Из опыта работы:Внедрение в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ.


Внедрение в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ.
Педагоги нашего детского сада вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, что требует от нас повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.
Расположенность к творчеству  - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
На протяжении длительного периода воспитания в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления - теория решения изобретательских задач - развитие творческого воображения)  в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» под руководством научного руководителя Т.А.Сидорчук, позволила передать научно-практическую направленность образовательного процесса и позволила определить основные направления образовательной деятельности ДОУ по изучению и  внедрению методов и приемов данной технологии.
Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения, активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
 По отношению к детям - методы и приемы данной технологии направлены не на накопление у детей  «строительного материала» в виде знания фактов, понятий, закономерностей, умений и навыков, а на формирование способности «строить дом», на формирование исследовательских умений детей, творческих способностей, развития воображения, мышления и связной речи.

 По отношению к педагогам - данная технология    развивает  исследовательскую культуру педагогов, формирует у них потребность в изменении технологии организации педагогического процесса, а точнее понимание механизмов построения технологии в специфики применения ее методов и приемов  для разных возрастных групп.  Самостоятельно создавать  на основе апробированных методов и приемов технологии, систему  занятий, игр и творческих упражнений для работы с детьми 2-7 лет. Выявляет результативность работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов устранения.        
По отношению к родителям и преемственности со школой -
опыт работы по данной технологии позволяет нам сделать вывод, что  родители  становятся активными  участниками образовательного процесса: оказывают помощь в подборе материалов, принимают активное участие в проектах, конкурсах, выставках. Обеспечение преемственности по использованию методов и приемов технологии  ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе со школой подтверждает эффективность данной технологии по подготовке детей к обучению в школе, так, как она позволяет сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.
На базе МБДОУ в 2014году было проведен Районный семинар – практикум по теме «Развивающее обучение детей дошкольного возраста ТРИЗ – путь к творчеству».
Цели ТРИЗ:
Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение.
Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас, выразительность речи.
Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Основа ТРИЗ – ПЕДАГОГИКИ:
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
РТВ – развитие творческого воображения
ОТСМ - общая теория системного мышления
ТРТЛ – теория развития творческой личности
Методы и приемы ТРИЗ и РТВ:
Метод мозгового штурма
Метод моделирования маленькими человечками
Метод фокальных объектов
Системный оператор
Метод колец Луллия
Типовые приемы фантазирования
Метод Дихотомии
Метод Эмпатии
Нами была разработана модель  формирования коммуникативных компетенций дошкольников.
Работа по методам ( работа с именем признака, его значением, решение проблемных ситуаций, метод составление творческих рассказов по картине, метод составление загадок, метафор, лимериков, решение творческих задач, ТПФ (типовые приемы фантазирования), метод составление текстов сказочного содержания, метод проектов)
Организация воспитательно-образовательного процесса  -  перспективное планирование на модульной основе  -  в ДОУ  разработаны  планы по освоению имени признака и его значения, планы по составлению текстов сказочного содержания для детей среднего и старшего дошкольного возраста, определены формы работы с детьми - организованные  занятия, игровая деятельность, художественно-эстетическая деятельность,  здоровьесберегающая.
Осуществляется планомерная методическая работа – организация семинаров-практикумов, педагогических часов, методических дней, консультативных дней, самообразование педагогов через организацию творческих групп, ведение индивидуальной поисково-исследовательской работы по теме эксперимента, посещение курсов повышения квалификации по технологии, планирование работы с родителями, организация предметно-развивающей среды.

 Таким образом,  инновационный  опыт работы  нашего ДОУ  по технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ с 2007 года, ориентирует  педагогический коллектив на позитивное восприятие приоритетов развивающего образования в дошкольном возрасте  в рамках ФГОС, так, как технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ  отвечает требованиям  современного дошкольного образования, и положительно влияет на различные стороны психического развития ребенка: познавательную активность, успешность и интерес,  ответственность и инициативность и т.д. Но вопрос в том, какую инновационную технологию выбрать и как она будет интегрироваться с образовательными областями. Мы можем с уверенностью сказать, что технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ  – педагогика будущего.