Конспект урока по технологии на тему Виды одежды .История фартука .Фартук в национальном костюме .
Класс : 5 класс .Тема урока: Виды одежды .История фартука .Фартук в
национальном костюме .
Цель урока: Дать понятия о видах одежды , истории фартука , его национальных особенностях .
Задачи:
Обучающая: Формировать знания о видах одежды , познакомить с историей фартука .
Развивающая: Развивать речь, мышление, внимание, память; интерес к предмету, истории и традициям народов .Воспитательная :. воспитывать аккуратность при выполнении работы, формировать умение работать в коллективе.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
мыслительный эксперимент; сравнение; анализ; систематизация; практическая работа;
структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, рассуждать. слушать и слышать собеседника, учителя;
планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД:
самопознание; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
выбор способов деятельности; выполнение пробного учебного действия; контроль;
коррекция.
Тип урока: получение новых знаний
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации ,образцы готовых изделий , тетради , цветные карандаши .
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В начале нашего урока мне хочется предложить вашему вниманию небольшой рассказ С. Могилевской «Две хозяйки». Я надеюсь, что послушав его, вы без труда назовете «главного героя» сегодняшнего урока.
Рассказ «Две хозяйки» С. МогилевскаяКак-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:
- Ох, устала!
- Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось оладьи жарила?
- Оладьи. А ты откуда знаешь?
- И клюквенный кисель варила?
- Что верно, то верно! Вкусный получился.
- А борщ-то томатом заправляла?
- Да ты откуда такая догадливая?
- Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.
Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:
- Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу,
какова ты будешь, когда с обедом управишься.
- Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.
Учитель:
- Так кто же он – «герой» нашего урока? (ответы детей)
- Конечно же, фартук.
Тема нашего урока «Виды одежды .История фартука . Фартук в национальном костюме»
- Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим? (Формулирование учащимися учебных задач):
- ознакомиться с видами одежды , историей фартука;
- научиться правильно измерять фигуру человека и грамотно записывать мерки.
- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.
3. Изучение новой темы.
Одежда играет значительную роль в жизни человека. «Встречают по одежке, а провожают по уму» - недаром в народе ходит такая пословица.
- А как вы её понимаете? ( ответы детей)
Но всё-таки первое впечатление о человеке складывается во многом благодаря его внешнему виду, манере одеваться, самой одежде.
- А для чего нужна одежда? В чем состоит её назначение? (ответы детей)
Назначение одежды – прикрыть тело, защитить его от холода, грязи, определить статус человека, его положение в обществе.
Одежда очень многое может сказать о человеке (уч-ся приводят примеры).
Виды одежды.
Одежда по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную.
Давайте более подробно рассмотрим каждую группу (демонстрация иллюстраций):
К бытовой относится повседневная торжественная, домашняя.
К производственной – спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов и т.д.).
К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.
К спортивной – одежда для занятий спортом.
- Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды?
Он может быть и частью бытовой одежды, и производственной одеждой, и элементом форменной одежды (ребята приводят примеры).
Классификация фартуков.
В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.
Фартуки могут быть:
- элементом рабочей одежды
- для сервировки стола при обслуживании гостей
- дополнением к национальному костюму
Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.
История фартука.
В нашем мире каждый предмет, каждая вещь имеет свою историю. Своя история есть и у фартука.
Фа́ртук (от нем. Vortuch через польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол ) — предмет домашней и спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду. Обычно завязывается на поясе, иногда дополнительно закрепляется на шее тесьмой ."Тух" по-немецки "платок", "тряпка", "суконка"; "фор-" -
приставка со значением "перед-". Все в целом - "передник", "кусок ткани для
защиты от грязи" (Слайд 1)
Изначально функция фартука – прикрыть обнаженное тело. Чуть позже она стала шире – не только скрыть наготу, но и определить статус человека, который его носит. С этой целью в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе . надевали схенти – вид одежды с примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковые стеблей. (Слайд 2 ) Интересно, что изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба (его носили исключительно мужчины). С Востока передник «перекочевал» в Европу.
В Древней Греции – на Крите и в Микенах в эпоху бронзы (XIX-XVIII вв. до н.э.) мужчины носили широкий кожаный пояс, которым вокруг бедер крепился передник. Он надевался таким образом, что спереди ниспадал углом, а его вертикальная кромка шла наискось от бедра к колену другой ноги. Ткань передника была украшена вытканным цветным узором.
Передник был характерной принадлежностью мужской одежды и у этрусков. По виду он напоминал критский, однако его надевали поверх блузы с рукавами. В Римской империи фартук предназначался для жрецов, а также для гладиаторов и солдат некоторых вспомогательных видов войск . (Слайд 3 )
Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. . (Слайд 4 )
Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали его для защиты своей одежды. Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна. (Слайд 5)
С 16 века женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).
Фартуки постепенно, но достаточно прочно входили в жизнь высшего общества Европы. . Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю. Иногда, правда, желая отдать дань моде, женщины совершенно не задумывались над тем, насколько комично это выглядит. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни. Так, например, уважающая себя европейская женщина, когда выходила к столу, обязана была прикрывать платье большой салфеткой. Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Другой тип передника с похожим названием – таблион, но совершенно иной по назначению. Это передник для особо торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был заимствован из церемониальной византийской одежды и для императора делался из шелковой парчи с узором, а для придворных – из гладкой, одноцветной материи, но затем освоился с новой для себя ролью модного аксессуара. (Слайд 6).
Сейчас это странно слышать, но знатные дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку (променад ). Богатые дамы изображали из себя прелестных пастушек.Поэтому их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто — украшенные вышивкой и дорогими кружевами. (Слайд 7 )С приходом 19 века мода на фартуки не прошла. Носили их дома и на улице. Определилось различие между простыми и цветными передниками, когда многие начали нанимать слуг. Чтобы обеспечить визуальное отличие между нанятыми слугами и хозяйкой дома, горничные всегда надевали белые передники, когда приходили гости. Хотя цветные передники не были строго необходимы, предполагалось, что в гардеробе каждой дамы есть обязательно несколько фартучков к повседневному платью. (Слайд 8).
В ХХ веке фартуки вышли из моды, стали лишь часть униформы прислуги и обслуживающего персонала. Собственно они были ими и раньше, просто фартуки прислуги всегда были скромнее по ткани и отделке, чем у богатых аристократок. (Слайд 9).
Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма. Девочки одевались как маленькие женщины: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок. Поскольку девочек одевали до ХХ века по моде взрослых, то и в XIX веке они носили очаровательные переднички.(Слайд 10).
Маленьких мальчиков одевали в XVI и XVIII веках как девочек.(Слайд 11).
Передники были также неотъемлемой частью униформы сестер милосердия начала ХХ века. Форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу, который гласил: «Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…»(Слайд 12).
Из детской повседневной одежды переднички плавно перешли в гимназическую и школьную форму. (Слайд 13).
В 16 – 17 веках цвет передника во всех Гильдиях рабочих был четко регламентирован: например, английские носильщики носили зеленые передники, а каменщики – белые, и белые перчатки, чтобы защитить руки и одежду от извести.Вот отсюда, от простых каменщиков фартук перешел к каменщикам вольным, т.е. масонам.«Фартук (запон) — один из самых главных символов в идеологии ранних масонов, а также атрибут масонских регалий и ритуальный предмет.Изначально это фартук строителя (вольного каменщика) был крайне незатейлив и лишен всяческих украшений. Позже он был заменен на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является до сегодняшних дней. Каждый посвященный в масоны получает фартук, который он должен носить в ложе».«фартук из кожи белого ягненка – это напоминание об обете целомудрия, в контексте которого чистота и невинность имеют жизненно важное значение».(Слайд 14).
Католические епископы тоже носят фартук во время Мессы. Называется он «гремиэл». Появился этот фартук во времена позднего Средневековья. Он не имеет никакого символического значения и служит лишь для предотвращения пачкания ризы. Гремиэл, используемый во время епископской Мессы, делают его из шелка и украшают вышитым по центру крестом. В прежние времена его надевали не только епископы, но и простые священники. (Слайд 15).
Во время первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными мастерами, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. С 1920-х годов, когда многие женщины стали сами выполнять работу по дому, в каждом доме снова появился фартук. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью одежды для работы в домашних условиях и на производстве.(Слайд 16).
Фартук в русском национальном костюме .( сообшения обучающихся )
1 девочка : История фартука на Руси зарождается в 17-м веке. Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук — это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные... Это прекрасный образец нагрудника, который составлял часть костюма замужней женщины. Нагрудники имеют очень красивую вышивку. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
2 девочка : Передник стал частью народного костюма русских женщин. Шился он из хлопчатобумажной, льняной или шерстяной ткани. На праздники носили легкие передники, украшенные лентами, символами природы и вышивкой. Надевался передник на женский сарафан и мог иметь плечи и спинку. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивым орнаментом и различными украшениями.
3 девочка : Фартук являлся символом плодородия и благополучия. В него заворачивали детей, желая им счастливой жизни, заполняли его зерном, прося обильного урожая, клали на пороге перед входом новобрачных в дом, рассматривая фартук как символ процветания. Мамы носили своих маленьких детей, завернутыми в фартук, —это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни. В день свадьбы на пороге нового дома новобрачных, как правило, лежал передник, а прохождение по нему считалось символом успеха и процветания. Перед посевом пшеницы, фартук заполняли зерном и завязывали по углам, — это предвещало обильный урожай.
4 девочка : Фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но даже неким украшением. Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира. Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег . Основное значение вышивки на Руси — охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.Все эти изображения коней, солнца, птиц — имеют символическое значение. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Изображения птиц — тепло и весну. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, он символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце (алый конь). Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). (Слайд 17).
Фартук в национальных костюмах народов Крыма . (Слайд 18).
Фартук в женской одежде современных дизайнеров . (Слайд 19).
4.Вопросы для закрепления :- К какому виду одежды относится фартук ?- Из каких тканей шьют фартуки ?- Какое значение фартука в народных традициях ?Физкультминутка.
-Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)
-Быстро поморгать. Крепко зажмуриться, открыть глаза (3-4 раза)
-Сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 –опустить (повторить 4-6 раз)
-Сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)5. Практическая работа «Зарисовка моделей фартука»
Работа в группах :1 группа : зарисовать модель исторического фартука , подписать название ;
2 группа : зарисовать модель современного домашнего фартука ;
3 группа : зарисовать модель производственного фартука , подписать профессию .
6.Рефлексия.
было интересно…
было трудно…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
7. Подведение итогов. Выставление оценок
8.Домашнее задание.