Конспект ОТКРЫТОГО УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Словарь – это стол мысли, за который приглашается каждый»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 8»Б» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШЕСТЕРОВОЙ. Л.И.

«Словарь – это стол мысли, за который приглашается каждый».

После вступительного слова учителя к доске выходят 3 живых словаря: антонимов, этимологический, русских фамилий. Они и будут вести урок.

Представление словарей и определение, кто есть кто.

Работа словарей с классом.

Словарь антонимов рассказывает о себе и предлагает задания классу.
Найти антонимы в стихотворении на слух.
Ответить на вопрос, с какой целью автор использует антонимы в тексте.
Для данного задания была подготовлена презентация по миниатюре Н.Сладкова «И грустно и радостно».
3. Принять участие в игре: ведущий словарь бросает мяч, ловящий тут же говорит антоним к нему.
4. Индивидуальное задание у доски для 2 желающих.

Словарь этимологический может называться «Почему не иначе?» Он представляется и задает множество вопросов. Почему хранилище книг называется библиотека? Почему наука о звездах именуется астрономией? Почему разные лакомства звучат так загадочно: эскимо, трюфели, шоколад? Словарь рассказывает о науке этимологии и предлагает задания классу.

1. Заглянуть в свой портфель и попробовать определить, что значат слова, называющие канцелярские принадлежности: ручка, тетрадь, пенал, карандаш и другие. После неудачных попыток словарь дает полную информацию о них.
2. Предлагается посмотреть презентацию о загадочной цифре «семь». Она с древнейших времен играла важную роль, считалась волшебной, таинственной у самых разных народов. Задумывались ли вы, почему?
3. Словарь обращается к русской народной сказке «Колобок» и спрашивает, что значит это понятие? Оказывается, никакого отношения на самом деле к кулинарному искусству оно не имеет. А прямое отношение имеет к космосу и астрономии.
Предлагается посмотреть мультфильм уже под другим углом зрения.

Справочник «Русские имена и фамилии» раскрывает происхождение и значение более 2500 фамилий. Предлагает задуматься над следующим.

Объяснить происхождение фамилии Филинов.
Считая это задание прозрачным, класс дружно ошибается, а словарь сообщает с торжеством: «Не от птицы, а от уменьшительной формы имени Филипп, Филимон. Отсюда же и «простофиля». Также все ошибаются при определении этимологии фамилий Плетнев и Орешин, а словарь восстанавливает истину.
Инсценирование рассказа Чехова «Лошадиная фамилия», имело большой успех.
Словарь раскрывает тайну самых распространенных русских имен Иван и Марья, которые оказываются совсем не русскими, и отвечает на вопросы, что значат имена присутствующих.
В заключении звучит стихотворение Л. Васильевой «Русские имена».

Вывод урока: словари – это очень интересное и полезное чтение. Пользуйтесь ими!