Программа развития 5И класса МАОУ СОШ №111 города Перми
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №111» города Перми
Программа воспитательной работы
на 2015- 2016 уч. г.
классного руководителя 5-и класса
Новиковой Татьяны Анатольевны
Пояснительная записка.
“Если ты думаешь на год вперед, посади семя,
если ты думаешь на десятилетие, посади дерево,
если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”
Восточная мудрость
Именно в стенах школы ученик познает азы добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу и понимать чувство локтя своих друзей?
Ребёнок всегда должен оставаться ребёнком – весёлым, непоседливым, всем-всем интересующимся. Чтобы глаза горели на уроках и вне их. Чтобы ему нравилось учиться, жить жизнью класса, школы. Чтобы каникулы не становились долгожданным избавлением, а необходимым отдыхом.
Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя. Решая проблему развития интеллектуально творческого потенциала детей, важно понимать, как, правильно построенная система воспитательной работы, будет способствовать проявлению познавательной активности, желания постоянно узнавать что-то новое.
Программа развития класса предназначена для определения направлений развития коллектива учащихся 5 «И» класса. Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески ксенофобии, насилия, терроризма. Именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие.
Данная программа воспитательной работы предназначена для реализации в классном коллективе в 2015-2016 учебном году и направлена на построение эффективной воспитательной системы в классе.
Цель: Создание классного коллектива
Задачи:
1.Создать условия для самореализации учащихся в разных сферах деятельности
2.Обеспечить безопасные условия пребывания детей в школе
3.Создать благоприятный психологический климат в коллективе команды педагогов,
учащихся класса и родителей
Программа основана на нескольких принципах:
НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.
МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.
НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.
ПОМНИ:
Наша школа самая лучшая потому, что она – наша.
Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
Поспешишь – весь класс насмешишь.
Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
Дорожи дружбой ребят в классе.
Структура управления классным коллективом
В совет класса входят участники, которые организуют работу по направлениям:
1 Совет «Журналистов»
2 Совет «Творцов»
3 Совет «Трудовичков»
4 Совет «Библиотекарей»
5 Совет «Здоровячков»
Командир оказывает помощь учителю, выясняет причину отсутствующих, отвечает за состояние дисциплины на уроке, выполняет поручения учителя, координирует работу всех советов, контролирует наличие пропусков в школу
Совет ЖУРНАЛИСТОВ отвечает за подборку новостей нашего класса, собирает материал и сортирует по темам и дате, в конце каждой четверти оформляет портфолио класса, контролирует работу по ведению портфолио учеников нашего класса, оформляет классный уголок
Совет ТВОРЦОВ организует работу художественно-эстетического направления, принимает участие в оформлении стенгазет к внеклассным мероприятиям, в изготовлении поздравительных открыток, организует классные мероприятия
Совет ТРУДОВИЧКОВ организует дежурство по школе, классу, следит за порядком, пропагандирует проведение субботников и трудовых десантов, организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки, отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе
Совет БИБЛИОТЕКАРЕЙ составляет список учебников, полученных в библиотеке, контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, наличие закладки, в конце учебного года оценивает состояние учебников и помогает учителю производить передачу их другому классу
Совет ЗДОРОВЯЧКОВ следит за выполнением правил гигиены учащимися, контролирует наличие школьной формы, спортивной формы, второй обуви, ведет пропаганду спортивных достижений и здорового образа жизни, отвечает за организацию питания в классе
Для поддержания хорошего микроклимата в классе все учащиеся стремятся выполнять:
«Двенадцать ежедневных добрых дел»
. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
Помни, что учитель – твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий.
Помни – твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
Помогай учителю в организации досуга.
Принимай участие в ежедневной уборке класса.
Не будь в стороне от интересных дел.
Будь ответственным: пообещал – сдержи слово.
Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.
Программа предполагает в воспитательной работе основные направления становления своего «Я» в коллективе:
Условия эффективной реализации программы:
Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию
школьников на обучение в среднем звене ,на становление ученика как творческой личности.
Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе.
Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
Поиск новых путей развития личности школьников.
Ожидаемые результаты:
Создан дружный коллектив детей и родителей, способный решать любые проблемы детей в классе.
Обеспечена положительная репутация класса в школе, микрорайоне, районе и городе.
Обеспечен высокий процент удовлетворенности учащихся и родителей образовательными услугами, предоставляемыми школой.
Создана команда учителей, сформированы единые требования к учащимся, обеспечивающие высокую результативность УВП в классе.
Успешность каждого ученика в классе, подтверждена содержанием его портфолио.
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Здоровьесбережение «Если хочешь быть здоров…»
Цель: Формирование понятия здорового образа жизни
Задачи:
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Проводить профилактику асоциального поведения ребят.
Сохранить физическое и психологическое состояние учащихся.
4.Предупреждать попытки суицидов.
Формы:
Дни здоровья, спортивные праздники, подвижные игры.
Конкурсы, «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «От игры к спорту» и т. д.Походы, экскурсии.
Беседы, классные часы о здоровом образе жизни.
Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности.
Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни.
Проведение различных спортивных игр и соревнований в классе.
Консультации медицинского работника, социального педагога, психолога
Раздел 2 Патриотическое, гражданское и духовно- нравственное воспитание
«Россия – Родина моя!»
Цель: Формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.
Задачи: 1.Сформировать традиции класса
2.Соблюдать традиции школы
3.Организовать военно - патриотическую работу по формированию у ребёнка патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
4.Организовать экологическую работу на территории школы и микрорайона
Формы:
Беседы, классные часы о Победе в Великой Отечественной войне.
Классные часы о родном городе, об истории школы.
Встречи с интересными людьми, «Земляки – герои»
Уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости.
Участие в акциях «Милосердие», «Георгиевская ленточка».
Конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок.
Раздел 3 Учебная деятельность
Знание и только знание делает
человека свободным и великим. (Д. И. Писарев)
Цель: Формирование устойчивой познавательной мотивации, обеспечивающей развитие интеллектуальных, умственных, творческих способностей
Задачи:
Привить интерес к учебе
Научить самостоятельно получать знания
Заинтересовать учащихся использовать компьютер с пользой для учебы.
Показать значимость участия во всероссийских, городских, районных, школьных конкурсах и олимпиадах, в том числе с использованием ИНТЕРНЕТ.
Сохранять и повышать уровень успеваемости.
Организовать участие 100% учащихся класса в школьном НОУ.
Формы:
Система классных часов «Ученье с увлеченьем».
Организация соревнования: личного и по группам.
Организация познавательных экскурсий.
Участие в олимпиадах, конкурсах разного масштаба.
Индивидуальная работа с учащимися, с одарёнными детьми.
Отчёты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах.
Рейды по проверке учебников, тетрадей, дневников.
Раздел 4 Внеурочная деятельность
Всякий жест обязывает, особенно благородный. (Р.Мартен дю Гар)
Цель: Развитие творческого потенциала личности
Задачи:
Помочь раскрыть свою собственную индивидуальность, свои скрытые таланты.
Создавать временные рабочие группы переменного состава при подготовке мероприятия в классе.
Научить видеть прекрасное вокруг себя.
Формы:
Участие в классных, школьных и районных конкурсах, фестивалях.
Цикл бесед на этическую тему.
Экскурсии, выставки и выступления.
Раздел5 Трудовое воспитание
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Трудовая деятельность человека всегда была и остаётся основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. В процессе труда развиваются умственные способности, познаётся радость творчества. Только в труде на общую пользу ученик формируется как личность, как гражданин.
Воспитание трудолюбия – сложный, кропотливый процесс, требующий большого терпения. Дети должны знать, что на свете существует огромное количество профессий, и не все работают только в белых халатах и чистых помещениях, что любая работа - это большой труд, что в любой работе, будь то врач, строитель, слесарь, повар или юрист, можно добиться очень многого, а самое главное - уважения и почёта.
Цель:
Формирование трудовых навыков и навыков самообслуживания
Задачи:
Воспитывать ответственность за порученное дело.
Прививать навыки самообслуживания, чувство хозяина своего класса, школы.
Формы:
Беседы, классные часы о труде, профессиях родителей.
Экскурсии на предприятия, где работают родители.
Дежурство по школе, классу.
Субботники.
Генеральные уборки.
Раздел 6 «Досуг»
«Вместе будем учиться, обязательно трудиться,
отдыхать и веселиться!»
В наше время вопрос организации досуга детей встаёт особенно остро, т.к. ребёнок, ещё не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание. Организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы всё это давало ребёнку стимул для дальнейшего развития
Цель: Расширение общего кругозора учащихся, развитие интеллектуальных способностей
Задачи:
1.Обеспечить участие классного коллектива во всех школьных мероприятиях
2.Научить учащихся класса организации классных мероприятий при участии родителей.
3.Обеспечить 100% занятость детей во внеурочной деятельности в школе или за ее пределами.
Помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.
личности.
Раздел 7 «Партнёрство с семьёй»
Хотите ли, не хотите, но дело лишь только в том,
Что - прежде всего, мы - родители,а всё остальное потом.
Цель:
Включение родителей в совместную деятельность с детьми
Задачи:
Организовать совместную работу детей и родителей по всем направлениям деятельности школы
Формы:
Тематические родительские собрания, индивидуальные беседы с приглашением социального работника, психолога, медика, педагогов-предметников.
Организация работы родительского комитета.
Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы, классного руководителя.
Проведение совместных праздников, творческих дел, спортивных мероприятий.
Изучение семейно–бытовых условий жизни ребёнка и семьи в целом.
Участие родителей во всех школьных мероприятиях.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2015 – 2016 учебный год
Сентябрь
«Безопасность жизнедеятельности»
НедМероприятия класса и классные часы Общешкольные мероприятия Мероприятия дополнительного образования и конкурсы
1н. Организационное родительское собрание.
Урок Знаний «Добро пожаловать в страну Знаний!» Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний.
1н. Поход на природу День Здоровья Конкурс авторских рисунков на тему «Моя безопасность».
Конкурс авторских частушек по правилам дорожного движения
2н. Классный час «Мы школьниками стали» (беседа о статусе школьника)
3н. Классный час «Азбука пешехода» Беседа по ПДД
4н. Классный час «Наши поручения».
Конкурс «Краски осени глазами детей»
Октябр«Я – гражданин»
1н. Классное родительское собрание «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» . Выборы родительского комитета.
Классный час «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других» КТД «День Учителя» Выступление на праздничном концерте.
2н. Классный час «Права и обязанности школьника»
Беседа по ПДД «Мы идём в школу» Конкурс поделок «Осенняя пора, очей очарованье!» Осенний бал .4н. Классный час «Золотые правила этики»
5н. Классный час «Спешите делать добро»
Ноябрь
«ЗОЖ» (здоровый образ жизни, профилактика вредных привычек)
1н. ЧП классного масштаба Спортивные мероприятия в рамках акции «Мы – здоровая нация» («Зевс»)
2н. Классный час «Невидимые враги человечества, которые ему лишают жизнь (нецензурные слова, курение, алкоголь, наркотики)
3н. Классный час «Здоровье – это здоровый образ жизни»
Беседа по ПДД «Движение пешеходов по улицам и дорогам»
4н. Праздничная программа «День именинника» Осень День матери
5н. Классное родительское собрание «Проблемы подросткового возраста»
Декабрь
«Право и правонарушители»
1н. Классный час «Права, обязанности и ответственность ребёнка»
2н. Классный час «Режим дня школьника»
Беседа по ПДД «Общие правила перехода улиц и дорог» Неделя математики
3н. Классный час «Права несовершеннолетних»
Классное родительское собрание «Особенности учебной программы» КТД «В мастерской у Деда Мороза»
Поэзия зимы (Конкурс стихов,рисунков)
4н. Классный час «Знание законов и их практическое применение»
5н. Новогодние праздники
Январь
1н. Классный час «Как беречь свое здоровье»
2н. Классный час «Добро и милосердие»
3н. Все правила этикета
4н.
Февраль
«Военно - патриотический месячник»
1н Классный час «Воспитание без насилия» Военно-спортивная игра «Зарница»
2н Военно-спортивная игра «Зарница»
3н Военно-спортивная игра «Зарница»
4н Военно-спортивная игра «Зарница»
Март
1н Классный час «Мама самое главное слово на земле»
2н Классный час «Культура подростков глазами взрослых»
3н Интеллектуальный конкурс «Счастливый случай»
4н Классное родительское собрание «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами»
Апрель
1н
2н Классный час «Да здравствует труд»
3н Диспут «Что для счастья надо»
4н Классный час «Терпение и труд к результату приведут» Экология
Май
1н Тренинговое занятие «Стресс и саморегуляция»
2н Классный час «Подвигу жить в веках»
3н Последний звонок
4н