», «знаешь ли ты ППД?», «наши успехи» и т.д.
2.9. Связь с обществом.
Детское объединение «Светлячки» знают не только в школе, но и за ее пределами: в городе, районе, так как «Светлячки» себя представили во многих мероприятиях, акциях, конкурсах на разных уровнях. Например:
1 место – новогодняя игрушка 2014г.;
2 место – конкурс рисунков «Я и природа 2013г.»;
2 место – конкурс сочинений и рисунков «Моя мама», «Моя бабушка»;
2 место – конкурс «Школьный двор весной»;
Заинтересованность в работе детского объединения было выявлено при анализе деятельности объединения на педсоветах и родительских собраниях. Деятельность объединения видна, т.к. ребята принимают участие во многих акциях: «Помоги птицам зимой», «Еловая ветка в домах престарелых», «Память жива», «Сердцем постигнуть мудрое устройство природы», «Сердце матери», «Посади дерево», и т.д. Большую помощь оказывают родители, т.к. они заинтересованы в творческой жизни детей, получаю положительные отзывы о деятельности детей.
2.10. Сотрудничкство
Д/о «Светлячки» сотрудничают со многими объединениями нашего города:
Музей школы №1
ЦДТ
Школа №2
Детский сад №4
Д/о «Светлячки» МОУ СОШ №1
Школа-сад «Золотой ключик»
Детская городская библиотека
ДЮСШ
ФНМ
Сотрудничество развивает личностные качества ребенка, коммуникативность в общении, формирование норм поведения, социализация личности.
2.11Наследники.
С чего начинается знакомство с детским объединением? С детского сада. «Светлячки» являются вожатыми детей детского сада №4 и школы-сада «Золотой ключик», поэтому дети, поступившие в 1 класс уже знают немного об объединении. Ребята вместе с вожатой проводят игры, экскурсии по волшебной стране «Светляндии», где знакомят с деятельностью объединения. Ребята играют с дошколятами, показывают им спектакли, концерты, праздники; в свою очередь, дошколята приходят в гости к «Светлячкам» на праздник «День знаний», принимают участие в конкурсе рисунков о маме, «Природа наш дом», конкурс поделок из природного материала, операция «Забота», конкурс новогодней игрушки, военно-спортивная игра «зарничка». Поэтому ребята приходят подготовленными к школьной жизни, где все трудности им помогут преодолеть друзья – «Светлячки», они стараются быть похожими на них.
Не забывается и преемственность в воспитательной работе, т.к. детское объединение «Светлячки» - это первая ступень после преодоления которой ребята становятся «Алашеевцами», - это уже вторая ступень. Все, что ребята приобрели в детском объединении «Светлячки», они используют и свободно совершенствуют в среднем звене. Переходя из одного объединения в другое, они не забывают «Светлячков», становятся их вожатыми и помогают им во всем.
Схема детского движения в МОУ СОШ №1.
Детский сад
«Светлячки»
«Алашеевцы»
«Юность» (Старшеклассники)
3. Деятельность детского объединения «Алашеевцы», как вторая
ступень в развитии детского движения в школе.
Существует тесная взаимосвязь между объединением «Светлячки» и объединением «Алашеевцы» (5-8 класс), прежде чем, ребята становятся «Алашеевцами», с ними ведется подготовительная работа.
Во-первых, у «Светлячков», есть вожатые, с которыми они играют, готовятся к мероприятиям, общаются, ходят на экскурсии, в походы и т.д. Важнейшим этапом в подготовке перехода из одного объединения в другое по истечению возрастного периода, является посещение школьного музея им. Ю.Т. Алашеева, Героя Советского Союза, подполковника, летчика-испытателя, нашего земляка, выпускника школы . Чтобы увековечить память героя, было присвоено имя Ю.Т. Алашеева Инзенской средней школе №1 и детскому объединению «Алашеевцы». Для учащихся Юрий Тимофеевич – образец такой личности, на которого они стремимся походить.
Во-вторых, ребята видят, как работают «Алашеевцы», какая у них интересная жизнь в школе и за ее пределами. Ребенок делает выбор быть ему «Алашеевцем» или нет.
По традиции 1 сентября пятиклассники в музее школы получают старт в интересную жизнь «Алашеевцев». В торжественной обстановке им вручается памятный буклет - книжечка, на которой изображен Ю.Т.Алашеев, школа и эмблема организациии, а внутри эмблемы - самолет, устремленный в высь. Этот значок символизирует рост личности ученика, отражает стремление ребенка к совершенству, как в физическом, трудовом, так и в нравственном отношении. Внутри буклета Цель «Алашеевцев» обозначена словами любимой песни Ю.Т. Алашеева: «Все выше, выше, и выше.». Получая этот значок, становясь «Алашеевцем», ребята стараются стремиться к познанию и становлению личности.
Объединение «Алашеевцев» создавалось по простому принципу: создание смысла, идеи, деятельности ребят. Отсюда результат: есть смысл жизни, идеал, к которому хотим приблизиться, чтобы вырасти настоящим человеком. Цель объединения: создать союз единомышленников (детей, подростков, взрослых), чтобы каждый «алашеевец» познавал окружающий мир (Родину, природу) вместе с друзьями, совершенствовал добрые дела, вырастал достойным гражданином своего края, раскрыл и утвердил себя среди людей и для людей.
«Алашеевцы» имеют право:
- быть принятыми в объединение с 10-ти лет и право на добровольный выход;
- на индивидуальное и коллективное творчество;
- участие в выборах органов самоуправления и быть избранным в них;
- пользоваться всем, что имеет объединение;
Традиции сближают ребят, выделяют членов объединения из общей массы. Общие сборы учат детей высказывать свое мнение, размышлять, анализировать, управлять работой объединения. Есть у «Алашеевцев» самые главные традиции:
Отмечать день рождения Ю.Т. Алашеева ежегодно;
Проводить линейку памяти Ю.Т. Алашеева, возложение гирлянды Славы к мемориальной доске на фасаде школы и к бюсту Ю.Т.Алашееева во дворе школы.
Ежегодно устраивать лыжные соревнования на приз Ю.Т. Алашеева;
День рождения детского объединения «Алашеевцы» считать 18.05.1994 года.
3.1. Деятельность объединения «Алашеевцы»
Роль детского объединения расширяет зону формирования общей культуры, способствует становлению внутреннего мира, формированию новых ценностных ориентаций, стимулирует социальное развитие ребенка. Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят дети, с другой стороны, как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детского объединения. В первом случае нужно отметить, что добровольное объединение детей возможно тогда, когда дети видят в нем перспективу, интересную жизнь, возможность удовлетворить свои способности, повышение социальной значимости деятельности делало бы более «взрослыми». Этот аспект не противоречит «детской» цели, предполагает создание в объединении таких условий, при которых успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом которого является желание и готовность к выполнению социальных функций в обществе.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права достоинства, уникальность ребят. Процесс социализации в объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых, если дети объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Ребята сами и с помощью вожатого стараются спланировать дела, поручения, участие в мероприятиях, создают программу, план деятельности, учатся ставить цели: «А для чего это?». Конечно, предвидеть результат деятельности: «Что должно получиться?». Объединение добровольное, имеет свою структуру и логичность. Прежде чем выполнить цель, нужно поставить задачи. Какие задачи должен ставить перед собой вожатый:
Создание благоприятных условий общения и совместной деятельности для детей под руководством вожатого;
Формирование интереса к деятельности объединения;
Обеспечение самостоятельности детей;
Предоставление каждому ребенку возможности для самореализации;
Обучение первым азам демократии.
Ожидаемый результат:
Детское объединение должно заботиться о будущих своих членах, воспитывать их. Поэтому вопрос преемственности объединения «Светлячки» с объединением «Алашеевцы» очень важен. Помогая «Светличкам» решать задачи деятельности и достичь цели, детское объединение «Алашеевцы» пополнится активными самостоятельными ребятами, готовыми во всех отношениях к общественной деятельности в составе объединения. Для этого вожатый использует некоторые приемы личного воздействия:
- прием побуждения (увлечение радостной перспективой, творческим поиском, поощрение, похвала, награда, контроль, совет, личный пример);
- прием убеждения (беседа, обсуждение, рассказ-размышление, личный пример);
- прием приучения (игра, поручения, традиции, режим жизни, соревнования, личный пример).
3.2. Развитие самоуправления в детском объединении Алашеевцы».
В это объединение входят ребята 5,6,7,8 классов на добровольной основе, независимо от национального происхождения, с 10-14 лет. Объединение делится на отряды, в каждом классе свой отряд. Он имеет название, девиз, отрядный уголок. В каждом отряде выбирается актив, состоящий из: председателя, заместителя председателя, совета дела. Ведется вожатская работа с «Светлячками», за каждым отрядом закреплен экипаж «Светлячков».
Высшим органом объединения является отчетно-выборный сбор один раз в год, исполнительным органом объединения является Совет алашеевцев, который осуществляет свою работу самостоятельно и совместно со взрослыми (вожатый, классный руководитель, старшеклассники), это и можно назвать самоуправлением, потому что дети планируют виды деятельности, мероприятия, организацию жизнедеятельности в объединении, отрядах, создают благоприятные условия для развития задач, т.е. координируют работу объединения.
Структура самоуправления «Алашеевцев»
5 «Искатели»
6а им.Кончева С.М.
6б «Стрела»
7а «Звезды»
7б «Алые паруса»
8 «Дружба»
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Пред-тель, зам. пр-ля, члены актива
Совет алашеевцев
Я и природа
Я и учеба
Я и труд
Я и познание
Я и прекрасное
Я и здоровье
Я и общество
Совет алашеевцев состоит из председателей отрядов, заместителей председателей отрядов и членов актива (1-2 чел.). Из общего количества членов выбирается председатель Совета алашеевцев, его заместитель и члены Совета – актив. Совет собирается 2 раза в месяц. Совет работает по семи секторам. За каждый сектор отвечают 2-3 человека на добровольной основе, они сами выбирают то, что им по силе, где они могут добиться результата. Все эти 7 секторов работают по четырем направлениям:
- общественно-патриотическое;
- нравственно-эстетическое;
- туристско-краеведческое;
- экологическое.
Каждый сектор решает задачи одного из направлений.
3.3. Реализация деятельности по программе.
Детское объединение имеет свою программу, положение по которым выполняет свою деятельность. Развитие программы деятельности алашеевцев построена на элементах программы В.А. Караковского. Каждый месяц посвящен одному крупному делу, их всего 9. Кроме этого, алашеевцы работают над другими немало важными мероприятиями, акциями, конкурсами, проектами и т.д. Есть у объединения несколько номинаций степени успешности: индивидуальная – «Лучший алашеевец», коллективная – «Лучший алашеевский отряд года».
3.4. Организационная культура объединения.
Объединение «Алашеевцев» создано для внеурочной деятельности и дальнейшего развития личности ребенка, становление как личности, социальной личности: от «Светлячков» (1 ступень) к «Алашеевцам» (2 ступень), имеет право на существование и развитие.
Что же объединяет:
- творчество и инициатива;
- любовь к родному краю;
- забота о младших;
- уважение к старшим (милосердие);
Традиции алашеевцев:
- посвящение в «алашеевцы»;
- день памяти Ю.Т. Алашеева;
- день рождения школы;
- елка Алашеева в музее школы;
- лыжные соревнования на приз Алашеева;
- участие в почетном карауле в День победы;
- участие в слете детских организаций;
- день рождения объединения.
Каждый отряд имеет: эмблему, название, отрядный уголок, который включает в себя (девиз, песня, наши дела, актив, с днем рождения, наше ближайшее, это интересно).
Анализ, коллективное впечатление о мероприятиях ребята помещают на «Экране успешности» в виде цветовой гаммы определителей. Все свои пожелания, предложения, приветы, ребята пишут в «молодежной тусовке».
3.5. Ресурсное обеспечение деятельности объединения.
Работа объединения осуществляется хорошо, когда есть ресурсы и материально-техническая база.
Кадровое обеспечение:
- старшая вожатая – составление и реализация программы детского объединения;
- классные руководители – помощники в реализации программы;
- родительский комитет – помощники в реализации программы;
- администрации школы – контроль над реализацией программы;
Помещение:
- комната детского объединения «Светлячки» (учительская);
- актовый зал (проведение мероприятий);
- спортзал (спортивно-оздоровительные мероприятия);
- объединение «Росточек» (каб.№13);
ТСО:
- компьютеры (создание программы оформления);
- видеокамера, фотоаппаратура;
- интерактивный комплекс;
- магнитофоны;
- аудио-видео записи;
Наглядно-информационное обеспечение:
- отрядные уголки в каждом кабинете;
- выставочные стенды в рекреациях школы;
3.6. Общественное признание объединения.
Об объединении «Алашеевцы» знают не только в школе, городе, но и в районе. Они активно участвуют во многих мероприятиях:
1 место – туристско-краеведческая конференция «Отечество» (исследовательская работа 2014г.);
1-е место – новогодняя открытка 2013г.;
3-е место- легкоатл-ая эстафета на приз районной газеты «Вперёд» 2014г.;
2 место – проект «Растим патриотов» 2013г.;
1-е место – районная игра «Зарница 2013г.»;(областная «Зарница»-в 10-ке лучших)
1-е место – акция «Летний школьный двор» 2013г.
1-е место –районный смотр строя и песни «Статен в строю, силён в бою»
Сотрудничество::
Объединение тесно связано со многими организациями, а также «Алашеевцы» являемся вожатыми объединения «Светлячки» в школе и в школе-сад «Золотой ключик», детский сад №4.
Музей школы №1
РЦДТ
Школа №2
Детский сад №4
Детское объединение «Алашеевцы»
Школа-сад «Золотой ключик»
Детская городская библиотека
Спортивный комплекс,
ДЮСШ
РДК, ГДК,
кружки
Внеурочная деятельность в школе
ФНМ (шефы)
Этим взаимодействием формируются в детях такие качества личности: самостоятельность, коммуникабельность, интерес. Для ребят «Светлячков» ребята проводят экскурсии, походы, конкурсы, праздники, мастерские, игры. Стараются как можно часто посещать с дружеским визитом. Это помогает ребятам иметь много друзей, учиться самостоятельности, уметь распределять свое время, чувствовать заботу. В школе существует 3 ступени развития детского коллектива:
1 ступень – «Светлячки» (деятельность – игра);
2 ступень – «Алашеевцы» (учебно-воспитательная-познавательная дея-ть);
3 ступень – «Юность» (деятельность – общение).
Из этого можно сделать вывод, что между этими детскими объединениями существует преемственность, система роста личности.
Схема детского движения в МКОУ СШ №1.
Детский сад
«Светлячки»
«Алашеевцы»
«Юность» (Старшеклассники)
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая детское объединение, в школе позаботидись о создании необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности в детском коллективе с учетом возрастного статуса ребенка. Определяя форму детского объединения, в школе руководствовались возрастными особенностями 7-10 летних детей: подвижность, любознательность, впечатлительность, подражательность, неумение дано концентрировать свое внимание на чем-либо. С приходом в школу заметно изменяется развитие умственных сил, воли, чувств. А у ребят 11-14 лет больше развита энергетика, которую надо направить в нужное русло и поддерживать интерес, который быстро может угаснуть, учить уметь отстаивать свою точку зрения, не подавляя чужую, чувство ответственности за свой поступок, значимости своей личности в коллективе: «Я коллектив» и «Коллектив и Я». Школа – центр всей жизни ребят, с ней связаны новые переживания, здесь ребята приобщаются к миру взрослых, в школе появляются первые признаки самостоятельности, ответственности, особое чувство значимости.
Под результатом деятельности объединения понимается достижение такого качества деятельности ребят, которое обеспечивает проявление личностных качеств, обогащение их личного опыта, жизненно-необходимым содержанием.
В этой работе я постаралась обобщить рост развития детских объединений, начиная с 1 ступени – детское объединение «Светлячки». Развиваясь в котором в детях формируется взаимодействие с другими объединениями, своими сверстниками, взрослыми – вожатыми, учителями, классными руководителями, которые являются главными помощниками в решении детских проблем, в развитии личностных качеств с переходом на новую ступень развития, 2-ую – «Алашеевцы», с более усложненной программой деятельности, в которой идет приобщение к миру взрослых, ребята становятся более самостоятельными. Поэтому я считаю, что в школах необходимо такое развитие детского движения, чтобы была видна преемственность, развитие социальной личности. Мы будем продолжать развивать это направление деятельности в школах района, разнообразив эффективными формами и методами, усложняя программу развития деятельности детских объединений.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березина В.А. Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений/Внешкольник, 2001, №11/
2. Васильева Т.А. Новое время. Новые проблемы./ Внешкольник, 2006, №2/
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Писхологическое обследование младших школьников. М.: Владос – Пресс, 2001г.
4. «Достижения». Организация деятельности общественного объединения в учебном заведении. Под ред. Возжаева С.Н., Скоробогатовой В.И. –Москва, 2001г.
5. Евлешина Н.А. Как создать детское общественное объединение в школе. Москва, 2000г.
6. Женодарова Т.Н. Роль детских общественных организаций в формировании социальной активности личности./ Внешкольник, 2006, №10/
7. Камакин О.Н. Ты стал вожатым. «Что делать дальше?»/ Внешкольник, 2006,№2/
8. Кашапова Л.М. Управление воспитанием в условиях современной школе. М., 2000г.
9. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации ребенка./Социальная педагогика, 2003, №1/
10. Прутченков А.С. Возможности деятельности молодежных общественных организаций в гражданском воспитании./ Внешкольник, 2000, №3/
11. Путешествие в волшебную страну «Светляндия». Методическое пособие. г. Воронеж, 2001г.
12. Путешествие в волшебную страну «Светляндия». Методические рекомендации для тех кто работает с детьми / авт. – сост. Мамонова Л.А., Филькина К.И., старшие вожатые школ Ленинского района г.Ульяновска. – Димитровград, 2001г.
13. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации, возможность выбора. Москва, 1996г.
14. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – Москва, 2004г.
15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. Детские объединения. Москва, ГИЦ Владос, 2001г.
16. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. – Москва, 2004г.
17. Фришман И. Воспитательная работа в школе, Внешкольник – Методический журнал №2, 2005г.
18. Фришман И.И. Недетские вопросы о деятельности детских общественных объединений./ Внешкольник, 2006, №10/
19. Хомутова К.В. Современные тенденции развития детских общественных движений./ Внешкольник, 2006, №11/
20. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы. Журнал воспитание в современной школе. 2006г.
15