Конспект урока по русскому языку на тему Запятая в простом и сложном предложении (9 класс) 
Тема: Запятая в простом и сложном предложениях (повторение)
Цель урока для учащихся:
Знать: 1)  условия выбора постановки запятой в простом и сложном предложениях.
Уметь: 1)  правильно ставить запятую в простом и сложном предложениях.
Цель урока для учителя:
формировать умения учащихся правильно ставить запятую в простом и сложном предложениях.
 формировать социально значимые навыки.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Откройте тетради и оформите их.
     2. Актуализация знаний.
Чтение текста учителем.
Основным действующим началом опьянения любого напитка является алкоголь – этиловый спирт. Принятый внутрь, он через 5-10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Проникнув в организм, алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов. Быстро сгорая, он отнимает у них кислород и воду. Клетки сжимаются, деятельность их затрудняется. При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов погибают. Под действием алкоголя нарушаются все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и других органов.
- Ребята, определите основную мысль этого текста.
- Как бы вы его озаглавили?
- Сейчас я вам раздам карточки с этим текстом. Но  из него исчезли все запятые. Давайте мы их вернем. Тема нашего урока «Запятая в простом и сложном предложении». Сегодня мы вспомним условия выбора постановки запятой в простом и сложном предложении и правильно расставим недостающие запятые в этих предложениях. Оформите тетради.
- Ребята, какое предложение называется простым? В каком случае мы ставим запятую в простом предложении? Чем оно может быть осложнено?
- А какое предложение мы называем сложным? Когда в сложном предложении ставится запятая?
- Итак, мы вспомнили условия постановки запятой в простом и сложном предложениях. Давайте же их вернем на свои места.
     3. Работа с текстом.
- Внимательно прочитайте текст и карандашом расставьте недостающие запятые. (учащиеся читают текст, расставляют знаки препинания, проверка по цепочке, составление схем, объяснение ошибок).
      4. Сопоставление схем и предложений.
- Следующее задание. На доске расположены предложения и их схемы. Найдите к каждому предложению соответствующую схему.
1) Алкоголь влияет на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу.
2) Нет ничего ужаснее мужа-пьяницы, из-за которого страдают жена и дети.
3) Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм развивается в 4 раза быстрее.
4) При употреблении вина резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями.
       5. Работа с текстом и объяснение домашнего задания.
- Ребята, какая социальная проблема рассматривается в течение нашего урока. (проблема алкоголизма).
А.С. Экзюпери «Маленький принц» - читает учитель.
На следующей  планете  жил  пьяница.  Маленький принц пробыл у него
совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
     Когда он  явился  на эту планету,  пьяница молча сидел и смотрел на
выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.
     - Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.
     - Пью, - мрачно ответил пьяница.
     - Зачем?
     - Чтобы забыть.
     - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
     - Хочу  забыть, что  мне совестно,  - признался  пьяница и  повесил
голову.
     - Отчего же  тебе совестно?   - спросил Маленький  принц, ему очень
хотелось помочь бедняге.
     - Совестно пить!  - объяснил пьяница, и больше от него нельзя  было
добиться ни слова.
     И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
     "Да, право же, взрослые очень,  очень странный народ", - думал  он,
продолжая путь.
- Почему пьяница пил алкогольные напитки?
- Какое чувство он вызвал у Маленького принца? Почему?
Домашнее задание: 
-Многие пьют ради развлечения или от того, что нечем заняться. Порой и на дискотеке невесело, пока не выпьешь. Назовите развлечения, занятия, которые помогут  сохранить наше здоровье, развивать наши способности.
- Ребята, напишите дома сочинение-миниатюру: «Как прекрасен этот мир», «Спорт в моей жизни», «Мои увлечения», «Каким я представляю свое будущее». Используйте в своем сочинении простые и сложные предложения с запятой. Объем сочинения 5-6 предложений.
 - Наш урок продолжается. Найдите в тексте простые и сложные предложения с запятой, прочитайте их и постройте схему.
6. Итог урока.
- Итак, чем мы сегодня с вами занимались на уроке? Что вы сегодня вспомнили?
7. Комментирование оценок.
Работа у доски. Запись предложений под диктовкую. Учащиеся объясняют постановку знаков препинания и строят схемы предложений.
Алкоголем называют любой напиток, содержащий токсическое вещество.
Очень опасен алкоголь для подростков, потому что их организм в период роста легче подвергается воздействию алкоголя.
Под влиянием алкоголя усиливаются инстинкты, ослабляются воля и самоконтроль.
На следующей  планете  жил  пьяница.  Маленький принц пробыл у него
совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
     Когда он  явился  на эту планету,  пьяница молча сидел и смотрел на
выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.
     - Что это ты делаешь? - спросил Маленький принц.
     - Пью, - мрачно ответил пьяница.
     - Зачем?
     - Чтобы забыть.
     - О чем забыть? - спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
     - Хочу  забыть, что  мне совестно,  - признался  пьяница и  повесил
голову.
     - Отчего же  тебе совестно?   - спросил Маленький  принц, ему очень
хотелось помочь бедняге.
     - Совестно пить!  - объяснил пьяница, и больше от него нельзя  было
добиться ни слова.
     И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
     "Да, право же, взрослые очень,  очень странный народ", - думал  он,
продолжая путь.
Алкоголь влияет на кровеносные сосуды, несущие кровь к мозгу.
Нет ничего ужаснее мужа-пьяницы, из-за которого страдают жена и дети.
Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм развивается в 4 раза быстрее.
При употреблении вина резко падает память, нарушается психика, снижается контроль за своими действиями.
15