Интегрированный урок изо музыка технология на тему карнавальные маски
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию.
Интегрированный урок ИЗО, Технология, Музыка.
Тема: «Карнавальные маски».
Разработала:
Воробъева Е.В.
учитель ИЗО,
и технологии.
МАОУ «СОШ№57»
г.Улан-Удэ
2013 г.
Тема: «Карнавальные маски».
Цель: Познакомить учащихся с основными понятиями зрелищных искусств.
Развивать представления о деятельности художника в зрелищных искусствах.
Совершенствовать навыки работы в технике папье-маше.
Формировать чувство восхищения при встрече с театром.
Задание: Конструирование маски из бумаги в технике папье-маше ( в размер лица) выражающие конкретное настроение через форму и цвет.
Характер маски на выбор: добрый, злой, веселый, грустный.
Материалы: пластилин, банка, стеки, бумага, клейстер для изготовления и грунтовки поверхности, маски, гуашь, кисти, ножницы.
Зрительный ряд: Маски разных народов, маски карнавального действия, Монгольские маски, рисунки на доске лиц с остро выраженным характером.
Литературный ряд: Детская энциклопедия «Искусство», «Скульптура Монголии» Н.Цултэм Изд. Улан-Батор , «Грим и сценический образ» Г.В.Когтев, «Круг чтения 90.»календарь. «Мертвые души» Н.Гоголь-отрывки из литературных произведений, где дано описание персонажей с гротесковым характером внешности.
Задание на дом: Найти изображения интересных, выразительных масок.
План урока:
1.Экскурсия в современный театр.
2.Древнейшие формы театральных искусств.
3.Театр Древней Греции.
4.Современные карнавальные шествия.
5.Буддийское театрализованное зрелище-мистерия.
6.Правила изготовления маски выражающей настроение через форму и цвет.
7.Самостоятельная работа.
8.Маскарад. Шествие масок. Выставление оценок.
Содержание:
Звучит музыка А.Хачатуряна «Вальс» к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»
Учитель музыки:
- Куда переносят нас эти восхитительные звуки музыки? / в театр /.
Давайте приоткроем занавес и войдем. У входа висит маска.
- Что она олицетворяет?
Да, ребята, это две музы: «Талия» - муза комедии и «Мельпамена» - муза трагедии.
И вот мы в театре.
- А что такое театр? Что он собой представляет? / это зрелище, где разыгрываются спектакли /.
- Кто играет в спектаклях?
Да, ребята, актеры. Это люди, которые создают различные образы: добрые и злые, грустные и веселые.
- А что помогает актеру создать образ? /костюм, декорации, грим /.
С помощью грима можно изменить лицо до неузнаваемости, предать ему национальные, возрастные особенности, сделать внешность более привлекательной. Грим – это сценическое оформление лица исполнителя. Он видоизменяется в зависимости от жанра, трактовки режиссера, общего оформления и решения всего спектакля в целом.
Учитель ИЗО:
- А кто помогает актерам и режиссерам создать спектакль или балет, оформить сцену, декорации, придумать и наложить правильно грим?
Правильно, это художники. Они помогают актерам. Внешность, сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.
- Это современный театр, но оказывается, еще в первобытном обществе люди раскрашивали свои лица.
- А для чего они это делали?
Правильно, в первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, болезни, неурожай – все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить, расположить к себе.
Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлению древних, волшебство (магия). Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Так родились обрядовые игры.
У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники делились на две группы, те, кто изображал «добычу», украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, маски или раскрашивали тело и лица. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна и барабанов, сопровождая ее воинственными криками и пением.
У земледельческих народов мимические игры входили в праздники, связанные с весной – с оживлением природы, со сбором урожая, с замиранием природы. Поэтому большинство обрядов изображают «рождение» и «умирание» божества – покровителя природы. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью и весельем. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах.
В древнем Египте уже с конца 3-го тысячелетия до нашей эры, ежегодно при храмах, особенно во время коронации фараонов, жрецы разыгрывали театрализованные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников – боге Осирисе.
В Древней Греции были распространены обряды карнавального типа в честь сельских богов. Особенно важную роль сыграл культ бога – Диониса, появившийся в 8-6 в. до н.э. Это бог природы, виноградарства, веселья. Во время шумных праздничных процессий разыгрывались сценки из жизни бога.
Изображалось торжественное прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле, который римляне позднее прозвали «корабельной повозкой» - «каррус навалис» (отсюда название карнавал). Диониса сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров – козлоногих спутников бога.
«Трагос» - козел, которого приносили в жертву Дионису. Так родилась греческая трагедия.
Комедия, наоборот из веселой, карнавальной стороны этих праздников.
Учитель музыки:
- А где и когда появились первые театры?
Действительно, в Древней Греции. Театры были государственными учреждениями. Они сооружались открытыми и достигали огромных размеров. Театр Диониса в Афинах, например, вмещал 17 тыс. человек. Число актеров не превышало 3-х. Женские роли играли мужчины. Актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона «рубашки до пят с длинными рукавами». На ногах актеров была специальная обувь на высокой, до 27 см., подошве – котурны. Маска, костюм и котурны увеличивали рост актера, делали его фигуру величественной. Комические маски должны были вызывать смех, поэтому на них были приплюснутые носы, оттопыренные губы и вытаращенные глаза. Форма рта была особой, в виде рупора, для более сильного звука внутренняя часть маски выкладывалась серебром или медью.
Маски готовились заранее, самые лучшие художники работали над их созданием. Их делали из полотна, покрытого тонким слоем гипса, а также из луба – коры дерева, кожи и воска.
Учитель ИЗО:
Маски и карнавалы появились в Древней Греции, и дошли до наших дней. Мировой столицей карнавала следует признать Венецию. Уже в ХIII веке карнавальные маски, которые делали прославленные венецианские мастера, считались в Западной Европе своеобразным эталоном. А что касается самих карнавалов, в ту пору в Венеции они с небольшим перерывом шли почти пол года – с 1 воскресенья октября до праздника Вознесения. Правда, теперь «карнавальный марафон» ограничен более жесткими рамками – он приходит в последнюю неделю перед великим постом. Но и сегодня в городе можно купить все карнавальные принадлежности, в том числе и традиционную венецианскую маску «баутта» с длинным орлиным носом. Из года в год в Италии на карнавальных праздниках, на маскарадах и пирушках появляются остроумные, ловкие, талантливые мастера импровизации и лицедейства (представления в лицах). В Венеции любят маски ловких, пронырливых, гораздых на всякие выдумки, парней.
В наши дни стали возрождаться в России обрядовые праздники, скоморошьи гуляния . Они проводятся в честь прихода Весны, когда пробуждается природа, и осенью, когда она вновь засыпает. В глубокой древности зародились эти праздники, на которых люди выделялись, своим умением петь, плясать, рассказывать сказки, балагурить, играть на музыкальных инструментах, привлекали всеобщее внимание. Они рядились в специальные одежды, надевали маски, преображались в другие существа.
- А это что за маска? /Буддийская маска/.
Центр бурятской культуры, на территории России, находится в Бурятии в г. Улан-Удэ и поэтому именно у нас проводятся традиционные буддийские праздники. Один из них, праздник Цам – представляет собой религиозное театрализованное зрелище – Мистерию, устраиваемую в целях усмирения демонов и злых духов.
К началу XX века каждый монастырь /дацан/ устраивал свое неповторимое представление, имел отличные от других маски и украшения. Маски были огромных размеров, отличались экспрессивностью. Они вдвое превышали величину головы человека, поэтому танцор мог видеть лишь через отверстие в раскрытой пасти маски. Маски делали из папье-маше. Готовые маски раскрашивали и золотили.
Большое внимание уделялось художественному оформлению и выразительности самих масок. Головы защитников веры, с косматыми волосами, украшались черепами – знаком победы над человеческими пороками: гнев, тупость, гордыню (жадность), корысть(страсть), зависть.
Каждый монастырь, готовясь к проведению Цама, собирал из ближайших монастырей лучших художников, скульпторов, ювелиров, портных, аппликаторов и вышивальщиц, которые трудились под руководством мастера-профессионала.
Огромную роль играет цвет в буддийских масках.
Синий – искореняет гнев.
Белый – тупость.
Желтый – гордыню (жадность).
Красный – корысть (страсть).
Зеленый – зависть.
Поэтому все маски разного цвета.
Учитель технологии:
Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, как мы делали маску из папье-маше? Возможно, вам это пригодится, может быть кто-то из вас свяжет свою жизнь с театром, заинтересуется и сам будет создавать разнохарактерные образы.
Дети отвечают, как они делали маски в технике папье-маше.
1. Выбрали форму (трехлитровая банка).
2.Используя пластилин, вылепили острохарактерную форму лица на банке.
3.форму покрываем мылом или вазелином.
4.Газетную бумагу отрываем и оклеиваем форму в два слоя используя воду.
5.В остальных слоях наклеиваем кусочки бумаги внахлест, используя
клейстер.
6.Последний слой сделаем белой бумагой.
7.Дали маске хорошо высохнуть, отделили от формы, желательно ошкурить и теперь можно раскрашивать.
Учитель ИЗО:
Сейчас вы будите раскрашивать свою маску. Каждый создает образ веселый и грустный, добрый или злой.
Если это веселая маска – кончики губ должны быть подняты вверх, если грустная, то наоборот опущены и глаза грустные. Если это злой образ, то наверное надвинутые брови и оскаленный рот. Общее цветовое решение помогает в создании образа маски.
Самостоятельная работа.
Требования к работам:
- соблюдение пропорций;
- работа над мелкими деталями;
- общая завершенность, выразительность;
- цветовое решение;
- аккуратное исполнение.
Маскарад – шествие детей по классу в масках ( звучит музыка А.Хачатуряна «Вальс» к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
Выставление оценок.
15