Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» 
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски»
Цель: Изготовление карнавальной маски.                                                                                                    Задачи:                                                                                                                                                                     
личностные  - активизация учебной, познавательной деятельности;
 метапредметные – выполнение творческой работы;
предметные  -  закрепление и применение знаний  и умений, полученных на уроке. 
 Расширение знаний по предмету.                                                                                                                       3. Создание объемных выразительных масок.                                                                                                       4. Использование различного материала для работы.
Материал: бумага белая А4, бумага цветная, картон, клей, ножницы, краски, кисти.                          Оснащение урока:                                                                                                                                          1. Натурный фонд – различные варианты масок.                                                                                         2. Слайды, фотографии масок.                                                                                                                                3. Работы учащихся и учителя.                                                                                                                       4.  Новые слова.                                                                                                                   
Музыкальный ряд: песня И. Саруханова “Маскарад”,                                              Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена видов деятельности.
Ход урока                                                                                                                                                               1. Организационный момент                                                                                                                                            2. Беседа.  Учитель:  Тему урока вы узнаете, отгадав загадку.
Люблю на праздник наряжаться,
В зверей волшебных превращаться.
Любой костюм могу надеть -
Вот я котёнок, лев, медведь.
Что на лицо надену я
Чтоб не узнали вы меня?  
Конечно, это маска и тема нашего урока: «Карнавальные маски».                                                                                                        
1. Что такое маска и для чего она предназначалась? 
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.
На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски  были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища.
 Маски имеют очень древнюю историю. С первобытных времен, надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы, охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое единство с природой.
2.  Где возникли и как применялись первые театральные маски?                                                                                                          В античном театре древней Греции и Рима.                                                                                        Средневековом театре в Италии (дель – арте). В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях.                                                                                                              Восточном театре Китая и Индонезии. Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом. Развитие театрального искусства в Корее.
В глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. 
3. На каких праздниках в наше время можно увидеть карнавальные маски? 
Новый год, Рождество, масленица, карнавал, Хэллоуин. 
Вы назвали несколько праздников, где применяются маски. Об одном из них и пойдет речь на нашем уроке.                                                                                                                                                            Со временем маскарады превратились в один из видов праздничных развлечений и были очень популярны, так как создавали мир, обратный существующему и полный ритуальных вольностей и свободы.                                                                                                                                                                                 С 7  января и до Крещения Господнего 19 января празднуют Коляду.                                                                            Ребята, кто знает, что такое Коляда?Слово «Коляды» произошло от римского «календы» – первые дни каждого месяца. Только белорусы сделали коляды не началом каждого месяца, а началом года.                                                                             Из языческих в христианские зимние праздники перешел обычай: в Сочельник начинались колядки – хождение по избам с песнями.  
 Колядующие люди, ряженые  - облаченные в маски и вывернутые наизнанку тулупы, или надевали что-то из гардероба противоположного пола, устраивали пляски и хороводы, рядились в костюмы нечисти и пугали друг друга, ходили по домам, просили угощение от хозяев дома. Ряженых часто называли словом «халява», отсюда пошло и выражение «получить на халяву» - то есть даром. Особенно любили делать страшные маски, которые с 16 века называют «рожи» и «хари». Маски  изображали животных (быка, козу, оленя, медведя, волка, барана, аиста, петуха, рядились также нечестью – чертом, лешим, Бабой-Ягой,  демоном, драконом, Наполняя улицы беспорядочным весельем, кривляньем, неимоверным шумом с петушиными криками и кошачьими воплями, ряженые старались напугать нечистую силу, нейтрализовать ее.
Еще одной традицией коляды была Коза. В ее роли обычно выступал самый веселый юноша – он надевал кожух, рога и пускался в пляс впереди толпы колядующих. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы.
После принятия христианства ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгут костры, а юноши и девушки наряжаются в маски коней, коз, коров, медведей и других животных и ходят по дворам, поют колядки – песни, прославляющие Коляду.
Со временем маски  стали неотъемлемой частью карнавальных и маскарадных костюмов и именно в этом качестве дошли до наших дней.                                                                                                           Просмотр различных видов масок.                                                                                                       Здоровьесберегающие технологии:                                                                                                                      В середине урока, когда учащиеся начинают утомляться, проводится физминутка сидя.                                                   1. Вращение головой влево, вправо, вперед, назад. Повторить 3-4 раза.                                                                                                                                                                                                                                      2. Закрыть глаза ладонями рук, глаза при этом открыты. Провести глазами линию по углам квадрата в одном и в обратном направлении, поморгать. Начертить глазами змейку, поморгать.                     
 Отдохнули немного, продолжаем работу над масками.  
Задание: Создание выразительных характерных масок с использованием различного материала и техник.                                                                                                                                                                      В конце урока – просмотр работ – карнавал масок.                                                                               Учащиеся приступают к выполнению масок. Звучит музыка.   
Для выполнение масок  учащиеся используют: шаблоны масок, краски, цветную бумагу и картон, перья, блестки, мишуру, клей. Для прорезания глаз используется нож для резки бумаги, которым пользуется только учитель в целях безопасности на уроке.                                                                       
Заключительный этап урока.                                                                                                                  Проверим, как вы запомнили новые слова, звучащие в ходе урока: разгадаем кроссворд.
л и ч и н а,  р о ж и,  х а р и,  К о л я д а,  х а л я в а,   р я ж е н ы е 
Какое слово обозначало «получить даром» - халява.                                                                                      Как называли страшную маску? - харя.                                                                                                                 Как называли хождение по избам с песнями? - колядки.                                                                                       Как в древности в переводе с латинского называли маски? - личина.                                                         Люди, облаченные в маски на коляду -  ряженые.                                                                                  Традиционный персонаж коляды – коза.                                                                                                    Ключевое слово темы урока – маски.                                                                                                   Молодцы, кроссворд разгадали, новые слова  запомнили, а теперь пришло время устроить просмотр масок, сделанных учащимися. Учащиеся выходят, показывают маски и объясняют, что это за маска. 
Выставление оценок. 
Заголовок 115