Разработка по географии на тему Мировой океан и его части
Урок географии "Мировой океан и его части".
6-й класс
Тема урока «Мировой океан и его части».
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Задачи урока:
Образовательные
Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
Сформировать представление о типах морей
Развивающие
Продолжить развитие умений работать с картой
Продолжить развитие умения работать с контурной картой
Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
Воспитательные
Продолжить воспитание любви к Родине
Воспитание эстетического вкуса
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, проектор, жетоны –красные, синие и желтые
Структура урока.
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний.
Итоги урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный этап.
(Слайд 1. Иллюстрация океана)
1.Приветствие, психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!
2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.
-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта.
II. Актуализация знаний.
- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по теме «Гидросфера».
- Как называется водная оболочка нашей планеты? (Водная оболочка нашей планеты -гидросфера).
-Гидросфера включает воду трёх состояний. Каких? (Гидросфера включает воду трёх состояний : жидкое , твёрдое ,газообразное).
-Каким процессом связанны между собой все части гидросферы?(Все части гидросферы связанны между собой круговоротом воды в природе).
Изучение нового материала.
-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника
И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? (Слайды № 2-6)
-Ребята скажите, что общего изображено на картинах? (На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.)
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем изучать моря.)
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (Тема нашего урока «Мировой океан и его части») (Слайд №7)
- (Слайд 8)Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19, найдите, где находится Мировой океан? (Мирового океана нет на карте)
-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. (Слайд 9)
- Площадь земного шара составляет 510 млн.кв.км.
- На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) (Слайд 10)
-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана. (Слайд 11)
Океаны и их границы.
- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан). (Слайд 12-13)
- Океаны – самые крупные части Мирового океана.
- Границы океанов проведены достаточно условно . Все океаны сообщаются между собой и образуют единый и непрерывный Мировой океан Земли.
- Итак, давайте нанесем названия океанов на контурные карты - стр. 10-11. (Слайд 14)
Моря.
Ребята я вам предлагаю отгадать загадку , которую загадает Никифорова В. и определить , о какой части океана идет речь
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно
(море)
(Слайд 15)
-Найдите в учебнике на стр.91 определение моря. (дети читают определение).
(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.)(Слайд 16)
-Запишите в тетрадь определение моря.
- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.
- Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы. (Слайд 17)
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
- Найдите их на карте атласа с.18-19. Попробуйте определить в чем их отличие (Отличие морей в их разном местоположении).
- (Слайд 18) По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей.).
- Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
- Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово (Слайд 19-21)– его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).
- Давайте нанесем на контурные карты - стр. 10-11: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море.
Заливы.-
А сейчас Сазоненко Ю. прочитает четверостишье , а вы определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 24)
Он у моря – как язык,Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво. (Залив)
- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.
- Найдите в учебнике на стр.93 определение залива (дети читают определение).
(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана) (Слайд 22)
-Запишите в тетрадь определения залива.
- Сейчас найдите на карте атласа с.18-19 самые крупные заливы на земной поверхности это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.(Слайд 23)
- Скажите, частью какого океана они являются. (Гудзовов залив является частью- Северного Ледовитого океана, Бенгальский залив является частью- Индийского океана , Мексиканский залив является частью Атлантического океана).
Проливы.
А сейчас Бурхан Д.. прочитает четверостишье , а вы определите, о какой части океана идет речь. (Слайд 24)
Он ведет из моря в мореНе широк – всего верстаИ в нем, как в школьном коридоре,И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.91 определение пролива(дети читают определение).
(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)
-Запишите в тетрадь определения пролива.
(Слайд 25)
Рыбалко Виктория подготовила информацию о Магеллановом проливе. Давайте послушем её.
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив.
Найдите его на карте океанов. (Слайд 26)
-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.
- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким. (Слайд 27)
- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар. (Слайд 28)
-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют)
- Ребята, вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.
Закрепление знаний
Давайте проверим Ваши знания- ответим на вопросы (Слайд 29)
Итоги урока
Итак, ребята давайте подведём итоги нашего урока.
Что на уроке мы с вами рассмотрели?
-На уроке мы рассмотрели- Мировой океан как единое водное пространство.
-На уроке мы познакомились с новыми понятиями.
-На уроке отметили новые географические объекты на контурной карте
(Слайд 30)
VI. Рефлексия.
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
- На ваших партах находятся квадратики разного цвета, отражающие ваше настроение с урока: красный – хорошее, синий – нехорошее, желтый - удовлетворительное. Выберите кружок, отражающий ваше настроение. (Что понравилось, что узнали , что не понравилось, где возникли трудности)
- Оценки за урок
VII. Домашнее задание:
1.Изучить материал п. 19 вопр.1-2 и п.20 вопр. 1-2 нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся)
МБОУ Гигорьевская сош
Разработка открытого урока по географии:
«Мировой океан и его части»
Учитель: географии М.В. Могильная
2013г.
Приложение 1
Оценочный лист_________________________к уроку географии по теме
«Мировой океан и его части.»
Вид деятельности
Устный ответ
Тест
Групповая работа
Работа в контурной карте
Работа на интерактивной доске
Работа по картам атласа
Номенклатура
(ПК)
Количество баллов за этап
Этап урока
Проверка домашнего задания
«Океаны»
«Моря»
«Заливы»
«Проливы»
Закрепление
Общая сумма баллов:
Оценка:
Приложение 2
План характеристики океана
Атлантический океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
3. Какие материки омывает?
4. Какова максимальная глубина?
План характеристики океана
Индийский океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
3. Какие материки омывает?
4. Какова максимальная глубина?
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно
Он у моря – как язык,Он берега лизать привык,И пляж в часы разливаОн вылизал на диво. (Залив)
Он ведет из моря в мореНе широк – всего верстаИ в нем, как в школьном коридоре,И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.