Разработка нестандартного урока Путешествие в царство чисел


ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧИСЕЛ
Девиз: «Ум без догадки гроша не стоит»
Цель: развитие математического кругозора, мышления, речи, творческих способностей учащихся, воспитание интереса к математике.
СКАЗКА
В царстве чисел жил государь-господин,
Безраздельно правил он всем один.
Натуральные числа верой и правдой служили ему,
Своему повелителю – Нулю.
До поры до времени они ни о чём не тужили,
Дружно трудились и жили.
Умножая государево богатство,
Несказанно процветало в ту пору царство.
Уж не по дням, а по часам расширялось его владения,
Но не удавалось числам до точности совершать измерения
Площадей, времени, различных длин,
Веса, объёма и других величин.
Приходилось учитывать части и доли.
Для этого в царство пригласили Обыкновенные дроби.
1 задание:
Прочитать правильно дроби(6100, 7180, 211, 345, 1532, 810, 750, 59, 12)И с приходом Дробного числа
Заметно потолстела государева казна.
Ничто теперь не оставалось неучтённым,
Всё под силу было числам дробным.
Возгордился государь, о себе возомнил он много,
Невозможного стал он требовать от своего народа.
НУЛЬ:
Я хочу, чтоб казна час от часу становилась толще,
А поможет мне в этом Числитель –
Дробных чисел повелитель.
Пусть-ка спустится с дробной черты:
Плохо он видит с такой высоты.
Может лучше трудится каждый будет
Глядишь, в моём царстве добра прибудет.
Но глупый был государь Нуль,
На которого народ спину гнул.
Всех ведь не причешешь под одну гребёнку –
Это даже ясно ребёнку.
Не подчинились дроби жадному Нулю,
Царства натуральных чисел государю,
На дух они его не переносили,
Не признавали ни его власти, ни его силы.
У Натуральных чисел подорвали в царя веру –
Решили остепенить его, чтоб знал он во всём меру.
Узнав про, то Нуль решил всем числам показать,
Самых неугодных наказать.
НУЛЬ:
Возьму-ка в руки знак умножения,
Вмиг ко мне изменят числа отношение,
Лучше плети этот знак их устрашит:
В маленькие нулики он всех преврати,
Стоит мне с ним к числам подойти,
Поможет он порядок в царстве навести.
2 задание
Почему для наказания Нуль взял знак умножения?
Сколько делителей у простого числа?
Сколько цифр вы знаете?
ДРОБИ:
С вами и нами, Натуральные числа,
Нуль не стоит в родстве по крови.
Мы подчинятся ему не хотим,
Давайте другое число на трон воцарим.
Нуль выгоним из нашего царства,
Объединимся, и будем дружно жить в одном государстве.
Узнал Нуль про недобрые вести,
Не усидел на своём царском месте.
Испугавшись, помчался к дробям.
НУЛЬ: Я ничего плохого не сделал вам.
Пред Знаменателем на колени упал,
Просьбу свою излагать он стал.
НУЛЬ: Оставьте меня при себе
Хотя на дробной черте.
ДРОБИ: Нет, нет, нет! От присутствия твоего мы теряем силы.
НУЛЬ: Знаменатель, свои ряды вы потесните, к себе меня возьмите.
ДРОБИ:
По конституции математики запрещено.
Место под дробной чертой никогда не будет твоё.
Вон из нашего государства –
Единицу выбираем на царство.
Она самая демократичная,
Стройная, симпатичная.
Раздели на Единицу – ничего не меняется,
А при сложении немного, но прибавляется.
3 задание:
Почему отвергли Дроби просьбу Нуля оставить его над дробной чертой?
Почему нельзя ставить ноль в знаменателе?
Сколько нулей в записи числа миллион?
Но случился тут средь дробей спор,
До драки чуть не дошёл он.
ДРОБИ: кто из нас у Единицы приближённым будет? Кто нас рассудит?
Тут Единица слово взяла, добрый совет она числам дала.
ЕДИНИЦА:
Если мир меж вами будет, а не война,
То вместе вы превзойдёте меня.
А если ссорится будете и бранится,
Не превзойти вам меня, Единицы.
4 задание:
Как дроби могут превзойти Единицу? (47 и 57; 35и 45; 69 и 79)Приняли дроби этот добрый совет,
И живут они дружно несколько сотен лет.
А что же стало с Нулём,
Натуральных чисел бывшим царём?
Исправил он ошибки личные
И построил город Дроби Десятичные.
Однако, не забыл он старой истории той –
На всякий случай отделился от чисел маленькой запятой.
Она не мешает ему править городом по закону и чести,
Живут здесь числа дружно, все вместе.
В сказке есть от математики отступления,
Но это, думаю, не преступление,
Ведь «сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок».
5 задание:
Расставить правильно запятые
32+18=5
736-336=4
14*5=7
63-27=603
3+108=408
12*50=60
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, полагали,
Что он совсем не есть число,
Но на оси сред чисел
Он всё же место получил.
6 задание:
Вспомните крылатые высказывания, связанные с нулём и объясните их (ноль без палочки, быть равным нулю, ноль внимания, начинать с нуля, круглый ноль, стричь под нуль).
Вспомнить и записать пословицы и поговорки с использованием чисел.
СКАЗКА
В тридевятом царстве, в тридесятом математическом государстве встретились два знака «плюс» и «минус». Завели они меж собой спор, кто из них главнее в стране математики. Спорили, спорили, но так и не смогли прийти к одному выводу. И решили спросить у высших чинов математики, у Правил, кто из них главнее. Правило выслушало их, покачало головой и говорит: «Сейчас я дам вам пример, решите его по всем правилам математики, подумайте и сделайте вывод, кто из вас главнее».
7 задание:
(-7)+(3+4)-(-13-21)+(15+27)=76
(3+4)-7+(21-13)+(27+15)=48
- Если вы решили пример, то ответьте мне, без какого знака можно обойтись?
«Плюс» и «Минус» подумали и пришли к одному мнению, что без них не решаются правильно задачи, примеры, уравнения. И подумав, сделали для себя вывод, что все знаки, существующие в математике, главные, все они нужны для решения задач.
В царстве чисел большое значение придаётся магическим квадратам. Числа – большие любители составлять разные виды таких квадратов.
В пустые клетки квадрата нужно вписать числа так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагонали была равна 15.
8 задание:
2 9 5 6 9 задание:
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Как из 4 спичек сделать 15, не ломая спички?
Как пятью единицами написать 100? (1 1 1 1 1 = 100)
Сколько концов у пяти палок? А у пяти с половиной?
Назовите слова имеющие:
Семь букв я
Сорок букв а
Сто букв л
И в заключение послушайте сказку.
Как-то раз, царь чисел попросил запятую посмотреть, как дети изучают математику. Много ли делают ошибок? Проходит два дня, и приходит к царю запятая и подаёт царю тетрадку с выписанными у учеников ошибками. Ошибки она выписала у учеников 5, 6 и 7 классов и всего выписала 215 ошибок. Сильно огорчился царь чисел и велел собраться всем числам на совет.
- Если ученики так относятся к математике, надо что-то предпринимать.
- Давайте бросим их, - сказали дроби.
- Да, да, давайте, - добавили остальные числа.
Сказано, сделано. Ушли все числа и знаки из учебников математики и из жизни детей. Приходят ученики на урок, да не знают время начала урока, открывают учебник математики, а там ничего нет. Нет ни примеров, ни задач: всё пропало. Кто-то из учеников закричал: «Ура!», - а кто-то и огорчился.
Прошло два дня. Всё смешалось в жизни ребят. В школе не уроки, а приколы; в магазине не могут взвесить конфеты, не дают сдачи; в больнице не могут измерить больному температуру; в небе кружит самолёт, он не может совершить посадку, потому что штурман не может рассчитать длину посадочной полосы; дома нельзя посмотреть любимые сериалы, так как на часах исчезли цифры.
И пришли дети к выводу, что без математики нет нормальной жизни. Пришли дети в царство чисел и стали просить числа: «Вернитесь, пожалуйста, к нам, мы постараемся не делать ошибок и будем учить математику».
И ещё ребята сделали вывод: «Математика – наука точная и справедливая. Только не поставь в нужном месте знак «+» или «-», сразу ошибка будет».
После уговоров, решили числа вернуться, но с одним условием: все будут учить математику. А если не будут учить, тогда числа уйдут и уже никогда не вернуться.
И теперь ученики учат математику!