РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по хореографии «Детский танец» (для детей 4 – 6 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №5"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по хореографии
«Детский танец»
(для детей 4 – 6 лет)
Автор программы:
Силаева Ксения Игоревна,
педагог дополнительного образования, Iкв.категория
Первоуральск, 2015
Содержание:
1. Пояснительная записка ……………………………………………....... 3
2. Учебно-тематический план …………………………………………..... 5
3. Содержание тем учебного курса……………………………………..... 6
4. Перечень учебно-методического обеспечения…………………….... 11
5. Список литературы (основной и дополнительной)………………...... 12
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Детский танец» предназначена для обучения детей 4 – 6 лет. Программа «Детский танец» имеет художественно-эстетическую направленность.
Рабочая программа реализуется в педагогических условиях МАДОУ «Детский сад № 5» и рассчитана на два учебных года. Рабочая программа описывает первый год обучения. Этот период можно определить, как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического, русского и бального танцев.
Ожидаемый результат: овладение детьми первичными навыками искусства танца.
Цель программы: формирование первоначальных навыков в искусстве танца.
Задачи:
Развивать двигательную активность и координацию движений.
Формировать правильную осанку.
Формировать умение выразительно двигаться в танце.
Формировать восприятие музыкальных образов и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки;
Развивать творческие способности: рефлексия собственных движений, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
Должен знать:
хореографические названия изученных элементов;
основные позиции рук и ног танца;
подготовительные танцевальные движения и рисунки
Должен уметь:
точно воспроизводить, самостоятельно выполнять изученные элементы танца.
прямо и стройно держаться, свободно двигаться под музыку;
различать динамические изменения в музыке;
внимательно слушать музыку;
корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
Педагогический эффект:
1. Укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
2. Развитие музыкальных способностей (эмоциональная отзывчивость, слуховые представления, чувство ритма).
Способы определения результативности:
- отзывы родителей
- анкеты родителей
- открытые уроки для родителей
- отчетный концерт
- экспертиза качества исполнения концертных номеров при участии в праздниках, спектаклях, концертах.
Система контроля
1. Педагогический дневник (нормативы гибкости, выворотности, растяжки)
2. Экспертные листы
2.Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов Количество часов
Теория Практика Всего
1 Ее величество – музыка 1 8 9
2. Играя, танцуем 1 6 7
3 Игровой стретчинг 1 10 11
4 Азбука танца 1 15 16
5 Рисунок танца 1 10 11
6 Танцевальная мозаика 1 17 18
Итого: 6 66 72
3. Содержание тем учебного курса
Первый год обучения
ТЕМА «Ее величество Музыка!»
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)
Задачи:
Формировать умение слушать музыку.
Формировать умение воспринимать и оценивать музыку.
Развивать умение организовать свои действия под музыку.
Содержание:
Характер музыкального произведения.
Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.
Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.
Игра «Жуки и бабочки».
Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
Слушая музыку, определить ее темп (устно).
Игра «Зайцы и охотник».
Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
Игра «Тихо и громко».
Ритмический рисунок.
Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Строение музыкального произведения (вступление, часть).
Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Игра «Ку-чи-чи».
На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике
ТЕМА «Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)
Задачи:
Развивать внимание.
Развивать координацию движений.
Развивать зрительную и слуховую память.
Подготовить детей к исполнению более сложных элементов.
Содержание:
Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
Игра «Зверушки – навострите ушки».
Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике
ТЕМА «Игровой стретчинг»
Задачи:
Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
Улучшать эластичность мышц и связок.
Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.
Содержание:
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Кораблик», «Кузнечик».
Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха», «Веточка».
Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Гусеница».
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике
ТЕМА «Азбука танца»
Задачи:
Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
Формировать правильную осанку и координацию движений.
Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Содержание:
Шаги:
бытовой,
танцевальный легкий шаг с носка,
на полупальцах,
легкий бег,
шаг с подскоком,
боковой подскок – галоп,
бег легкий с оттягиванием носков;
Постановка корпуса
Позиции ног: I-я, VI-я
Подготовка к изучению позиций рук
этюд «Воздушный шар»
Танцевальные положения рук:
на поясе,
за юбочку,
за спиной,
на поясе в кулачках.
Полуприсядания (demie plie) по VI позиции, I позиции
Выдвижение ноги ( battement - tendu):
вперед по VI позиции,
в сторону по I позиции.
Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции
То же в сочетании с п/присяданиями
Прыжки (allegro) saute по VI позиции
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике
ТЕМА «Рисунок танца»
Задачи:
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.
Содержание:
Рисунок танца «Круг»:
движения по линии танца. Игра «Часы»;
движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
Рисунок танца «Линия».
Рисунок танца «Колонна».
Рисунок танца «Змейка»:
Игра «Змейка»;
Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
Рисунок танца «Спираль»
Игра «Клубочек».
Свободное размещение в зале.
Игра «Горошины».
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике
ТЕМА «Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)
Задачи:
Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.
Развивать память, актерское мастерство.
Готовить к концертной деятельности.
Контроль пройденного материала:
выступление на календарно-тематическом празднике в МАДОУ.
выступление на городском ежегодном конкурсе «Весенняя капель».
открытый урок.
3.1. Репертуар
1 год обучения
Мероприятие
Период подготовки
Название номера
Новый год
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
«Паровозик» (этюд)
«Мышиная история»
«Про зайчат»
8 Марта
Январь, февраль
«Веселая стирка»
«У меня, у тебя»
«Мы поймали комара»
Открытое занятие
Март, апрель, май
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей и прописан в содержании программы.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Занятия хореографией необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.
Техническое оснащение: музыкальный центр (магнитофон), MP3, CD диски, USB-флешки, иллюстрации.
Список литературы
Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.
Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение, 1980.
Захаров В.М. Радуга русского танца. – М.: Вита, 1986.
Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.
Константинова Л.Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.
Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
.Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Варгус, 1982.
Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002 – 175 с
Белкина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984.
Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.