Технологическая карта урока по химии 8 класс Ковалентная полярная связь


Технологическая карта урока.

Предмет химия Класс
8
Тема урока «Ковалентная полярная связь»
Тип урока изучение и первичное закрепления нового материала.
Цели Сформировать понятия о механизме образования ковалентной полярной химической связи
Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности, как мерой неметоличности элементов.
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
уметь объяснять понятия механизма образования «ковалентная полярная химическая связь», электротрицательность; устанавливать различия между понятиями «ковалентная полярная связь» и «ковалентная неполярная связь», устанавливать причинно- следственные связи; состав вещества – тип химической связи; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, прменять ранее полученные знания
-регулятивные: уметь составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной связью; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; уметь определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа
-познавательные: уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;
проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы
Основные понятия, изучаемые на уроке Электороотрицательность, ковалентная полярная связь
Организационная структура урока
№ этапа Этап урока УУД Деятельность ЭОР Время
учителя учащихся 1 Оргмомент Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с химической связью. Давайте вспомним, что нам уже известно. Приветствуют учителя, организуют рабочее место. 2
2 Проверка
домашнего задания. Актуалзация знаний.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразованияВ качестве домашнего задания у вас был 10 параграф и на стр. 62, упр№ 2
Фронтальный опрос:
Какую связь называют полярной?
Как определить число неспаренных электронов в атоме?
Что называют одинарной, двойной и тройной связью?
Откроем тетради и проверим, правильно ли у всех все получилось.
Два ученика пишут на доске, другие проверяют.
Работающие у доски получают оценки, другие сверяют и исправляют ошибки, если они есть Отвечают на вопросы
Работа у доски
10
3 Самоопределение к деятельности
Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Итак, «Ребята, вам уже известно, что все элементы делятся на металлы и неметаллы. Мы с вами рассмотрели, как образуются химические связи между металлами и неметаллами. Как называется такая связь?
Так же мы рассмотрели, как образуются химические связи между атомами одного и того же элемента – неметалла. Как называется такая связь? Научились составлять схемы образования молекул с разными видами химических связей.»Внимание, на доске вы видите несколько химических веществ, среди них вещества с ионной связью и с ковалентной неполярной связью. Чтобы их найти нужно, вспомнить определения этих связей.
Ученики поочередно выходят к доске и называют выбранные вещества. Объясняют, по каким признакам они их определили.
Посмотрите, ребята, три вещества остались у нас не определёнными. Как вы думаете, что их объединяет?
С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в этом случае происходит образование ковалентной связи – т. е. связи за счёт образования электронных пар. Только, в данном случае связь будет несколько иной, т.к. элементы разные. Чем отличаются атомы разных элементов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем уровне, поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы одних элементов сильнее притягивают электроны, атомы других – слабее и образуется полюс, поэтому как будет звучать наша тема урока?
(Ковалентная полярная связь)
Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока Ковалентная полярная связь.
Ученики записывают число и тему.
А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока.
Ребята пробуют определить цель урока.
Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с ковалентной полярной связью, узнать о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, научится составлять схемы веществ с ковалентной полярной связью
Учащиеся отвечают на вопросы
Работа у доски
Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3-4
4 Работа по теме урока
а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации
регулятивные – планирование, прогнозирование.
Мы говорим с вами, о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, эта способность называется электротрицательность. Найдите определение понятия электротрицательность и выпишите в тетрадь(стр. 63 учебника).
ЭО мера неметалличности элемента, то она изменяется вместе с нею, имеет те же закономерности в изменении свойств, в группах и в периодах.
Вопросы на экране:
Как меняются неметаллические свойства в периодах?
Как меняются неметаллические свойства в группах?
Как меняется ЭО в группах и периодах?
Более простой способ определения ЭО использование ряда ЭО
В сторону какого химического элемента смещаются общие электронные пары?
Какой самый электроотрицательный элемент?
Почему атомы приобретают лишь частичные заряды?
Какой буквой обозначается частичный заряд?
Какие полюсы будут образованны внутри молекулы?
Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым?
Обсуждение найденных ответов на вопросы, учитель помогает, исправляет, уточняет.
Давайте теперь познакомимся с механизмом образования ковалентной неполярной химической связи оставим схему образования ковалентной полярной химической связи для молекулы НClПриложение №1
Ребята, попробуйте сформулировать определение ковалентной полярной химической связиСравните ваше определение, с определением, данным в учебнике, и запишите его в тетрадь
Работа с презентацией
(работа в группе)
Работа с учебником ( работа в группах)
Отвечают на вопросы
Обсуждение найденных ответов
Устно формулируют определение: ковалентная полярная
7
б) Первичная проверка понимания Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,
коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.
На сладе представлены три соединения (Cl3N,H2S,SO2)напишите схему образования химической связи для данных веществ
Давайте теперь проверим как вы справились с этим заданием Работают в группах по отработке умения составлять схему образования ковалентной полярной
Проверка выполненной работы.
10
5 Первичное закрепление Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.
Предлагает выполнить вам задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку
Приложение №2(правильные ответы помещаются на экране). Работа в парах
Проверка выполненной работы
5
6 Рефлексия Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. Как вы думаете достигли ли мы поставленной цели на уроке?
Оцените вашу работу на уроке ответив на вопросы в анкете, которая лежит у вас на столе
Приложение №3 Индивидуальная работа. 2-3
7 Подведение итогов урока Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные –рефлексия.
Личностные – смыслообразование, целеполагание. Есть ли у кого то вопросы по пройденному материалу ?Испытывал ли кто то трудности при выполнении заданий?
Между какими атомами возникает полярная связь ?Дайте определения этой связи?
Как вы думаете между какими атомами мы ещё с вами не рассмотрели связь?
Металлическая связь – тема нашего с вами следующего урока Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.
Отвечают на вопросы
Вывод 4-5
8. Домашнее задание Изучить текст параграфа 11, стр.66, упр № 2 письменно
2
Приложение 1
Образование ковалентной полярной связи в молекуле HCl

Ковалентная полярная связь – это связь возникающая между различных неметаллов, образующие общие электронные пары, которые смещаются в сторону более электроотрицательного химического элемента
Приложение № 2
Вариант 1
1.Начертите схему образования молекул: PCI3, CO2, BeF2
Укажите частичные заряды каждого атома
.2. Расположите вещества в порядке возрастания полярности связи:
NO, CO, O2, B2O3
Вариант 2
Начертите схему образования молекул: SiCI4, COCI2, BBr3
Укажите частичные заряды каждого атома
2. Расположите вещества в порядке возрастания полярности связи:
NCI3,P CI3, CI2, SiCI4, SCI2
Приложение №3
Анкета для рефлексии на уроке
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным