Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме Мировой океан и его части
Технологическая карта
урока географии в 5 классе МБОУ Скосырской СОШ
учитель географии Перебейнос З.В.
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока: «Мировой океан и его части»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление его.
Задачи урока:
- сформировать понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг;- продолжить формирование навыков работы с картой: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова на карте и
наносить их на контурную карту; по карте описывать моря, океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов, их физико –
географических особенностей;- раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, границ;
- определить причину солености вод Мирового океан;
- выяснить, что заставляет воды Мирового океана двигаться
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Основные понятия: океан, море, залив, пролив, течения, волны.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1.Организационный момент
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - Приветственное слово учителя
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами отправимся в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
Постановка учебной цели. - Когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (багаж).
- Нам тоже сегодня понадобится багаж, но багаж необычный, который нельзя взять в руки или поместить в багажник.
- Что же это за багаж? (багаж наших знаний).
- А чтобы его приобрести – необходимо ответить на вопросы.
- Вы готовы?
1. Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)
2.Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали об океанах)
3.Почему некоторые народы называли морскими? (жили по берегам морей и океанов)
4.Приведите примеры морских народов (финикийцы, викинги)
5.Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский)
6. В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)
7.Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)
8. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
9. Кто совершил первое кругосветное путешествие из русских мореплавателей?
- Молодцы! Я думаю, у вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
- Но прежде… закройте глаза, внимательно послушайте и скажите, что вы услышали: (звучит музыка «Море и волны), на экране картина моря.
- Посмотрите на экран. Что вы видите? (океан)
(слайд-1-океан)
- Куда мы отправимся в путешествие?
- Можно путешествовать на корабле. Это устроит вас? (слайд -2-белый корабль).
- Давайте с вами вспомним, что знаем по этой теме:
- Что такое гидросфера? (водная оболочка Земли)
- Что составляет основную частью гидросферы? (Мировой океан)
Диалог с учителем.
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Этап изучения новых знаний и способов действийПоиск информации.
Постановка целей и задач урока -Давайте, определим тему нашего урока.
-Итак, тема нашего урока « Мировой океан и его части» (слайд-1)
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 4)
- Вы узнаете:
1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.
2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??
3. Из каких частей состоит Мировой океан?
4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.
5. Почему вода в океане солёная.
Ответить на главный вопрос: Имеет ли границы Мировой океан?
- Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? (слайд 5,6)
- Ребята, посмотрите на карту, как вы думаете: на нашей планете Земля больше суши или воды? (воды)
- Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾ планеты - это вода - 361 млн. кв.км.
Запись в тетрадь:
510 млн. кв. км.
-361 млн. кв. км.
149 мл.кв. км.
-Сколько же приходится на сушу? (149 млн. кв.км.)
-Во сколько раз воды больше чем суши? (почти в 3 раза)
- Что называется Мировым океаном?
Мировой океан – огромная масса воды площадью 361 кв. км.
- Слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
Запись в тетрадь:-Современное понятие - Океан – водное пространство земного шара вне суши дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника. Карта
-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части. (карта) (слайд-7)
-Сколько океанов на планете? (4, 5)-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.(слайд-8)
Работа с учебником:
(Учащиеся читают материал на стр. 100, результаты заносят в таблицу) (слайд 9,10).
Работа с картой в атласе стр. 14-15.
– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку
- А теперь давайте совершим путешествие по другим частям Мирового океана.
(слайд-11)
Работа с картой:
- А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше, отгадайте загадку
Шириною широко,Глубиною глубоко,День и ночь о берег бьётся,Из него вода не пьётся, Потому что не вкусна-И горька и солона (Море)
Какие это части? (моря)
Запись в тетрадь:
- море (окраинное, внутреннее) - часть океана, отделенная от него островами и полуостровами, отличающаяся свойствами воды (температура, соленость, особенности растительного и животного мира) (слайды 12-14)
- Какие части Мирового океана мы еще не назвали? (заливы и проливы)
- Работа с учебником – стр.101
Запись в тетрадь:
-залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу (слайд 15)
Работа с картой – стр.101, рис. 56, карты атласа
ФИЗМИНУТКА
Встаньте, пожалуйста.
А над морем чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем - мы с тобою!
Мы теперь плывем по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй.
Поглядите: чайки важноХодят по морскому пляжу.
Сядьте, дети на песок,Продолжаем наш урок.
-Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся дальше?-Для этого вновь загадка.Он ведёт из моря в мореНе широк - всего верстаИ в нём как в школьном коридоре,И шум, и звон и теснота (пролив)(слайд 16)- Найдите на карте и назовите проливы, определите, что они разделяют и что соединяют?
- пролив – узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей и соединяющие части Мирового океана
- Самый крупный залив - Бенгальский. - Чем отличается море от залива? (Залив - это часть моря и океана, а море - это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).
-Ребята, объясните что значит, день и ночь о берег бьётся (слайд 18)
( волны)- А почему вода не пьётся? (солёная)
- Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества.
Работа с учебником – стр. 99-100
Запись в тетрадь:
Волны – движение воды в океане под действием ветра переменного направления
Течения - движение воды в океане под действием постоянных ветров
Цунами – волны, образующиеся в результате подводных землетрясений и вулканов
Приливы и отливы
-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Саргасово-7 тыс. км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс. м) – найдите на карте. Именно в этом районе Тихого океана находится самая глубоководная впадина - Марианская
-Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте.
Работа в парах- найти и показать на карте:
1- материки
2 – океаны
3 – острова
4 – полуострова
5 – заливы
6 – проливы
7 – моря
8 – архипелаги
(слайды 19-23) Слушают музыку.Целеполагание.
Записывают в тетрадь
Работают с информацией, представленной учителем.
Отвечают на вопросы.
Работают с картой атласа.
Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.) показывают океаны на карте, рассказывают о них,составляют таблицу. Работа с атласом. Наносят на контурную карту.(Название океана, площадь, какие материки омывает, глубины, отличительные особенности).
Формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
отгадывают загадку
Слушают, формулируют собственное
мнение и аргументируют его.
Работают с текстом учебника.
Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебнике и выписывают в тетрадь
Показывают на карте.
Работа на контурныхкартахОтвечают на вопросы. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
КоммуникативныеРегулятивные УУДпроявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
4. Этап информации о домашнем задании П.19. вопросы на стр.102, знать и показывать на карте географические объекты.
Составить кроссворды по теме
« Мировой океан» - по желанию Записывают д/з. 5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации Тест (слайды 24-34)Цифровой диктант, на «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).
1. Второй по величине океан- Индийский
2. Тихий океан –самый неспокойный и грозный
3. Самый маленький океан- Южный
4. Марианский желоб расположен в Тихом океане
5. Саргассово море-это море без берегов
6. Самый солёный Тихий океан
7. Узкое водное пространство.ограниченное берегами островов, материков - это залив
8. Самый широкий в мире пролив-Дрейка
9. Реки в океане - это течения
10. Причина образования волн - ветер
Взаимопроверка Воспринимают информацию,сообщаемую учителем.Выполняют заданияписьменно в тетради.Осуществляютвзаимопроверку. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации
Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)
Познавательные: анализ, синтез.
6.Этап подведения итогов Выставление оценок за урок 7.Этап рефлексии сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я научился…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.