Развитие навыков функционального чтения на основе графического представления информации — инфографики

Мастер-класс
"Развитие навыков функционального чтения на основе графического
представления информации - инфографики"
Доброе утро, уважаемые коллеги!

Свой мастер-класс я хочу начать словами американского учителя Дуга Лемова
из книги "Мастерство учителя"
"Научить учеников понимать смысл того, что они читают, самая большая услуга, которую может оказать им учитель".
Я согласна с автором в том, что формировать навыки осознанного чтения могут не только учителя литературы.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи.
О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями или устройствами. Например, человек не может воспользоваться мобильным телефоном или банкоматом.
Навыки функционального чтения:
поиск информации;
понимание прочитанного;
преобразование информации;
интерпретация;
оценка информации –
необходимы для достижения предметных и надпредметных результатов.
Актуальность: основной объем учебного материала доступен ученикам в форме текста сплошного и несплошного.
Большая часть информации воспринимается человеком через органы зрения. А использование инфографики позволяет расширить количество каналов восприятия информации.
Инфографика - это графическое представление свойств объекта, предмета, процесса или явления и демонстрации связей между этими свойствами. Это плакат, в котом сочетаются графика, лаконичный текст и статистические данные. Используется там, где информацию больших объемов нужно представить быстро и чётко.
Цель: знакомство с приемом развития навыков функционального чтения на примере работы с инфографикой.
Задачи:
познакомить с формой представления несплошного текста в виде инфографики;
рассмотреть виды заданий, направленных на развитие навыков функционального чтения при работе с инфографикой;
обучить приемам работы с инфографикой для развития критического мышления с целью повышения результативности обучения и формирования метапредметных результатов.
Данная технология имеет сходство с технологией В.Ф. Шаталова. В настоящее время широко развивается Людмилой Рождественской, сотрудником образовательной компании Intel.
Применение инфографики может быть разнообразным: урок, проект, исследовательская деятельность, самообразование.
Содержательная яркая тематическая инфографика обязательно провоцирует ученика на исследование.
Задания с использованием инфографики могут применяться на любых предметах: история, иностранные языки, начальная школа.
Используя приемы работы с инфографикой, мне удалось получить следующие положительные результаты :
Систематическое применение разнообразных заданий помогает обучающимся подготовиться к сдаче выпускных экзаменов по разным предметам.
Умение читать графики, карты и диаграммы - это умение, которое востребовано в жизни. Оно помогает читать символьную информацию, например, инструкции по применению разных товаров.
С учащимися 10 класса для выступления на научно-практической конференции начата работа над проектом по созданию инфографики.
Я хочу поделиться с вами некоторыми приемами работы с инфографикой.
Работа с аудиторией.
Я хочу познакомить Вас на практике с данным приемом работы.
Пример работы с инфографикой - Обложка диска "Носители информации".
Показать диск в коробочке и с обложкой.
Вопрос: "Что это такое?" Кто пользовался этим?
Вопрос: "Какую информацию можно извлечь из обложки диска?"
Давайте посмотрим.
На экран выводится изображение обложки диска, я зачитываю вопросы.
Объяснение по вопросам
Два вида заданий.
Задания составляются от простого к сложному.
Простые задания – очевидные задания – информация есть на плакате.
Сложные вопросы – неочевидные – чтобы ответить, необходимо произвести вычисления или нужны дополнительные знания.
При составлении заданий для инфографики самые сложное и последнее задание – высказать свое мнение по данному вопросу или составить эссе. Так как, статистические данные не всегда отображают реальную картину.

Работа в парах.
Давайте попробуем сами выполнить задания.
В пары раздается два образца инфографики "Снег в цифрах и фактах" и "Мусор и люди: кто кого!"
Учащиеся выполняют два задания, записанные на картах.
С помощью смайликов оценивают вопросы: понравился - не понравился.
Предлагаю создать в двух заданиях свои вопросы - по нарастающей сложности и неочевидные.
После создания вопросов, партнеры в парах обмениваются плакатами и выполняют записанные новые вопросы и оценивают их смайликом.
Рефлексия
Считаете ли вы этот прием универсальным?
Можно ли сказать, что этот приём создает ситуацию успеха для ученика с разным уровнем подготовки?
Планируете ли вы использовать данный приём в своей работе?

Итог рефлексии:
Инфографику стали использовать  в  резюме.  Человеку хочется,  чтобы  обратили  внимание именно на его резюме.  У  резюме  с  элементами  инфографики  есть  преимущества:  1. оно  не  останется  незамеченным,  2. используя  инфографику,  вам  удастся  выполнить  главное  требование    уместить  всю  информацию  на  одной  странице.
15