Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме дискуссии Мобильный телефон – наш друг или враг?
Тема: Мобильный телефон – наш друг или враг?
Цели: формировать культуру общения, культуру дискуссии; совершенствовать опыт публичного выступления уч-ся;
формирование у учащихся бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих через изучение и распространение информации о правилах безопасного использования сотового телефона.
Предварительная работа : определить группу, которая будет выступать от лица специалистов (врач, участковый инспектор, учитель, психолог , инспектор ГИБДД).Участники группы изучают материал по теме дискуссии, готовят свои выступления с использованием фактического материала по вопросу.
Все участники дискуссии знакомятся с понятием «дискуссия», правилами её ведения, целями дискуссии;
Ход дискуссии.
1. Введение в дискуссию
Учитель: Ребята, я хотела бы загадать вам загадку: когда он появился на свет его звали Dyna TAC , весил он 1 кг 150 граммов. Отгадайте, кто или что это?
Оказывается, это первый сотовый телефон. В 1973 году был выпущен первый прототип портативного сотового телефона Motorola DynaTAC. Считается, что первый звонок по этому телефону был сделан 3 апреля 1973 г., когда его изобретатель, сотрудник Motorola Мартин Купер (en:Martin Cooper) позвонил конкуренту из AT&T Джоэлю Энгелю. Я позвонил ему, и рассказал, что звоню с улицы, с настоящего «ручного» сотового телефона. Я не помню, что он ответил. Но вы знаете, я слышал, как скрипят его зубы". «Хорошо ли было слышно?» поинтересовался корреспондент. «Просто замечательно, ответил первооткрыватель. У нас была одна базовая станция и один мобильный телефон, так что слышимость была отличной. DynaTAC весил около 1,15 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и имел размер 22,5х12,5х3,75 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Он скорее походил на кирпич, чем на телефон. На его передней панели было расположено 12 клавиш, из них 10 цифровых и две для отправки вызова и прекращения разговора. У DynaTAC-а отсутствовал дисплей, и не было никаких дополнительных функций. В режиме ожидания он мог работать до восьми часов, в режиме разговора около часа (по другим данным, 35 минут), заряжать его приходилось чуть более 10 часов. До [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] было создано 5 прототипов DynaTAC.
Первый коммерческий сотовый телефон появился на рынке только через десять лет, 6 марта 1983 г.
В дальнейшем сотовые телефоны совершенствовались, увеличивался срок службы аккумулятора, появлялось огромное количество различных функций. С течением времени они уменьшались в размерах, стали компактными, однако всё чаще возникает мысль о том, что телефоны уже нужны не столько для того, чтобы звонить кому-либо, а выполняют много других функций.
Сегодня, взвесив все «за » и «против», мы должны ответить на вопрос : мобильный телефон – наш друг или враг?
2. Работа в группах.
( Группы участников распределяются по жеребьёвке, которая производится заранее.
Группам выдаются листы, в которых зафиксированы вопросы дискуссии .)
В ходе дискуссии учитель подводит промежуточный итог обсуждения по каждому вопросу.
Фиксирует результат в таблице на доске.
Демонстрация видео «Фиксики. Фиксипелки. Телефон». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Что несёт телефон: полезные функции или вредное воздействие?
1 группа .«за»
2 группа .«против»
Связь (главная функция телефона)
- дополнительная статья расхода в семье, особенно если ребёнок не может контролировать свои разговоры
Мобильный телефон выступает в роли фото- и видеокамеры
Часто вместо того, чтобы помочь в той или иной ситуации, люди равнодушно снимают происходящее
Имеет функции mp3 плеера:
Можно послушать любимую музыку;
аудиокнигу
Книгу можно и прочитать, что гораздо полезнее
Другие полезные функции:
календарь , блокнот, возможность выйти в Интернет
функция СМС: возможность разослать информацию большому количеству людей, затратив минимум усилий и времени
полезная функция напоминаний
-использовать простую записную книжку ( в них есть календари и не на один год), зато без последствий для здоровья
- бесспорно, очень полезная функция. Но как мы пишем СМС?( часто страдают грамотность и речь.
Люди запоминают неправильный образ слова..
-человек должен быть собранным и развивать свою память и ответственность
3.Комментарии специалистов:
Инспектор ГИБДД: По исследованиям, проведенным в Европе и Японии, во время разговора по мобильному телефону реакция водителя на дорожную обстановку замедляется в 2 раза. Риск оказаться в ДТП увеличивается в 4-9 раз. А вот риск попасть в ДТП при наборе текстового сообщения возрастает в 23 раза!
Разговаривать по мобильному телефону опасно не только для водителей, но и для пешеходов, когда они пересекают проезжую часть. Пешеходы, болтающие по телефону, медленнее идут, чаще меняют направление движения, испытывают трудности с навигацией. Разговор по мобильному телефону вызывает эффект «частичной слепоты», когда человек попросту не обращает внимания на то, что происходит вокруг него.
Американские ученые из университета штата Огайо провели исследование и насчитали печальную статистику: с каждым годом число пешеходов, попадающих в ДТП из-за своего собственного разговора по мобильному или увлеченного набора SMS увеличивается вдвое. Каждый четвертый пострадавший - в возрасте от 16 до 20 лет.
Оказывается, что в Великобритании, как обнаружили специалисты из Гарвардского университета, 2600 человек ежегодно умирают и 12 000 - зарабатывают серьезные увечья, причиной которых становится мобильный телефон.
В России такая статистика не ведётся, но можно сказать , что на дорогах россиян гибнет больше, чем на войне.
Врач: Оказывается, мобильный телефон - источник высокочастотного электромагнитного излучения. Его воздействие на ткани человеческого тела аналогично воздействию излучения, применяемого в микроволновых печах. Конечно, мощность излучения телефона гораздо меньше, однако оно тоже имеет способность приводить к локальному нагреву тканей, разрывам молекул ДНК и другим повреждениям клеток.
Самыми «безобидными» и очень быстро наступающими последствиями регулярного пользования мобильным телефоном являются: ослабление памяти, частые головные боли,
снижения внимания, напряжение в барабанных перепонках, раздражительность,
нарушения сна, внезапные приступы усталости, снижение умственных способностей. Значительно повышается риск заболеваний в связи с пользованием мобильных телефонов: детская лейкемия (заболевание крови), заболевания органов зрения, нарушение функций щитовидной железы, опухоль мозга, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение деятельности нервной системы. Детский мозг поглощает на 50-70% больше энергии излучения мобильного телефона из-за меньших размеров черепной коробки. Детский организм обладает большей чувствительностью к электромагнитному полю, чем взрослый.
Кроме того, излучение телефона действует не только на человека, который разговаривает по нему, но и на всех людей, которые находятся в радиусе 1-3 метров, а также и в состоянии ожидания!
Психолог: мобильный телефон влияет на психику человека. Он вызывает психологическую зависимость. Вот лишь некоторые виды такой зависимости.
1. Беспокойство по поводу отсутствия телефона. Если у нас с собой нет заветной трубки, возникает ощущение одиночества и депрессивные состояния, человек испытывает сильное беспокойство, в некоторых случаях способное перерасти в панику.
2. SMS-мания. Человек пишет и отсылает десятки SMS в день, и не может остановиться, даже если ему проще позвонить.
3.Информационная мания. Владелец телефона постоянно ждёт звонка или SMS, достаёт мобильник, проверяет, не пропустил ли он важную информацию, читает электронную почту и SMS-сообщения.
4. Звуковые галлюцинации. Порой людям кажется, что они слышат звонок мобильного телефона, хотя в действительности аппарат не звонил или был вовсе выключен. Такие случаи хотя бы раз происходили со всеми обладателями сотовых, однако у некоторых людей несуществующие звонки становятся хронической фобией. Этот феномен получил название «мания звонка».Особенно стремительно развивается мобильная зависимость у детей.
Мобильный телефон должен быть в числе главных предметов портфеля школьника?
1группа. «за»
2 группа «против»
В экстренной ситуации можно связаться детям, учителю с родителями
- отвлекает
- многие научились в погоне за оценками списывать с телефона всё: диктанты, сочинения, упражнения из ГДЗ
- просто играют или ведут переписку
Участковый инспектор: Часто совершаются кражи сотовых телефонов в школе или их порча. Телефон в детской и подростковой среде является частью имиджа, поэтому дети просят у родителей, а те приобретают им последние марки престижных фирм. В данном случае мобильник – средство провокации . Дети хвастают друг перед другом своими телефонами, как следствие часто свершаются конфликты и кражи; из-за неосторожного обращения, без злого умысла иногда происходит порча чужого имущества ( разбивают телефоны, потом приходится искать виновного и возмещать ущерб).
Психолог: В подростковой группе мобильник – своеобразный показатель социального статуса. Причём зависит это не от собственных достижений ребёнка в учёбе, спорте или хобби, а исключительно связано с тем, насколько богаты его родители. В такой ситуации может возникнуть нездоровое соревнование между детьми и появление разногласий в семье.
То есть телефон может реально поссорить людей.
2. Обеспечивает ли телефон личную безопасность?
1 группа «за»
2 группа «против»
В критических или в экстренных ситуациях можно пользоваться необходимыми номерами, риск жизни ребёнка значительно снижается
Можно вызвать «Скорую помощь», полицию, пожарных для окружающих, попавших в трудную ситуацию.
- Телефон может навлечь опасность, т. к. ребёнок, выходя в Интернет через телефон может заводить знакомства, переписку с незнакомыми людьми ( дети могут стать объектом насилия). Совершать покупки ( например: заказать платный гороскоп)
3.Что более ценно : живое общение или общение по телефону?
1 группа «за»
2 группа «против»
Когда нет возможности общаться вживую, телефон незаменим
Люди привыкают к виртуальному общению
Но не стоит превращать мобильный телефон в основное средство связи и общения. Ведь рядом с нами близкие, друзья, соседи – никакой «навороченный» телефон не заменит живого общения с ними.
Общение по телефону приобретает легковес-ный и веселый характер, но в реальности усиливает чувство одиночества, изоляцию.
Психолог: Мобильный телефон ограничивает способности ребёнка к адаптации и общению. Мир ребёнка сейчас часто сужен вокруг компьютера, интернета, мобильника, отпадает потребность выходить на улицу, зачастую у него не появляется опыта дружбы, общения . Выходит, мы растим своего рода виртуальных аутистов – отрезанных от внешнего мира людей. Может возникнуть зависимость от мобильника. Ребёнку кажется, что без телефона он уже не так интересен своим друзьям, что его ценность в их глазах падает.
Учитель : Хотелось бы привести часть интервью Константина Хабенского из газеты «Вечерний Петербург» от 6 декабря 2015г.:
« Я стараюсь вести как можно более уединенный образ жизни, но у меня тоже много звонков. Но все-таки не позволяю брать себе мобильный телефон на сцену, на съемки, какие-то встречи. И вообще стараюсь почаще отключать, потому что наша жизнь превращается в какой-то телефонный гул, за которым уже не видно ничего вокруг, не слышно живых голосов... Вы обращали внимание мы садимся попить кофе, компанией, и все вдруг начинают отвлекаться на свои звонки, мобильные телефоны, эсэмэски... когда среди детей младшего возраста провели опрос, без чего ребенок не мыслит своего существования, то первое место уверенно занял мобильный телефон» Заметьте, не без мамы, папы,друзей!
4. Телефон ваш друг или враг?
1группа «за»
Друг - помогает общаться с людьми на расстоянии, договариваться о встречах, развлекает играми, музыкой и фильмами, позволяет узнавать последние новости.. . Если надо "друг" молчит, поэтому он никогда не был мне врагом, ведь он не может меня предать..
2 группа «против»
-телефон для нас не друг и не враг, а необходимое средство связи
В отношении мобильных телефонов и некоторых других гаджетов происходит какая-то безумная, искусственно раздутая рекламой, истерия. В результате человек может отдать всю свою зарплату за месяц и больше, ради покупки модной мобильной новинки, выставлять её на всеобщее обозрение, чтобы все могли разделить его радость , и гордиться ею, как папуас новыми стеклянными бусами. Ради приобретения телефона престижной марки вешают на себя хомут кредита, недодают чего-то своим детям, лишают себя действительно необходимого.
3.Подведение итогов дискуссии.
Учитель: Мы помним, что дискуссия – не спор. Цель дискуссии найти истину, решение, выход.
Какой вывод мы можем сделать, по теме нашей дискуссии? ( Выслушиваем мнения )
Таким образом, мы пришли к выводу: мобильный телефон может быть нашим другом, если мы будем помнить о том, что это просто средство связи; будем знать и выполнять правила безопасного пользования мобильным телефоном .
Позвольте мне их вам напомнить:
1. Чем короче разговор, тем безопаснее для здоровья.
2. Дождитесь соединения, прежде чем подносить телефон к голове. Прием вызова абонента – это момент пика излучения.
3. Старайтесь носить телефон как можно дальше от жизненно важных органов. При увеличении расстояния интенсивность излучения уменьшается. Рекомендуется носить телефон в сумке, портфеле, а не в кармане, так как даже в режиме ожидания он продолжает обмениваться данными с сетью.
4. Пользуйтесь гарнитурами и системами "свободные руки" ("hands free"), чтобы держать сотовый телефон подальше от головы и тем самым уменьшить его воздействие.
5. При покупке выбирайте телефон с меньшей мощностью излучения.
6. При разговоре снимите очки с металлической оправой, т. к. она играет роль вторичного излучателя и может привести к увеличению интенсивности ЭМП на определенные участки головы.
7. Старайтесь не разговаривать в закрытом пространстве (автомобиле, лифте, поезде, гараже и др.). Металлический «экран» ухудшается радиосвязь, в ответ на это мобильный аппарат увеличивает свою мощность.
8. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время грозы. Вероятность попадания молнии в работающий телефон в несколько раз выше попадания в человека.
9. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время пересечения проезжей части и управлении транспортным средством.
10. Правило этики: уважайте других людей – выключайте телефон или, по крайней мере, не разговаривайте по телефону в общественных местах и транспорте.
11. НЕ используйте телефон в роли подсказчика в школе, отключайте его во время урока, соблюдайте требования Устава школы
Вывод: мобильный телефон будет нашим другом, если выполнять эти правила.
4. Рефлексия .
- Изменилось ли ваше отношение к сотовому телефону?
- Что было для вас полезным, интересным?
- К какому выводу вы пришли, поучаствовав сегодня в дискуссии?
- Чьё выступление показалось вам более убедительным ( правдивым, эмоциональным, аргументированным)7
- Всем ли удалось соблюдать правила дискуссии?
5. Слово учителя.
Ребята, наша дискуссия подошла к концу. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: « Человеческое общение – самая большая роскошь». Будем ценить радость «живого» общения, будем благодарны прогрессу за то, что он подарил нам неплохую возможность - «быть всегда на связи».
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25
имени Н.К.Крупской
Подготовила и провела
классный руководитель 6Б класса
Земскова Вера Викторовна
г.Ульяновск
2015 - 2016 уч. год
15