Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство школы.
Шалдина Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
МКООУ санаторно-лесная школа
г. Нижний Новгород
E-mail: schaldina.sveta@yandex.ruВнедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное
пространство школы.
Аннотация: Предлагается познакомиться с технологиями оптимальной организации учебного процесса в соответствии с особенностями физической активности школьников; рекомендации по преодолению перегрузки учащихся и сохранению психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: школьные факторы риска, принципы и критерии здоровьесбережения, правила построения урока, психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, личностно-ориентированное обучение.
Здоровье человека — тема, которая в XXI веке становится наиболее актуальной. Состояние здоровья российских школьников вызывает всё больше опасений, т.к. ухудшается по сравнению с их сверстниками, обучающимися несколько десятилетий назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней ребёнка происходит в период получения общего среднего образования.
Для ребенка от 6 до 17 лет определяющей средой для нормальной социально-психологической адаптации, роста и развития является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Именно в этот период, когда организм ребенка наиболее чувствителен ко всем факторам окружающей среды, происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а совокупностью различных факторов.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. «Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». [5, с.37]
Основные принципы здоровьесбережения:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Отсюда в работе педагогов обязательными должны стать следующие аспекты:
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2.Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4.Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов, медиков.
5.Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6.Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
7. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы [ 3, c.208]:
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Критерии здоровьесбережения на уроке, краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока :Критерии здоровьесбереженияХарактеристика
1.Обстановка и гигиенические условия в классе. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей.
2.Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. 3.Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Активное чередование в зависимости от типа урока, не более 10 мин.
4.Количество видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа5.Чередование видов преподавания Избежание монотонности
6.Наличие и место методов, способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)
7.Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения
8.Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы
9.Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
10.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
11.Психологический климат на урокеВзаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик-ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)12.Эмоциональные разрядки на уроке. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие ( в момент наступления утомления и снижения учебной активности).
13.Темп окончания урока Динамичный (не затяжной)
2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить 4 основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
Проявлением и тренировкой познавательной активности;
Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
-1841505092065
-194945-215900Правило 2. Использование каналов восприятия:
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:- аудиальное восприятие;- визуальное восприятие;- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Все это необходимо учитывать.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице ниже.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35-40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.[1, с.53 ].
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока
Часть урока Время Нагрузка Деятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение
2-й этап. Максимальная работоспособность 20-25мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом
3-й этап. Конечный порыв 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденногоСпециальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы способствуем здоровьесбережению.
3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Снятие эмоционального напряжения. На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес, одновременно снимают элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования фразеологических оборотов, иллюстрирующих то или иное явление.
Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению метапредметных связей, решению воспитательных задач.
Создание благоприятного психологического климата на уроке._
Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни: Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов - это позволяет не только углубить получаемые знания через метапредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий хочется особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащихся.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. [4, с.162 ].
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют успешно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
Литература:
1. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / М. : Вентана-Граф, 2008. 112 с. (Педагогическая мастерская).
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
3.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
4. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.