Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста».




Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста».





Диагностика речевого развития младших школьников, на основе приёма «реставрации текста».
Реставрация текста – восстановление текста на основе списка слов, данных в случайном порядке.
Последовательность проведения диагностического задания может быть следующей:
Исходный текст предъявляется учащимся в виде списка слов, данных в алфавитном порядке. Слова не записываются на доске, а дважды прочитываются учителем вслух, сначала медленно и чётко, затем быстрее.
Учащиеся на основе воспринятых на слух слов самостоятельно определяют тему, микротемы, основную мысль исходного образца, соотносят с ними заголовок или сами озаглавливают текст.
Учащиеся записывают отреставрированный текст.
Анализ работ учащихся проводится в соответствии с четырьмя уровнями сформированности коммуникативно-речевых умений.
1 уровень: речевая ситуация определена неверно, что требует от учащегося несколько иного содержания и построения текста, введение новых слов, несвязанных с темой взятого образца, и, соответственно, иного заголовка, если текст надо озаглавить.
2 уровень: речевая ситуация определена верно; создан текст, в целом соответствующий исходному; использованы лексика и синтаксические конструкции, характерные для образца. Однако заголовок не всегда соответствует теме созданного учащимися текста, иногда в работах его нет совсем. В тексте могут отсутствовать зачин или концовка, может оказаться нарушена последовательность изложения.
3 уровень: речевая ситуация определена верно. Тема и микротемы соответствуют образцу. Кроме того, задание, требующее механического воспроизведения содержания, не удовлетворило некоторых учащихся, поэтому в их текстах использованы более богатые изобразительно – выразительные средства, отсутствующие в образце (сравнения, эпитеты, олицетворения, слова с оценочным суффиксом).
4 уровень: речевая ситуация определена верно. Помимо этого, у учащихся возникла потребность творчески подойти к решению поставленной задачи. В тексте не только использованы более богатые языковые средства, но и появляются новые микротемы, связанные с общей темой текста-образца, возможны творческие дополнения или изменения (продолжение текста, выражение эмоционального отношения и т. д.)






Тексты для диагностической работы.
3 класс.
« Лиса и рак».
Повстречались Лиса и Рак. Лиса говорит: « Давай перегоняться!».
Только Лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост. Лиса до места добежала, Рак отцепился и говорит: «А я давно уже тут!»

Слова текста в алфавитном порядке: говорит, давай, давно, до, добежала, ей, за, лиса, лишь, место, отцепился, перегоняться, побежала, повстречались, рак, только, тут, уцепился, хвост.
Слова предъявляются учащимся в той форме, в которой они встретились в тексте.
Основные микротемы данного текста: спор лисы с раком; хитрость рака, уцепившегося лисе за хвост; «победа» рака, обманувшего самого хитрого зверя русских народных сказок - лису.

4 класс.
«Ночной дождь».
Небо потемнело. Надвинулась чёрная туча. Налетел ветер. Деревья закачались. Страшно зашумел, загудел лес. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер улёгся, дождь перестал. Только скрипели деревья и слышались удары дождевых капель. В небе снова засияли звёзды.

Слова: ветер, деревья, дождевые, дождь, загудел, закачались, засияли, зашумел, звёзды, капли, налетел, надвинулась, небо, перестал, потемнело, сильный, скоро, скрипели, слышались, снова, страшно, только, туча, удары, улёгся, хлынул, чёрная.
Имена существительные и прилагательные приводятся в именительном падеже, союзы и предлоги не указываются; остальные слова предъявляются в той форме, в которой они даны в тексте.
основные микротемы данного текста: начало ночного дождя; лес во время дождя, окончание дождя.


15