Программа развития по ФГОС
МБОУ Московская средняя общеобразовательная школа
имени Ивана Ярыгина с. Сизая
Духовно- нравственное
направление
Руководитель: Бекасова М. В.
Пояснительная записка
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.
Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Цель программы:
создать условия для воспитания гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи :
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
Знает/понимает:
родословную своей семьи
историю своего населённого пункта, различных учреждений
историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
основные краеведческие термины и понятия
администрацию района и своего населённого пункта,
особенности природы, населения
специфику географического положения
важнейшие достижения культуры и системы ценностей
Умеет:
рассказывать о важнейших событиях истории края, своего населённого пункта
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
работать с литературой и различными источниками
описывать традиции народов своего края
показывать на карте границы и географический центр
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов
составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
Использует приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проведения самостоятельного поиска информации
понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
ориентирования на местности
учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории
использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Принципы Программы:
Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у обучающихся с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип справедливости использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Показатели освоения Программы:
Интеллектуально-когнитивный компонент
Устойчивый интерес обучающихся к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку.
Эмоционально-чувственный компонент
Любовь к своему краю, своей семье, близким людям, глубокое переживание за родное село, страну, гордость за трудовые успехи народа, восхищение народным творчеством, уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям.
Деятельностно-практический
Сознательное участие ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.
Программа формирования универсальных учебных действий
Личностный блок
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.
Познавательный блок
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских художников, народных умельцев. Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
Регулятивный блок
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный блок
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речи
№
ТЕМА
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1
Мой край Красноярский на карте
Территория Красноярского края на карте страны.
Основные символы власти в крае.
Главный город края – Красноярск.
Сведения о своей малой Родине – села Сизая. Спортивный подвиг Ивана Ярыгина.
-имеет представление о Красноярском крае как составляющей территории России;
-умеет самостоятельно показывать границы Красноярского края на карте
-умеет разгадывать ребусы и кроссворды о городах края;
-выражает своё отношение к краю, селу через рисунок;
-умеет осознавать гражданскую позицию «Я гражданин родного края».
2
Символика Красноярского края
3
Главный город края – Красноярск
4
Край родной в произведениях И. Рождественского, А. Третьякова
5
История края в музеях. Музей И. Ярыгина с. Сизая
6
Моя Сизая
7
Семейный очаг
8
Сибирский богатырь Иван Ярыгин
9
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
10
Подвиг Сибирского богатыря
11
Растительный мир Красноярского края. Путешествие по северу
Представители растительного мира Красноярского края.
Группы растений.
Разнообразие ярусов своей местности. Путешествие по лесу. Роль леса в жизни человека. Особенности видов растений, произрастающих на лугу, в водоёмах.
Деятельность человека по охране природы
-знает представителей растительности леса, луга, водоёмов родного края (деревья, кустарники, травы);
-имеет представление о творчестве некоторых красноярских поэтах и художниках, изображающих природу.
-умеет разгадывать загадки о растительном мире края
- с помощью подготовить сообщение о растительности Красноярского края
12
Растительный мир Красноярского края. Путешествие по лугу
13
Растительный мир Красноярского края. Путешествие по водоему
14
Растительный мир моей местности
15
Представители животного мира Красноярского края. Путешествие по северу.
Представители животного мира Красноярского края.
Группы животных (насекомые, птицы, звери).
Значение леса в жизни животных.
Значение луга, водоёма в жизни животных.
Представители животных лугов, водоёмов.
Роль животных в природе и в жизни человека.
Общее представление о Красной книге.
Отдельные виды редких растений. Составить памятку
«Как можно помочь природе»
-знает представителей животных леса, луга, водоёмов родного края (насекомых, птиц, зверей);
.
-умеет разгадывать загадки о животном мире края
-может подготовить сообщение о животном Красноярского края с помощью
-знают предназначение Красной книги Красноярского края;
Называют (2-3) вида исчезающих животных и растений нашего края;
-составляют памятки «Как помочь животным и растениям?», «Как помочь природе?»;.
-умеют оценивать воздействие человека на природу;
-передают свои впечатления об окружающем мире через изготовление поделок, рисунков, составление устных рассказов
16
Животный мир севера в моем рисунке.
17
Сказочный мир животных края в литературных произведениях:
Белка и кедровка. Лисий топор
18
Путешествие по водоему.
19
Сказочный мир животных края в литературных произведениях:
Лебеди. Отчего у белого лебедя клюв черный.
20
Здесь я живу. Красная книга Красноярского края.
21
Природа просит помощи. Изготовление буклета
22
Здесь я живу. Водный мир. Главная река – Енисей.
Главная река Красноярского края – Енисей. Роль реки в жизни людей. Реки малой Родины. Церковь – достопримечательность поселка. Саяно-Шушенская, Майнская ГЭС. Мраморный карьер.
-имеет представление о главной реке Красноярского края – Енисее;
-умеет самостоятельно показывать реки Красноярского края на карте
-может подготовить и представить сообщение о главной реке Красноярского края;
- краткую историю постройки церкви;
- зачем строили ГЭС, мраморный карьер
23
Здесь я живу. Водный мир. Маленькие реки – Сизая и Голубая.
24
Горы Сизой.
25
Церковь.
26
Мастера Сизой.
27
О ГЭС.
28
Мраморный карьер
29
Экскурсия по поселку.
30
Народности, населяющие Красноярский край
Народности, проживающие на территории нашего края.
-называют народности, проживающие на территории Красноярского края;
-имеют представление о занятиях и труде людей, проживающих на территории Красноярского края;
31
Занятость населения
32
Народности края в литературных произведениях:
Откуда пошли разные народности.
33
Обобщающий урок. «Я знаю о крае »
Рефлексивная:
-передают свои впечатления об окружающем мире
йђЗаголовок 1йђЗаголовок 2йђЗаголовок 3йђЗаголовок 4йђЗаголовок 5йђЗаголовок 6йђЗаголовок 7йђЗаголовок 8йђЗаголовок 915