Статья Формирование организационных умений первоклассников в период адаптации к школе

И.Ю. Гайтукаева
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Центр развития образования» г.Волгограда
Формирования организационных умений первоклассников
в период адаптации к школе.
Одним из приоритетов современного образования является формирование потребности и умения человека учиться в течение всей своей жизни. Следовательно, важнейшей задачей образовательного процесса является формирование общеучебных умений и навыков, которые обеспечивают способность к саморазвитию и самосовершенствованию человека и предопределяют успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. Так в «Концепции структуры и содержания общего образования» была выделена характерная черта: «личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения». Среди четырех целей и задач школы как социального института в современных условиях указано: «разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности» [4, с. 43].
В Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004г.) формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности, уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу [1].
Общеучебные умения - это универсальные способы получения и применения знаний, формируемые в процессе обучения, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).
Общеучебные умения обеспечивают возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создают условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивают успешное усвоение знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.[2]
Авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100» определил перечень общеучебных умений для начальной школы, где умения разделены на 7 групп: организационные, информационные, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, социальные умения и умение ориентироваться в мире ценностей [6]. В дальнейших публикациях авторы системы отметили, что рациональнее и удобнее для работы педагога и обучающихся свести все общеучебные умения в 4 группы: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные[7]. Общепринятой является классификация Н.А. Лошкаревой, которая выделяет следующие группы общеучебных умений: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные и учебно-интеллектуальные [5].
Cреди перечисленных общеучебных умений первичными, «базовыми» в обучении и осуществлении любой другой деятельности являются организационные умения. Учебно-организационные умения – это умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности. К ним относятся умения организовать свое рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.) [9].
А.П.Федосеева, при создании программы общеучебных умений использования информационных и коммуникационных технологий для начальной школы, определила следующие принципы: иерархичности, линейно-концентрический, цикличности, оптимального дозирования. В соответствии с принципом иерархичности должна выстраиваться очередность формируемых умений. В ходе исследований были выделены две группы умений: первую группу составляют умения, которые являются приоритетными, формируемыми на начальном этапе обучения, без них практически невозможно освоение всех остальных умений. Вторую группу составляют умения, являющиеся относительно независимыми, формирование которых может осуществляться на различных этапах обучения. К первой группе отнесены учебно-организационные умения, а ко второй – учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения[8]. Следовательно, формированию организационных умений должно уделяться особое внимание на начальном этапе обучения: предшкольном и в начальной школе.
Следует отметить, что предпосылки для развития организационных умений и навыков детей существуют уже дошкольном возрасте. Старший дошкольный возраст сензитивен к формированию организационных умений, поскольку именно в этот период дети наиболее часто сталкиваются с необходимостью организовывать не только свою игровую деятельность, но и деятельность во время занятий. У детей этого возраста существенно возрастает целенаправленность действий, складывается механизм установления отношения мотива деятельности к цели отдельных действий. У старших дошкольников формируется умение согласовывать действия с другими детьми, осознавать собственные успехи и неудачи в их отношении к целям совместной деятельности.
Значение организационных умений состоит в том, что устойчивое, системное владение навыками позволяет человеку достаточно быстро упорядочивать свои действия в любой ситуации, то есть выстраивать план как последовательность действий в отношении любого объекта деятельности или ситуации, когда необходимо собрать информацию и обобщить ее, проанализировать (структурировать) имеющиеся в объекте деятельности (или в ситуации) зависимости по схеме «если..., то...», четко сформулировать для себя цель и выразить свою позицию
Однако, мониторинговые исследования первоклассников показывают (констатирующим экспериментом было охвачено 122 первоклассника из общеобразовательных школ Советского района Волгограда), что у значительной части детей (71,3%) приступивших к обучению, не сформировано умение организовать свою деятельность. Большинство учителей начальных классов (82,5%) указали, что основной проблемой в период адаптации детей к обучению в школе является неумение ребёнка организовать свою деятельность на уроке (в анкетировании приняли участие 34 учителя первых классов общеобразовательных учреждений Советского района).
В связи с этим возникает необходимость формирования организационных умений первоклассников с первых дней обучения в школе. Для эффективного формирования организационных умений обучающихся в период адаптации к школе необходимо соблюдение ряда условий. Одним из них является создание личностно ориентированной образовательной среды, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр. Следующим условием является стиль взаимоотношений между первоклассниками и учителем начальных классов, который влияет на эмоциональный комфорт, уровень тревожности, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на общение детей в коллективе. Важным условием развития организационных умений у первоклассников является постепенное изменения характера познавательной деятельности, которое выражается в переходе от репродуктивных (воспроизводящих) действий к продуктивным (творческим). Следующим важным условием является широкое приобщение ребенка к гибким организационным формам учебной работы. Использование разнообразных групповых и индивидуальных видов работ в сочетании с фронтальными, дает возможность ребенку, уже с первых дней обучения, выступать с позиции организатора решения отдельных познавательных задач
В периода адаптации детей к школе можно выделить основные направления формирования организационных умений. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать первоклассникам значимость организационных умений в учебной работе и раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание первоклассниками взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство - приемы работы – результат.
В период «острой» адаптации первоклассников к школе (сентябрь-октябрь) этот процесс происходит в ходе игровой деятельности, специальных упражнений в ходе занятий. Методы обучения должны носить продуктивный характер.
Основными функциями учителя начальных классов на данном этапе являются: положительная установка на детей, проявление эмоциональной отзывчивости, стимулирование самостоятельности и активности у детей, авансирование детям своего хорошего настроения и доверия, укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к учению, желания учиться. Наиболее результативными формами работы являются игры (подвижные, ролевые, дидактические), рефлексивные круги, метод анализа конкретных ситуаций, метод положительного примера.
Особое место в системе организационных умений в период адаптации первоклассников к школе занимает организация учебного места, так как без правильно организованного рабочего места деятельность обучающихся на занятиях не может быть достаточно эффективной. С психологической точки зрения определенный порядок на рабочем месте, окружающая обстановка, свет оказывают непосредственное влияние на готовность человека к восприятию либо воспроизведению информации.
Результаты наблюдений за первоклассниками в первые дни обучения показали, что у большинства детей практически не сформировано умение организовать своё рабочее место до занятий и во время его проведения. Так, более половины детей во время перемены не готовят своё рабочее место к уроку без напоминания учителя. Более того, в ходе работы выяснялось, что у детей отсутствуют необходимые принадлежности и на уроке много времени уходило на решение организационных вопросов, поэтому на первом этапе работы педагогу необходимо было сформировать потребность первоклассников начинать работу с организации своего рабочего места.
С этой целью используется метод анализа конкретных ситуаций. Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация - иллюстрация, какой-то конкретный случай, предлагаемый учителем, ситуация - упражнение, где участники должны выделить и запомнить какие-то элементы; ситуация - оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а участникам предлагается оценить ее; ситуация - проблема, перед классом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Например, один из уроков можно начать с рассказа учителя о двух девочках. Обе девочки ходили в первый класс, обе умели красиво рисовать (показывает два рисунка). У Кати рисунки всегда получались яркие и аккуратные, у Маши рисунки тоже были интересные, но с пятнами, листы измяты. Однажды девочки стали рисовать вместе. Катя убрала со стола лишние предметы, положила перед собой лист бумаги, приготовила краски, кисточку и салфетку для работы. А Маша ничего убирать не стала, она подвинула книги на уголочек стола, положила лист, сверху поставила стакан с водой, а салфеточку даже не приготовила и начала рисовать, как вы думаете, что происходило дальше? (ответы детей) У кого работа получится лучше? Почему? Что нужно сделать, когда вы начинаете новое занятие? А вы навели порядок на своём рабочем месте?
В дальнейшем (в течение 2-3 недель), перед каждым занятием учитель должен напоминать детям: проверьте, всё ли приготовлено у вас для работы, нет ли лишних предметов? Возможно использование карточки-сигнала, на которой схематически изображается карандаш, лист бумаги, коробочка для раздаточного материала, правильно расположенные на столе. Если учитель видит, что кто-то из детей не приготовился к занятию, он молча показывает карточку и ждёт, когда дети приготовят всё необходимое. Кроме того, эта карточка может использоваться в том случае, когда надо навести порядок после смены видов деятельности.
В период адаптации детей к школе эффективна такая форма работы, как рефлексивный круг [3]. Именно такая форма позволяет научить первоклассника осмысливать действительность, передавать средствами языка ощущения или наблюдения через описание события и его анализ, приблизиться к решению той или иной проблемы. Цель упражнений, проводимых педагогом на рефлексивных кругах, обеспечение таких условий, где дети смогли бы на любом этапе самостоятельной деятельности давать достаточно грамотную оценку своим действиям и действием товарищей. Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ребёнок захотел работать. На первых порах сам педагог называет цель деятельности, а потом предлагает детям вместе обсудить её. Далее педагог предлагает несколько целей на выбор, например, познакомиться с новым звуком, послушать стихотворение, поиграть, решить головоломку. После коллективного обсуждения определяется цель деятельности на предстоящих занятиях.
Большое значение имеет метод положительного примера. Для детей младшего школьного возраста исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у детей стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Лучшим примером для первоклассников должен служить учитель, у которого всегда порядок на столе, который чётко формулирует задания и представляет идеал организованности.
В группе продлённого дня и в свободное от уроков время с первоклассниками необходимо проводить такие игры, как «Найди ошибку», «Рассеянный художник», «Правила движения», «Ставим цели» и др.
Использование описанной технологии позволяет к концу первой учебной четверти добиться того, что первоклассники лучше понимают эмоциональное состояние других людей, чаще обращаются за помощью друг к другу, при проведении игр проявляют творчество. На этапе целеполагания дети активно включаются в обсуждение, принимают цель деятельности как лично-значимую, самостоятельно готовят своё рабочее место к предстоящему уроку. Формирование организационных умений продолжается на протяжении всего обучения детей в начальной школе.
Список литературы
Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089
Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А. П. Леонтьева. М., 1988.
Говоркова Н.Б., Кукушкина Г.Г., Первые дни ребёнка в школе. Рефлексивные круги, игры.- Волгоград. Изд-во «Учитель». 2008.
Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 40-50
Лошкарёва Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса:Автореф.дис. докт.пед.наук. М., 1990
Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100», М., Баласс, 2004.
Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100», М., Баласс, 2009.
Федосеева А.П. О формировании общеучебных умений и навыков использования информационных и коммуникационных технологий в пропедевтическом курсе информатики // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сб. науч. трудов: Ежегодник. Вып. 3. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С. 239–243.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.; 1999.










13PAGE 15