Конспект урока на тему: Металлическая связь
Тема урока: «Металлическая связь»
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид занятия: Комбинированный урок.
Цель урока: Сформировать представления о металлической связи.
Задачи урока:
1)выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов; узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ; обобщить знания о химической связи.
2) формирование научного мировоззрения.
3) развитие интереса к предмету, посредством игровых моментов.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация.
План урока
Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
Повторение опорных знаний о ковалентной и ионной связи.
Изучение нового материала:
Закрепление материала.
Ход урока.
1-й этап урока
Вводное слово учителя о цели и задачах урока
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. (Слайд 1)
Цели нашего урока: (Слайд 2)
выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов
узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ
обобщить знания о химической связи
2-й этап урока
подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний
Учитель: Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы. (Слайд 3)
Вопросы:
Какие типы химической связи вы уже знаете?
Что такое ионная связь?
Что такое ковалентная связь?
Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?
Теперь давайте выполним задания игры «крестики - нолики».
Найдите выигрышный путь, в котором представлены формулы веществ с ковалентной неполярной связью (слайд 4):
Ca
I2
H2O
CaO
Cl2
HBr
CaCl2
O2
ClF
Найдите выигрышный путь, в котором представлены формулы веществ с ковалентной неполярной связью(слайд 5) :
SCl2
H2
CaO
NaCl
HF
HBr
SO3
Cl2
NH3
3-й этап урока
Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с типами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи.
Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются. Хорошо если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?
В куске металла атомы отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом - ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электронных зарядов (слайд 6,7).
Схему образования металлической связи можно записать следующим образом:
Ме0 – n
· Men+
атомы ионы
металла металла
Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. (Слайд 8)
Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. (Слайд 9)
·Ионную связь (происходит образование катионов,
· связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)
Ковалентную связь (основана на обобществлении
·) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов , находящихся в твердом и жидком состоянии.
Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью.
Например:
Na( + (Na Na : Na Na – Na
Металлической связью обусловлены основные свойства металлов (Слайд 10)
- электропроводность
Электроны движутся в объеме металла беспорядочно . Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.
- пластичность
Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.
- металлический блеск
Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg
4-й этап урока
Закрепление материала
Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей» (Слайд 11-15)
Тип хим. связи
Между какими атомами возникает
Разность ЭО 2-х соседних атомов
Примеры
ковалентная
полярная
неМе(1) + неМе(2)
<1,7
H2O
неполярная
неМе(1) + неМе(1)
0
Cl2
ионная
Ме + неМе
>1,7
CaCl2
металлическая
Ме + Ме
0
Na
Теперь давайте выполним следующие упражнения.
Упражнение 1 (Слайд 16)
Найдите лишнее:
а) CuCl2, Al, MgS
б) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Ответ:
а) CuCl2, Al, MgS
б) N2, HCl, O2
в) Ca, CO2, Fe
г) MgCl2, NH3, H2
Упражнение 2 (Слайд 17)
Соотнесите типы химической связи и формулы веществ. Из букв, соответствующих правильным ответам, у вас получится название химического элемента ( Слайд 18):
Тип связи
S
K
P2O5
CaO
Mg
I2
HF
KCl
Ионная
н
а
м
к
ф
в
п
и
Ковалентная полярная
я
ж
с
а
м
в
л
ф
Ковалентная неполярная
о
а
я
ф
в
р
ф
н
Металлическая
ф
о
п
в
д
н
а
ю
Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
Домашнее задание (Слайд 19)
§12, повторить §9-11
Упражнения 1,2.
Источники материала
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2007.
http://www.pereplet.ru/news/index.cgi?id=9208
http://zv.innovaterussia.ru/project/gallery/17091
http://rcio.pnzgu.ru/personal/43/3/2/kristall.htm
http://sci.informika.ru/text/database/chemy/Rus/Data/Text/Ch2_8-1.html
http://him.1september.ru/view_article.php?id=200901205
http://minerals.region-istra.ru/4/2.htm
15