Конспект урока ИЗО на тему Венецианские карнавальные маски (3 класс)
МБОУ «Чудиновская ООШ Вязниковского района»
Конспект урока по изобразительному искусству
в 3 классе (3 четверть) на тему:
«Венецианские карнавальные маски»
Учитель первой
квалификационной категории
Пайкова Елена Игоревна
2014г.
Урок изобразительного искусства в 3 классе на тему:
«Венецианские карнавальные маски»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний и закрепление их на практике (комбинированный)
Цель урока: создать условия, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения по теме " Венецианские карнавальные маски "
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи урока;
- контролировать и оценивать учебные действия на уроке;
-формирование умения конструировать, моделировать и украшать карнавальную маску в сотрудничестве с учителем и учащимися класса;
-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование основ художественной культуры; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира, наблюдательности, зрительной памяти;
- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- приобретение опыта создавать карнавальную маску, используя художественный вкус и творческое воображение;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках.
Основные этапы урока:
1 этап урока: Cамоопределение к деятельности.
Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
2 этап урока: Актуализация знаний.
Цель этапа: подготовить учащихся к усвоению нового материала.
3 этап урока: «открытие» новых знаний
Цель этапа: изучение нового материала.
Физминутка.
Повернись к соседу, улыбнись присядь и передай маску
Цель: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения.
4 этап урока: Первичное закрепление.
Цель этапа: повторить виды масок и этапы их выполнения.
5 этап урока: Самостоятельная работа.
Цель этапа: закрепление изученного материала, формирование навыков работы различными художественными материалами и в разных техниках.
Ход урока:
Ребята, вы никогда не были в Италии? А хотели бы туда отправиться? Тогда сегодня мы совершим виртуальное путешествие в один из удивительных и загадочных городов Италии – Венецию. Почему он загадочный? Посмотрите на экран. Венеция буквально утопает в воде. Это город, состоящий из множества небольших островов. Вся Венеция буквально «усыпана» мостиками, которых насчитывают около 400. Этот удивительный город похож на подводное поселение, которое поднялось на поверхность и вскоре может снова уйти под воду. В Венеции нет ни машин, ни автобусов. Здесь передвигаются только пешком или по воде. В роли общественного транспорта выступают большие катера - вапоретто. У них есть номера, маршруты и единые билеты. Частные моторные лодки - это такси. Классическая Венецианская гондола - узкая черная лодка для романтических прогулок.
А если мы с вами отправимся туда перед Великим Постом в феврале-марте, то окажемся на одном из пышных и известных карнавалов в мире - Венецианском карнавале, который длится 12 дней. Он появился ещё в средние века и пользуется огромной популярностью по сей день.
А в чем мы должны отправиться на Венецианский карнавал, чтобы быть неузнанными?
Конечно в маске.
Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.
МАСКА – это накладка на лицо из какого-либо материала с вырезом для глаз (От франц. masque. Ср. с арабским masћara – «насмехаться», «делать смешным», «насмешничать», а также «насмешка», «шутка»).Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, по карнавальному этикету маски обращаются друг к другу только на "ты". Поэтому в масках за одним столом могут оказаться и знатные люди и бедняки.
По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски Венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства.
Идет презентация "Венецианский карнавал".
Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски - одно из самых ярких явлений итальянской действительности
А с чего все начиналось в Венеции?
Исторический факт во времена чумы, когда доктора посещали больных, они надевали маски с длинным птичьим клювом. В длинный, клювообразный нос маски, они капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой.
Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ. Доктора в таком обличие выглядели очень зловеще, и были похожи на жуткую птицу. Этот образ, делала еще более мрачным, специальная палка, которую они держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.
Венецианский карнавал масок
Это самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы.
Под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи итальянской "комедии дель арте" выходят на улицы и становятся действующими лицами карнавала.
Венецианский карнавал - величайший праздник Италии, на который ежегодно съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран
Венецианский карнавал считается одним из старейших карнавалов мира: он зародился еще во времена Средневековья, когда общая продолжительность всяких праздников составляла несколько месяцев в год.
Каковы традиционные венецианские образы?
Это Баута, (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “bau” или “babau”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Венецианская Дама (Damadi Venezia) –очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
В основе этой маски история о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, а человек принесший кота дико разбогател.
Немалой популярностью пользовались также маски, пришедшие в карнавальную традицию с подмосток уличного театра Венеции – Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино…
А теперь представьте, что нас пригласили на мероприятие в венецианском стиле…
С чего начнем…? Необходимо выполнить эскиз маски для карнавала
Вы видели примеры разных масок, которые можно сделать самому.
Маски бывают плоские и объёмные. Самые простые маски можно сделать из плотной бумаги или картона. Носы и брови можно нарисовать или приклеить. Укрась маску самыми разными материалами, а для причёсок, усов и бороды используй мех, верёвки, нитки или мочало.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блёстками, лентами.
Вы не знали, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, но я просила принести для работы любые украшения: блёстки, золотистые краски, кружева, перья и т.д. Всё это вам пригодится для создания своего образа венецианской маски. Нужно только проявить фантазию и творчество. Дерзайте. Всё в ваших руках. Удачи! Нашим гостям мы тоже не дадим скучать. Пусть придумают свою маску.
Наконец, наши маски готовы. Как вы думаете, мы готовы к карнавалу? А что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Вы довольны своими работами? Давайте продемонстрируем их, выйдите к доске.