Исследовательский проект Изучение влияния сотовой связи на здоровье учащихся
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
1) Влияние сотовой связи на здоровье детей и подростков.3-5 стр.
2) Актуальность проблемы..5стр.
3) Цель и задачи исследования5 стр.
4) Объекты и методы исследования5–6 стр.
II. Основная часть.
1. Как пользуются сотовой связью учащиеся нашей школы...6-9 стр.
2. Изучение влияния сотовой связи на зрение учащихся...9-11 стр.
Изучение влияния электромагнитного излучения малой интенсивности
на здоровье учащихся:
а) определение состояния нервной и сердечно-сосудистой системы
учащихся с помощью анкетирования11-12 стр.
б) определение функционального состояния сердечно-сосудистой
системы учащихся с помощью пробы Маринэ.12-14 стр.
в) самооценка учащимися уровня своего здоровья по результатам анализа
объективных и субъективных показателей.14-15 стр.
4. Общие выводы проведенных исследований16 стр.
III. Заключение
Рекомендации по соблюдению мер безопасности при пользовании учащимися сотовой связью17 стр.
IV. Литература18 стр.
V. Приложения19-25 стр.
«Добыть и сохранить здоровье
может только сам человек»
Н.М. Амосов
I. Введение.
1) Влияние сотовой связи на здоровье детей и подростков.
Экологическая среда обитания – это один из важнейших факторов обеспечения здоровья человека, так как под её влиянием происходит рост и развитие ребенка. Поэтому она должна отвечать требованиям соответствующих санитарных правил и норм1. Экологическая обстановка включает в себя природную среду, возникшую на Земле вне зависимости от человека, и техногенную среду (антропогенный фактор), созданную человеком.
Влияние антропогенного фактора достигло огромной силы в текущем столетии, и особенно в последнее время. Во многих районах нашей страны наблюдаются экологически обусловленные заболевания. Более 60 млн. россиян проживают в условиях постоянного превышения (в 5 – 10 раз) предельно допустимых концентраций токсических веществ в атмосферном воздухе2. Неблагоприятное воздействие на здоровье человека оказывают повышенные уровни шума, вибрации и электромагнитные поля. Магнитные поля создаются некоторыми бытовыми приборами, а в основном – разнообразным электротехническим оборудованием, к которому относятся и наши мобильные телефоны.
Мобильный телефон обеспечивает замечательную возможность общения почти в любом месте и в любое время. Остановить прогресс невозможно. Мобильная связь очень удобна, а в некоторых случаях крайне необходима. Но сотовые телефоны представляют собой устройство, сочетающие в себе приемник и передатчик радиосигнала, следовательно, являются излучателями электромагнитных волн.
Электромагнитным излучением называется изменение состояния электромагнитного поля (возмущение), способное распространяться в пространстве. Электромагнитное поле – это поле, образующееся в результате взаимодействия магнитного и электрического полей. Причиной появления, источниками электромагнитных полей становятся разнообразные излучающие объекты микромира, например, заряженные частицы, атомы, молекулы, и макромира, в частности, средства связи, радиолокации и бытовые приборы.
С утверждением, что излучение сотовых телефонов влияет на здоровье человека, соглашаются практически все специалисты. Споры вызывает лишь оценка степени этого влияния. Попробуем рассмотреть это влияние с различных точек зрения.
Я бы выделила следующие аспекты этого влияния:
а) мощность единовременного воздействия; б) область организма, на которую направлено воздействие; в) сочетание с другими источниками электромагнитного излучения.
Электромагнитное излучение распространяется радиально, что не позволяет уменьшить эффект воздействия излучения, ведь любая используемая защита от излучения неизбежно приведет к потери связи. В современных аппаратах мощность излучения может автоматически варьироваться в зависимости от удаленности передающей станции и прочих условий приема в пределах от 0,2 Ватта до 2 Ватт, т.е. в 10 раз. Для определения уровня облучения, возникающего при работе мобильного телефона, используется единица измерения, называемая удельным коэффициентом поглощения (SAR)3. Рекомендуемое Советом ЕС предельное значение коэффициента SAR составляет 2,0 Вт/кг. Предельный уровень коэффициента SAR для мобильных телефонов общего назначения составляет 2,0 Вт/кг с усреднением по десяти граммам ткани тела человека. Этот стандарт предусматривает значительный запас по безопасности, что служит дополнительной мерой защиты населения с учетом максимального разброса измерений. Большая часть современных мобильных
___________________________________
1См.: Конституция РФ; Санитарные правила и нормы (СанПиН); Государственный стандарт (ГОСТ); Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г.
2См.: Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: «Академия», 2007, стр. 29 – 30.
3См.: Руководство пользователя Samsung-E250, с. 139 – 140.
устройств защищена от воздействия радиочастотного излучения. Однако некоторые мобильные телефоны не имеют такой защиты.
Продолжительность использования телефона в режиме ожидания обычно составляет весь световой день, а это более 10 часов ежедневно. Хотя в режиме и в комфортных для связи условиях излучение аппарата минимально, но условия эти постоянно меняются. Так в метро, лифте, зданиях с хорошими капитальными стенами качество приема резко падает
или связь пропадает совсем. Мобильный телефон начинает увеличивать мощность излучения и доводит ее до максимальной. Продолжительность работы на этой мощности может составлять от пары часов до всего рабочего дня. Чаще всего телефон находиться на теле человека, причем обычно на одном и том же месте.
Мощность однократного воздействия не столь опасна, в одном случае, как его продолжительность, и если не разговаривать целый день, то здоровый человек не почувствует дискомфорта. Но, говоря о мощности, мы приходим к следующему вопросу – насколько она опасна для отдельных областей человеческого организма. Наиболее часто воздействию электромагнитного излучения при разговоре по мобильному телефону мы подвергаем клетки головного мозга.
Мозг – это центр организма, посылающий электрические сигналы всему организму и большинство процессов в нем происходит за счет образования временных электронных контуров (цепей). Поднося к голове источник излучения, мы начинаем оказывать влияние как на организацию мыслительных процессов (высшую нервную деятельность), так и на передачу сигналов всем органам человека. Это может привести к изменениям в деятельности головного мозга: ухудшается память, ослабляется внимание, повышается раздражительность и утомляемость1.
Последние достижения прогресса, призванные повысить комфортность общения при помощи аппаратов мобильной связи – беспроводные гарнитуры. Они используют для связи с аппаратом находящимся в помещении свой стандарт радиосвязи гораздо меньшей мощности, часто аппарат все равно продолжает оставаться на теле человека в сумочке или кармане, и получается, что вместо одного источника электромагнитного излучения мы получаем два. Гарнитура крепится на ушной раковине максимально близко к мозгу, а ушной канал является свободным проходом для излучения внутрь черепной коробки.
Кроме того, в помещении часто находятся другие электроприборы, создающие свое излучение: компьютеры, телевизоры, микроволновые печи, мобильные телефоны других людей. Сказать какое комплексное воздействие они оказывают на человека сложно, понятно только что оно не является позитивным.
Несмотря на столь большие допуски в вопросах безопасности сотовых устройств связи, Великобритания первая начала рассматривать вопрос о влиянии мобильных телефонов на здоровье детей. Национальный совет радиологической безопасности Великобритании установил: микроволновое излучение, проникающее в череп и мозг пользователя сотового телефона, на 70% поглощается организмом и приводит к опухолям мозга. Использование сотовых телефонов увеличивает риск развития новообразований головного мозга на 30%, а при стаже пользователя более 10 лет этот риск повышается до 80%. При этом было выявлено повышение частоты развития опухолей с локализацией в височной доле на той стороне, к которой ближе находится сотовый телефон во время разговора.
Летом 2000 года был опубликован отчет группы ведущих британских ученых по изучению воздействия мобильных телефонов на здоровье детей.
В отчете говорится, что детям не следует пользоваться мобильными телефонами вследствие большей восприимчивости детского организма к действию электромагнитных излучений. Исследование было проведено по заказу британского правительства, которое сразу же отреагировало на полученный отчет. Министры получили указание разработать новые правила использования мобильных телефонов детьми, в которых будет указан минимальный
___________________________________
1См.: М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. 10 - 11 классы. Волгоград: Учитель, 2008, с. 131.
возраст пользователей, максимальная продолжительность разговора и количество возможных ежедневных звонков. Сообщение о возможном риске для детей-пользователей мобильных телефонов привело в смятение многие компании мобильной связи, поскольку они рассчитывали на этот контингент в своих бизнес-планах.
Длительное воздействие электромагнитного поля может привести к развитию «радиоволновой болезни». Со стороны сердечно-сосудистой системы проявляются гипотония, боли в сердце, нестабильность пульса. Через 1-3 года у некоторых появляется
чувство внутренней напряженности, суетливость. Особенно это касается людей моложе 30 лет, интенсивно пользующихся телефоном. На Западе уже лечатся от болезненной психологической привязанности к мобильным телефонам: «мобильные наркоманы» самостоятельно не могут избавиться от привычки часами разговаривать по сотовому телефону и параллельно посылать сотни SMS-сообщений в день.
2) Актуальность проблемы.
Следовательно, сотовая связь, как источник электромагнитного излучения, является
биологически активной и оказывает влияние на здоровье детей. От мобильного телефона у них страдают зрение и иммунитет. Дети, пользующиеся мобильными телефонами, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна, чаще других жалуются на головные боли, сонливость, становятся раздражительными. Со временем это неблагоприятно скажется на функционировании всего организма, в частности на работе нервной, сердечно-сосудистой, зрительной, а также эндокринной систем.
Я думаю, что частные предприниматели, занимающиеся продажей сотовых телефонов, не заинтересованы, чтобы граждане РФ узнали, насколько пагубно использование сотовых телефонов.
Следовательно, нужно, чтобы школьники знали о влиянии сотовой связи на своё здоровье и обращали внимание на рекомендации, которые помогут им оградить свой организм от вредного воздействия электромагнитных полей.
Поэтому рассмотрение влияния электромагнитных полей на здоровье детей, источником которых является сотовая связь, является актуальным.
3) В связи с этим была определена цель моей работы:
изучить и выявить последствия воздействия сотовой связи на здоровье детей и подростков, на примере учащихся МОУ Софьинской сош.
В работе были поставлены следующие задачи:
изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2) исследовать, как пользуются сотовой связью учащиеся нашей школы;
3) изучить влияние сотовой связи на здоровье учащихся;
4) разработать по результатам данного исследования рекомендации по соблюдению
мер безопасности при пользовании учащимися сотовой связью;
5) ознакомить с результатами данного исследования учащихся, их родителей и
педагогов школы для дальнейшего формирования навыков здорового образа
жизни учащихся нашей школы.
4) Объекты и методы исследования.
Объектом данного исследования является сотовая связь, как источник электромагнитного излучения.
Проект был выполнен на базе МОУ Софьинской сош
При работе над проектом были использованы следующие методики:
Теоретическая
- изучение специальной литературы по данной проблеме.
Эмпирическая
- измерение величины артериального давления и подсчет частоты пульса для
определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся
с помощью пробы Маринэ1;
- самооценка текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа
объективных и субъективных показателей2.
Статистическая
- анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся 7 – 11
классов3;
- обработка и анализ результатов исследования функционального состояния
сердечно-сосудистой системы учащихся с помощью пробы Маринэ.
II. Основная часть.
1. Как пользуются сотовой связью учащиеся нашей школы.
Ученые предупреждают: дети, пользующие мобильными телефонами до 16 лет, подвергаются повышенному риску расстройства памяти и сна. А причина – в нетермическом эффекте (иногда называемый информационным), который связан с невысоким уровнем электромагнитного излучения.
Низкочастотные излучения сотовых телефонов способны проникать в менее массивный и более тонкий череп ребенка. Это излучение влияет на мозговые ритмы, может нанести вред иммунной системе ребенка, которая находиться в процессе развития.
Волны радиочастотного диапазона, которые генерирует трубка, поглощаются тканями мозга, сетчаткой глаза, структурами зрительного, вестибулярного и слухового анализаторов, при чём излучение действует как непосредственно на отдельные органы и структуры, так и опосредованно, через проводник, на нервную систему.
Эффект электромагнитного излучения подобен помехам на радио, излучение нарушает стабильность клеток организма, нарушает работу нервной системы, вызывая головные боли, потерю памяти и расстройства сна.
Даже неработающий мобильный телефон, если он просто лежит рядом с вашей кроватью, может помешать вам выспаться. Дело в том, что излучение мобильного телефона даже в неактивном состоянии негативно воздействует на нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна. Поэтому привычка детей класть возле изголовья кровати сотовый телефон и использовать его в качестве будильника может оказаться очень вредной. Сотовый телефон ночью не «спит», а постоянно, даже в ожидании вызова, работает в пульсирующем режиме.
Продолжительность использования телефона в режиме ожидания обычно составляет весь световой день, а это более 10 часов ежедневно. Чаще всего телефон находиться на теле ребенка, причем обычно на одном и том же месте. День за днем. Месяц за месяцем.
Поэтому, я составила анкету (приложение № 1), чтобы узнать, когда учащиеся стали пользоваться сотовой связью, как они её используют, знают ли, какое влияние оказывает сотовая связь на здоровье человека.
___________________________________
№См.: Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Практикум. Экология человека. М.: Владос, 2005, с. 57 – 58.
2См.: Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. М.: Вентана-Граф, 2006, с. 60 – 61.
3См.: И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006, с. 26 – 29.
Полученные результаты анкетирования (приложение № 2) занесла в таблицу № 1:
ТАБЛИЦА № 1
Класс
Возраст
Наличие
моб.
телефона
Возраст,
когда стали
пользоват.
мобильного
телефона
Где
храниться
телефон,
если им не
пользуетесь
Пользуетесь
беспров.
гарнитурой
для моб.
телефона
Выключаете
свой
телефон
на ночь
Будут
узнавать
SAR
своего
нового
телефона
Да
Нет
Днем
Ночью
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
1 класс
7 - 8
лет
32
чел.
-
с 5 лет –
6 чел
с 6 лет –
15 чел
с 7 лет –
11 чел.
дома- 6 чел.
в сумке- 11 чел.
на парте
- 4 чел.
в кармане
своей
одежды –
11 чел.
на столе – 16 чел.
на полке – 4 чел.
под подушкой
- 6 чел.
под
кроватью
- 6 чел.
6
чел.
26 чел.
10
чел.
22
чел.
-
32
чел.
2 класс
8 - 9
лет
16
чел.
-
с 6 лет – 7 чел.
с 7 лет – 7 чел.
с 8 лет – 2 чел.
дома- 4 чел.
в сумке- 11 чел.
в кармане
своей
одежды –
1 чел.
на столе – 11 чел.
на полке – 2 чел.
под подушкой
- 3 чел.
4
чел.
12
чел.
5
чел.
11
чел.
-
16
чел.
3 класс
9 – 10
лет
18
чел.
-
с 4 лет – 2 чел.
с 5 лет – 1 чел.
с 7 лет –
10 чел
с 9 лет – 4 чел.
с 10 лет – 1 чел.
дома - 2 чел.
в сумке- 5 чел.
в кармане
своей
одежды –
5 чел.
на парте
- 6 чел.
на столе – 10 чел.
на полке – 2 чел.
под подушкой
- 3 чел.
под
кроватью
- 3 чел.
6
чел.
12
чел.
8
чел.
10
чел.
-
18
чел.
4 класс 10 – 11
лет
16
-
с 6 лет – 3 чел.
с 7 лет – 8 чел.
с 8 лет –
2 чел.
с 9 лет – 3 чел.
дома- 0 чел.
в сумке- 2 чел.
на парте
- 0 чел.
в кармане
своей
одежды –
14 чел.
на столе – 10 чел.
на полке – 6 чел.
под подушкой
- 0 чел.
под
кроватью
- 0 чел.
4
чел.
12
чел.
2
чел.
14 чел.
4
чел.
12
чел.
5 класс
11 – 12
лет
15
-
с 5 лет – 5 чел.
с 6 лет – 5 чел.
с 7 лет –
3 чел.
с 8 лет – 1 чел.
с 9 лет – 1 чел.
дома- 1 чел.
в сумке- 4 чел.
на парте
- 1 чел.
в кармане
своей
одежды –
9 чел.
на столе – 7 чел.
рядом с кроватью – 3 чел.
под подушкой
- 4 чел.
под
кроватью
- 1 чел.
3 чел.
12
чел.
2 чел.
14
чел.
-
15
чел.
6 класс
12 – 13
лет
29
-
с 5 лет – 2 чел.
с 6 лет – 8 чел.
с 7 лет –
15 чел.
с 8 лет – 4 чел.
дома- 5 чел.
в сумке- 12 чел.
на парте
- 2 чел.
в кармане
своей
одежды –
10 чел.
на столе – 9 чел.
рядом с кроватью – 7 чел.
под подушкой
- 10 чел.
под
кроватью
- 3 чел.
11
чел.
18
чел.
6 чел.
23
чел.
6
чел.
23
чел.
7 класс
13 – 14
лет
16
-
с 5 лет – 2 чел.
с 6 лет – 6 чел.
с 7 лет –
3 чел.
с 8 лет – 3 чел.
с 10 лет – 1 чел.
с 11 лет – 1 чел.
дома- 3 чел.
в сумке- 1 чел.
на парте
- 6 чел.
в кармане
своей
одежды –
6 чел.
на столе – 6 чел.
рядом с кроватью – 2 чел.
под подушкой
- 8 чел.
под
кроватью
- 0 чел.
3
чел.
13
чел.
0
чел.
16
чел.
-
16
чел.
8 класс
14 – 15
лет
9
-
с 6 лет – 2 чел.
с 7 лет –
1 чел.
с 8 лет – 2 чел.
с 9 лет – 3 чел.
с 10 лет – 1 чел.
дома- 2 чел.
в сумке- 1 чел.
на парте
- 0 чел.
в кармане
своей
одежды –
7 чел.
на столе – 3 чел.
рядом с кроватью – 1 чел.
под подушкой
- 3 чел.
у воспитателя
- 2 чел.
1 чел.
8 чел.
2
чел.
7
чел.
4
чел.
5
чел.
9 класс
15 – 16
лет
16
-
с 8 лет – 3 чел.
с 9 лет –
6 чел.
с 10 лет – 2 чел.
с 11 лет – 1 чел.
с 12 лет – 1 чел.
с 13 лет – 2 чел.
с 14 лет – 1 чел.
дома- 2 чел.
в сумке- 3 чел.
на парте
- 2 чел.
в кармане
своей
одежды –
9 чел.
на столе – 4 чел.
рядом с кроватью –9чел.
под подушкой
- 3 чел.
3
чел.
13
чел.
1
чел.
15
чел.
-
16
чел.
10 класс
16 – 17
лет
8
-
с 7 лет –
2 чел.
с 8 лет – 2 чел.
с 9 лет – 1 чел.
с 11 лет – 2
чел.
с 12 лет – 1
чел.
дома- 0 чел.
в сумке- 0 чел.
на парте
- 0 чел.
в кармане
своей
одежды –
8 чел.
на столе – 2 чел.
рядом с кроватью –5чел.
под подушкой
- 1 чел.
-
8 чел.
-
8
чел.
-
8
чел.
11 класс
17 – 18
лет
7
-
с 9 лет –
3 чел.
с 11 лет – 1 чел.
с 12 лет – 1 чел.
с 13 лет – 1
чел.
с 14 лет – 1
чел.
дома- 0 чел.
в сумке- 0 чел.
в кармане
своей
одежды –
7 чел.
на столе – 4 чел.
рядом с кроватью –1 чел.
под подушкой
- 2 чел.
-
7
чел.
-
7
чел.
2
чел.
5
чел.
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) мобильные телефоны имеются у всех учащихся (184 чел.), которые приняли участие в анкетировании;
2) возраст, с которого учащиеся стали пользователями сотовой связи различный (приложение № 1):
с 4 лет пользуются мобильным телефоном 2 ученика (1 %);
с 5 лет пользуются мобильным телефоном 15 учеников (8 %);
с 6 лет пользуются мобильным телефоном 46 учеников (25 %);
с 7 лет пользуются мобильным телефоном 62 учеников (33,5 %);
с 8 лет пользуются мобильным телефоном 20 учеников (11 %);
с 9 лет пользуются мобильным телефоном 22 ученик (12 %);
с 10 лет пользуются мобильным телефоном 5 учеников (3 %);
с 11 лет пользуются мобильным телефоном 5 учеников (3 %);
с 12 лет пользуются мобильным телефоном 3 ученика (1,5 %);
с 13 лет пользуются мобильным телефоном 3 ученика (1.5 %);.
с 14 лет пользуется мобильным телефоном 1 ученик (0,5%);
3) днем, когда учащиеся обучаются в школе, то они предпочитают, чтобы их мобильный «питомец» находился:
дома – 23 ученика (13 %);
рядом с ними (портфель) – 51 учеников (28 %);
рядом с ними (на парте) – 22 ученик (12 %);
рядом с ними (в кармане своей одежды) – 88 учеников (47 %);
4) ночью мобильный «питомец» учащихся находится:
на письменном столе, полке или тумбочке – 95 ученик (52 %);
под подушкой – 45 ученика (25 %);
под кроватью или рядом с кроватью – 43 учеников (22 %);
у воспитателя – 2 ученика – (1 %);
5) беспроводной гарнитурой:
пользуются – 41 ученик (22 %);
не пользуются – 143 ученика (78 %);
6) при покупке нового телефона учащиеся:
будут обращать внимание на защиту телефона от радиочастотного излучения –
16 учеников (9 %);
не будут обращать внимание на защиту телефона от радиочастотного излучения –
168 учеников (91 %);
2. Изучение влияния сотовой связи на зрение учащихся.
Через орган зрения в нервную систему человека поступает значительная часть информации об окружающем нас мире. Зрительный анализатор имеет большие резервы. В сетчатке глаза находиться около 7 млн. колбочек и 1790 млн. палочек, а в зрительной зоне коры больших полушарий – 500 млн. нейронов. Несмотря на высокую надежность зрительного анализатора, его функции ослабевают под действием различных факторов.
В школьном возрасте ухудшение зрения связано с неправильной организацией учебных занятий при чтении и письме, длительными просмотрами телевизионных передач, работой на компьютере и мобильном телефоне.
Эксперименты на крысах, проведенные в России, показали, что у животных, подверженных воздействию излучения с интенсивностью, в 20 раз большей нормального излучения мобильного телефона, электромагнитные волны оказывают пагубное влияние на зрение. При действии на глаза электромагнитных волн возможно образование катаракты, изменения сетчатки глаза, склероз сосудов глаза.
С помощью данных о группах здоровья, физкультурных групп и заболеваниях органов зрения у учащихся, которые по моей просьбе были собраны медсестрой школы Полосиной И.В., я сравнила и проанализировала их для учащихся 6-го, 10-го и 11 классов. Полученные результаты занесла в таблицу № 2:
ТАБЛИЦА № 2
Учащиеся 6 класса
№
Ф.И.
ученика
Группы здоровья
Физкультурные группы
Патология
зрения
в 1 классе
в 6
классе
в 1 классе
в 6 классе
в 1
классе
в 6
классе
1
Алябьев В.
III
III
подготовительная
специальная
-
-
2
Алябьев О.
II
II
основная
основная
+
+
3
Белковский И.
I
II
основная
подготовительная
-
-
4
Вешкин Д.
I
I
основная
основная
-
-
5
Восканян В.
I
II
основная
основная
-
+
6
Галан А.
I
II
основная
основная
-
+
7
Галкина Е.
I
I
основная
основная
-
-
8
Гулиев О.
I
I
основная
основная
-
-
9
Дронова А.
I
III
основная
подготовительная
-
-
10
Ефимов А.
II
II
подготовительная
подготовительная
-
-
11
Жданова П.
I
II
основная
основная
-
+
12
Кирдяпкин Д.
I
I
основная
основная
-
-
13
Кайдаш Ф.
I
II
основная
основная
-
+
14
Корнев К.
II
II
основная
основная
+
+
15
Копнева В.
I
II
основная
основная
-
+
16
Лешкевич В.
I
II
подготовительная
подготовительная
-
-
17
Лешкевич Н.
III
II
подготовительная
основная
-
+
18
Лосякова Е.
II
II
основная
основная
+
+
19
Михеева Е.
I
I
основная
основная
-
-
20
Пономарев Е.
I
I
основная
основная
-
-
21
Попович А.
I
II
основная
основная
-
+
22
Попович Я.
I
II
основная
основная
-
+
23
Пронина А.
I
I
основная
основная
-
-
24
Сафонов Д.
I
II
основная
основная
-
+
25
Стручков А.
II
III
подготовительная
подготовительная
+
+
26
Соболев П.
I
I
основная
основная
-
-
27
Тарасов Ф.
I
I
основная
основная
-
-
28
Шевченко А.
II
III
подготовительная
подготовительная
-
-
29
Чумаков М.
I
II
основная
основная
-
-
Всего
4
13
учащиеся 10 класса
№
Ф.И.
ученика
Группы здоровья
Физкультурные группы
Патология
зрения
в 5 классе
в 10
классе
в 5 классе
в 10 классе
в 5
классе
в 10
классе
1
Брязкало О.
I
II
основная
основная
-
+
2
Будкова М.
I
II
основная
основная
-
+
3
Бураншин И.
I
I
основная
основная
-
-
4
Голярная О.
I
II
основная
основная
-
+
5
Гуцу К.
I
II
основная
основная
-
+
6
Демидкова Е.
I
II
основная
основная
-
-
7
Жуков В.
III
IV
специальная
освобожден
-
-
8
Мишищина И.
II
III
основная
подготовительная
-
+
9
Муравская М.
I
II
основная
основная
-
-
10
Селимов Ш.
III
III
подготовительная
подготовительная
+
+
11
Трофименко В.
I
I
основная
основная
-
-
Всего
1
6
учащиеся 11 класса
№
Ф.И.
ученика
Группы здоровья
Физкультурные группы
Патология
зрения
в 5 классе
в 11
классе
в 5 классе
в 11 классе
в 5
классе
в 11
классе
1
Ангели Е.
I
II
основная
основная
-
-
2
Конюхова Л.
I
II
основная
основная
-
-
3
Лазарева М.
II
III
основная
подготовительная
-
+
4
Маер Е.
I
II
основная
основная
-
+
5
Мисакян Д.
I
II
основная
основная
-
-
6
Попов А.
I
II
основная
основная
-
+
7
Черникова А.
II
III
основная
подготовительная
+
+
Всего
1
4
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) учащиеся 6 класса:
1) при обучении в 1 классе из 29 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые было – 21 ученик (72 %), с патологией зрения – 4 ученика (14 %), II группу здоровья имели – 6 учеников (22 %); III группу здоровья имели – 2 ученика ( 6 %).
2) в 6 классе из 29 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые – 9 учеников (31 %),
с патологией зрения – 13 учеников (45 %); II группу здоровья имеют – 16 учеников
(55 %); III группу здоровья имеют – 4 ученика (14 %).
2) учащиеся 10 класса:
1) при обучении в 5 классе из 11 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые было – 8 учеников (73 %), с патологией зрения – 1 ученик (9 %), II группу здоровья имел – 1 ученик (9 %); III группу здоровья имели – 2 ученика (18 %).
2) в 10 классе из 11 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые – 2 ученика (18 %),
с патологией зрения – 6 учеников (55 %); II группу здоровья имеют – 6 учеников (55 %);
III группу здоровья имеют – 2 ученика (18 %); IV группу здоровья имеет – 1 ученик (9 %).
3) учащиеся 11 класса:
1) при обучении в 5 классе из 7 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые было – 5 учеников (71 %), с патологией зрения – 1 ученик (14 %), II группу здоровья имели – 2 ученика (29 %); III группу здоровья имели – 0 учеников (0 %).
2) в 11 классе из 7 учащихся с I группой здоровья, то есть здоровые – 0 учеников (0 %),
с патологией зрения – 4 ученика (57 %); II группу здоровья имеют – 71 учеников ( %);
III группу здоровья имеют – 2 ученика (29 %).
3. Влияние электромагнитного излучения малой интенсивности на здоровье учащихся.
Ученые доказали, что проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности на работе нервной системы. Механизм этого процесса прост. Поля нарушают проницаемость клеточных мембран для ионов кальция. В результате нервная система начинает неправильно функционировать. Проводилось множество экспериментов на собаках, когда они под воздействием электромагнитного излучения становились нервными и возбудимыми. Человеческий организм откликается абсолютно так же. Германские медики продемонстрировали, что электромагнитное излучение у разных людей вызывает депрессию и наоборот взрывы в настроении. Это говорит, что отклик организма очень индивидуален.
Под действием электромагнитного поля сотового телефона происходит повышение как систолического, так и диастолического давления (в среднем на 5-10 мм рт. ст.), увеличивается число сердечных сокращений, сужается просвет кровеносных сосудов, что обусловлено активацией симпатического отдела вегетативной нервной системы. Особенно заметны эти изменения у детей, поскольку растущий организм существенно более восприимчив к излучению.
А. Определение состояния нервной и сердечно-сосудистой системы учащихся 7-11 кл.
Исходя, из полученных данных анкетирования, проведенных в 7 – 11 классах по анкете
№ 2 (приложение № 3) 1 получила показатели состояния сна, нервной и сердечно-сосудистой системы наших учащихся. Полученные результаты занесла в таблицу № 3:
ТАБЛИЦА № 3
Класс
Нарушение сна
Состояние нервной системы
Состояние сердечно-сосудистой системы
Да
нет
норма
отклонения
норма
отклонения
7 «А»
12
4
1
15
13
3
8
6
3
-
9
7
2
9
7
9
4
12
10
6
10
6
1
1
6
4
3
11
5
2
-
7
5
2
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) учащиеся 7 «А» класса:
а) нарушения сна наблюдаются у 12 учеников (75%); нет нарушений сна у 4 учеников (25 %);
б) отклонения в состоянии нервной системы имеют 15 °учеников (94 %); нормальное состояние нервной системы имеет 1 ученик (6 %);
в) отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы имеют 3 ученика (19 %); нормальное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 13 учеников (81 %).
2) учащиеся 8 класса:
а) нарушения сна наблюдаются у 6 учеников (67 %); нет нарушений сна у 3 учеников (33 %);
б) отклонения в состоянии нервной системы имеют 9 учеников (100 %);
в) отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы имеют 2 ученика (22%); нормальное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 7 учеников (78%).
3) учащиеся 9 класса:
а) нарушения сна наблюдаются у 7 учеников (44%); нет нарушений сна у 9 учеников (56 %);
б) отклонения в состоянии нервной системы имеют 12 учеников (75%); нормальное состояние нервной системы имеют 4 ученика (25%);
в) отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы имеют 6 учеников (38 %); нормальное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 10 учеников (62%).
4) учащиеся 10 класса:
а) нарушения сна наблюдаются у 6 учеников (85%); нет нарушений сна у 1 ученика (15%);
б) отклонения в состоянии нервной системы имеют 6 учеников (85%); нормальное состояние нервной системы имеет 1 ученик (15%);
в) отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы имеют 3 ученика (43%); нормальное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 4 ученика (57 %).
5) учащиеся 11 класса:
а) нарушения сна наблюдаются у 5 учеников (71%); нет нарушений сна у 2 учеников (29 %);
б) отклонения в состоянии нервной системы имеют 7 учеников (100 %);
в) отклонения в состоянии сердечнососудистой системы имеют 2 ученика (29 %); нормальное состояние сердечнососудистой системы имеют 5 учеников (71%).
Б. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы
учащихся с помощью пробы Маринэ.
С помощью автоматического тонометра (электронный измеритель артериального давления) измерялась величина артериального давления и частота пульса учащихся в состоянии покоя. Затем ученик выполнял 20 низких приседаний, так, чтобы ноги должны быть на ширине плеч, руки вытянуты вперед в течение 30 с. После нагрузки и вплоть до полного восстановления пульса и артериального давления измерялись эти показатели.
_________________________________________
1См.: И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006, с. 26 – 29.
По результатам исследования определила, насколько участился пульс по сравнению с исходным. Затем определила изменение систолического (верхнее) и диастолического (нижнее) артериального давления по сравнению с исходным (в мм рт. ст.). Результаты исследования занесла в таблицу № 4.
ТАБЛИЦА № 4
Учащиеся 7 класса
№
Ф.И.
ученика
Разность изменения показателей по сравнению
с исходным
Результат
пульс
(%)
систолическое
давление
мм рт. ст.
диастолическое
давление
мм рт. ст.
1
Алиев О.
42
31
6
удовлетворительно
2
Анащенко В.
30
28
8
удовлетворительно
3
Анищенко А.
80
50
15
неудовлетворительно
4
Белковская И.
85
55
13
неудовлетворительно
5
Беспалова А.
45
30
10
удовлетворительно
6
Богданов Н.
35
27
6
удовлетворительно
7
Бубнов И.
82
45
18
неудовлетворительно
8
Восканян В.
42
35
5
удовлетворительно
9
Глазова М.
42
38
10
удовлетворительно
10
Герасимов Е.
35
20
4
удовлетворительно
11
Дубинина А.
34
26
8
удовлетворительно
12
Жарский Е.
55
39
10
удовлетворительно
13
Захаров Н.
31
25
7
удовлетворительно
14
Злобин С.
85
52
15
неудовлетворительно
15
Кучеренко И.
44
32
10
удовлетворительно
16
Кашин Д.
29
25
6
удовлетворительно
17
Клишкова А.
78
44
14
неудовлетворительно
18
Кузема Е.
33
25
5
удовлетворительно
19
Кучеров А.
87
55
16
неудовлетворительно
20
Крецу А.
41
35
8
удовлетворительно
21
Любарец К.
30
24
4
удовлетворительно
22
Мишукова К.
41
30
9
удовлетворительно
23
Петухов А.
20
10
0
удовлетворительно
24
Певцов Д.
37
26
6
удовлетворительно
25
Сахарова И.
81
49
14
неудовлетворительно
26
Савельева М.
62
39
10
удовлетворительно
27
Томилина А.
40
36
8
удовлетворительно
28
Утембетова П.
32
25
6
удовлетворительно
29
Филиппов В.
45
31
10
удовлетворительно
30
Хохлачев В.
87
52
18
неудовлетворительно
31
Чуваева А.
65
35
9
удовлетворительно
учащиеся 8 класса
1
Акиньшина М.
81
45
14
неудовлетворительно
2
Балакирев К.
44
38
10
удовлетворительно
3
Белковская Е.
51
46
5
удовлетворительно
4
Булах И.
83
50
11
неудовлетворительно
5
Джалогония Р.
49
40
10
удовлетворительно
6
Евдачева Н.
85
56
14
неудовлетворительно
7
Иванов В.
54
47
10
удовлетворительно
8
Кабыткин В.
41
38
8
удовлетворительно
9
Кучинская О.
48
40
10
удовлетворительно
10
Мемей С.
32
28
6
удовлетворительно
11
Морохова С.
79
50
15
неудовлетворительно
12
Муравьева Д.
50
41
10
удовлетворительно
13
Темерёва С.
46
38
9
удовлетворительно
14
Завгороднев А.
30
22
5
удовлетворительно
15
Хохлачев К.
78
49
12
неудовлетворительно
Затем провела оценку состояния сердечно-сосудистой системы учащихся1. У здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее (удовлетворительное) при учащении пульса не более, чем на 50 – 75 % и как неудовлетворительное – при учащении пульса более, чем на 75 %. После проведения пробы при здоровой реакции на физическую нагрузку систолическое артериальное давление возрастает на 25 – 40 мм рт. ст., а диастолическое остается на прежнем уровне или незначительно снижается на 5 – 10 мм рт. ст.
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы
(приложение № 4):
учащиеся 7 класса:
1) хорошее состояние сердечно-сосудистой системы имеют 23 ученика (74 %);
2) неудовлетворительное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 8 учеников
(26 %).
учащиеся 8 класса:
1) хорошее состояние сердечно-сосудистой системы имеют 10 учеников (67 %);
2) неудовлетворительное состояние сердечно-сосудистой системы имеют 5 учеников
(33 %).
В. Самооценка учащимися уровня своего здоровья по результатам анализа
объективных и субъективных показателей.
Для определения уровня здоровья учащихся были проведены следующие практические работы2 в 9 – 11 классах:
1. Определение функциональной жизнедеятельности организма по состоянию кожных покровов и их образований:
а) рассмотрите кожу и оцените ее состояние:
упругая, эластичная, розового цвета: + 1 балл;
красная, имеет сальный вид или сухая, шероховатая. На коже часто появляются покраснения, сыпь, прыщики: – 1 балл.
б) рассмотрите ногти.
Здоровые ногти имеют выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску. Оцените их состояние (+ 1 балл или – 1 балл).
в) рассмотрите волосы. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск и украшают человека. Оцените их состояние:
мягкие, эластичные, с естественным блеском: + 1 балл;
ломкие, жесткие; наблюдается сечение и выпадение волос: – 1 балл.
Выпадение волос и ломкость ногтей – это звонок при сбоях в работе щитовидной железы.
2. Оцените свое самочувствия:
вы бодры, у вас много сил и вы деятельны в течение всего дня: + 1 балл;
вы испытываете в течение дня усталость, у вас выраженная слабость: – 1 балл.
3. Определите работоспособность организма:
а) умственная работоспособность. Если:
при выполнении домашнего задания вы легко можете сосредоточиться, не отвлекаетесь на посторонние раздражители: + 1 балл;
если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями: – 1 балл;
б) физическая работоспособность.
Для этого в среднем темпе и без остановки учащиеся поднимались по школьным
лестницам (что соответствовало подъему на 5 этаж типового жилого дома): отсутствие одышки: + 1 балл; одышка, - 1 балл.
______________________________________
№См.: Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. Практикум. Экология человека. М.: Владос, 2005, с. 57 – 58.
2См.: Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. М.: Вентана-Граф, 2006, с. 60 – 61.
4. Оценка сна.
Если сразу, после того как вы легли спать:
наступает сон, крепкий, дающий на следующий день ощущение бодрости: + 1 балл;
длительное засыпание, раннее пробуждение или пробуждение среди ночи: – 1 балл.
5. Оценка настроения:
если вы жизнерадостны, увлечены какой-то деятельностью, в любой жизненной
ситуации надеетесь на лучшее: + 1 балл;
если часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях: – 1 балла.
6. Оценка иммунитета:
если вы болеете редко, переносите заболевание без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий:
+ 1 балл;
если болеете два раза в год и более, подвержены простудным заболеваниям, а процесс выздоровления длительный: – 1 балл.
7. Оценка адаптивных возможностей:
если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, ваш организм быстро и легко приспосабливается к изменениям условий окружающей среды: + 1 балл;
если при изменении погоды, вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, плохо переносите поездки хотя бы в одном виде транспорта: – 1 балл.
Результаты практической работы обработала и занесла в таблицы (приложение № 5).
Оценка полученных показателей:
сумма от + 8 до + 10 показывает высокий уровень здоровья;
сумма от + 4 до + 7 показывает средний уровень здоровья;
сумма менее + 4 показывает низкий уровень здоровья.
Определяем долю детей в классе с высоким, средним и низким уровнями здоровья (приложение № 5).
Уровень здоровья учащихся
Доля учащихся по уровню здоровья
9 класс
10 класс
11 класс
Высокий уровень здоровья
19 %
-
29 %
Средний уровень здоровья
56 %
75 %
29 %
Низкий уровень здоровья
25 %
25 %
42 %
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
- в 9 классе высокий уровень здоровья имеют лишь 3 ученика: один мальчик и две девочки; средний уровень здоровья имеют 9 учеников: 5 девочек и 4 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика;
- в 10 классе высокий уровень здоровья нет ни одного ученика; средний уровень здоровья имеют 6 учеников: 4 девочки и 2 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 2 ученика:
2 девочки;
- в 11 классе высокий уровень здоровья имеет лишь 2 ученика: 1 девушка и 1 юноша; средний уровень здоровья имеют 2 ученика: 1 девушка и 1 юноша; низкий уровень здоровья имеют 3 ученика: 3 девушки.
Следовательно, из 31 учащегося 9 –11 классов высокий уровень здоровья имеют 5 учеников; средний уровень здоровья 17 учащихся, а низкий уровень здоровья у 9 учеников.
4) Общие выводы проведенных исследований.
I. По результатам пользования учащимися сотовой связью выявила:
все опрошенные 184 ученика пользуются сотовой связью;
возраст, с которого учащиеся стали пользоваться сотовой связью различный с 4 до 14 лет, но основная масса учащихся стали пользователями с 7 лет (33,5 %);
у 88 учеников телефон днем находиться на теле, что вызывает термический эффект, так как электромагнитная энергия поглощается телом ребенка и, преобразуясь в тепловую, разогревает отдельные органы, что может привести к нарушениям в функционировании организма (разрушение белков в клетках и в последствии клетки могут превращаться в раковые);
89 учеников и ночью не расстаются с мобильным телефоном (под подушкой или рядом с кроватью), который даже в неактивном состоянии, если лежит рядом с кроватью, то своим излучением негативно действует на нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна;
беспроводной гарнитурой пользуются 41 человек, то есть вместо одного источника излучения у них имеется сразу два;
при покупке телефона будут узнавать значение уровня его излучения лишь 19 учеников.
II. При изучении влияния сотовой связи на зрение учащихся установила:
в 6-ом классе количество учащихся с патологией зрения увеличилось с 4 человек
в 1-ом классе до 13 человек;
в 10 классе количество учащихся с патологией зрения увеличилось с 1 человека в 5-ом классе до 6 человек;
в 11 классе количество учащихся с патологией зрения увеличилось с 1 человека в 5-ом классе до 4 человек.
Следовательно, у учащихся происходит ухудшения зрения, что можно объяснить временем пользования ими сотовой связью (приложение № 6): из 47 учащихся неограниченное время пользуются телефоном 9 (19 %) учеников; более 12 часов – 11 (23 %) учеников; более 6 часов – 15 (32 %) учеников; более 3 часов – 8 (17 %) учеников; менее 3 часов используют мобильный телефон лишь 4 (9 %) ученика.
III. По результатам состояния нервной и сердечно-сосудистой системы:
из 55 учеников нарушение сна имеют 36 (65 %) учеников, при чем наибольшее количество учеников с нарушением снавыявлено в 7-ом и 8-ом классе, где учащиеся начали пользоваться сотовой связью в основном с 5 – 8 лет, а в 10 и 11 классах учащиеся стали пользователями в основном с 8 до 13 лет;
отклонения в состоянии нервной системы имеют 49 учащихся из 55 человек (89 %);
отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы из 55 учеников имеют16 человек (29 %);
IV. По результатам функционального состояния сердечно-сосудистой системы по пробе
Маринэ:
в 7 классе неудовлетворительное состояние имеют 8 учеников (26 %);
в 8 классе неудовлетворительное состояние имеют 5 учеников (33 %).
V. По результатам самооценки учащимися уровня своего здоровья:
высокий уровень здоровья имеют лишь 5 учеников (16 %) из 31 обучающегося;
средний уровень здоровья имеют лишь 17 учеников (55 %) из 31 обучающегося;
низкий уровень здоровья имеют 9 учеников (29 %) из 31 обучающегося.
Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что не все показатели здоровья учащихся соответствуют норме, то есть здоровому образу жизни.
Особенно отклоняются от нормы те, показатели, на которые дети обладают большей восприимчивость при действии на них электромагнитных излучений, которые возникают при пользовании ими мобильных телефонов.
III. Заключение
Рекомендации по соблюдению мер безопасности при пользовании учащимися
сотовой связью.
I. Ознакомить с полученными результатами исследований:
учащихся 1 – 11 классов и их родителей;
педагогов школы.
II. Для нормального роста и развития организма, учащимся необходимо соблюдать следующие правила:
не следует пользоваться сотовыми телефонами без необходимости, а если есть возможность, то следует пользоваться обычными проводными телефонами;
при покупке телефона необходимо узнавать SAR (уровень излучения телефона) интересующих моделей и приобретать телефон, значение SAR которого будет наименьшим, так как у одного и того же производителя значение SAR для разных моделей может различаться в 2 – 3 раза, соответственно и возможный вред от разных телефонов будет больше (или меньше) в 2 – 3 раза;
когда Вы не пользуетесь сотовым телефоном, держать его нужно подальше от тела, например в сумке;
необходимо выключать сотовый телефон на ночь, если Вы для пробуждения используете будильник телефона, почитайте инструкцию на телефон - будильники очень многих современных телефонов срабатывают и при выключенном телефоне;
прикладывайте трубку только после соединения с абонентом, этот способ защиты поможет Вам уменьшить вредное воздействие электромагнитных полей на Ваш мозг.
III. Чтобы избежать негативного воздействия мобильного телефона на организм ребенка родителям и педагогам необходимо:
объяснять детям необходимость соблюдения особых правил пользования мобильными телефонами, которые являются источником электромагнитного излучения;
ограничивать время пользования детьми сотовой связью;
не разрешать пользоваться сотовым телефоном детям, страдающим нервными заболеваниями, снижением умственной и физической активности, расстройствами памяти и сна;
не разрешать использовать при разговорах по телефону беспроводную гарнитуру;
контролировать выключение мобильного телефона на ночь;
приучить ребенка, чтобы свой мобильный телефон он всегда держал подальше от тела, от своего рабочего и спального места;
читайте информацию об электромагнитных полях как можно чаще и давайте детям рекомендации, которые помогут им защитить себя, то есть своё здоровье.
Накопленный опыт и многочисленные исследования ученых в разных странах показывают, что за удобства, приносимые научно-техническим прогрессом, приходится расплачиваться здоровьем и не только пользователю сотового телефона, но и людям, находящимся в непосредственной близости от него. И, как бы ни упирались производители такого рода устройств и специалисты по продвижению их на рынок, скоро придется писать на упаковках, и в первую очередь, для сотовых телефонов «Опасен для вашего здоровья».
Поэтому только при соблюдении правил безопасного пользования сотовой связью дети, пользующиеся, мобильными телефонами смогут сохранить и укрепить свое здоровье.
IV. Литература
1. В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева. Биология, экология, здоровый образ жизни.
Волгоград. Издательство Учитель, 2001
2. М.В. Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. 10 – 11 классы.
Волгоград: Учитель, 2008
3. Л. И. Губарева, О. М. Мизирева, Т. М. Чурилова. Практикум. Экология человека.
М.: Владос, 2005
4 С. В. Дендебер, О. В Ключникова, Т. В. Иванникова и др. Электив - 9 : «Физика, Химия,
Биология». М.: ООО 5 за знания, 2005
5. Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Формирование здорового образа
жизни подростков на уроках биологшии. М.: Вентана - Граф, 2006
6. О. Е. Аверчинкова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. М.: Айрис Пресс, 2007
7. М. З. Фёдорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека – культура здоровья.
М.: Вентана - Граф, 2004
8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин, Экология человека. Избранные лекции. М., 1994
9. Окружающая среда и здоровье человека. – М., 1979 г
10. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: Академия,
2007
11. Т.И. Алексеева. Географическая среда и биология человека. М.: 1977
12. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в
образовательно-воспитательном процессе. М.: Илекса, Народное образование;
Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
13. И.П. Гурский. Элементарная физика. М.: Наука, 1973
14. Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. Основы индивидуального здоровья человека.
М.: «Владос», 2000
15. Колтун Марк Мир физики. М.: Детская литература, 1987
16. С.М. Громбах. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков.
М., 1981 г.
Сайты всемирной сети Internet
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
АНКЕТА № 1
Мой «сотовый друг».
Ф.И. _________________________ Класс __________________
Если у тебя мобильный телефон?
Какая модель твоего телефона?
В каком возрасте у тебя появился мобильный телефон?
Когда ты не пользуешься телефоном, где он у тебя находиться:
а) днем _____________ б) ночью _______________
Пользуешься ли ты при разговорах беспроводной гарнитурой?
Выключаешь ты свой мобильный телефон на ночь?
Как ты пользуешься своим мобильным телефоном в течение дня:
а) неограниченное время; б) более 12-ти часов; в) более 6-ти часов; г) более 3 часов; д) менее 3-х часов.
Если у тебя есть возможность купить себе новый телефон, то на какие качества нового телефона ты обязательно обратишь своё внимание?
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Приложение № 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ,
НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 5 «А» КЛАССА
Ф.И
Вопросы
1
2
3
4
5
6
7
8
Восканян М.
да
Samsung.
8 лет
а) на столе
б) стол
да
нет
г)
Сенсор, интернет
Голярная С.
да
Sony-ericsson.
7 лет
а) дома
б) на столе
нет
нет
б)
Громкость, интернет,
Bluetooth, наушники
Козлова Д.
да
Alcatel1588
6 лет
а) в портфеле б) под подушкой
да
да
д)
Звук, Bluetooth, флешка, интернет, Wi-Fi, качество камеры.
Кирьянов В.
да
Nokia 2080
7 лет
а) в кармане
б) под кроватью
нет
нет
д)
Сенсор, громкость, Bluetooth, белый цвет, флешка, Wi-Fi.
Кирьянов Д.
да
Nokia 2080
7 лет
а) в сумке б) стол
нет
нет
д)
Bluetooth, сенсор, игры, Wi-Fi.
Нефедов А.
да
Sony-ericsson с902
5 лет
а) в кармане
б) стол
нет
нет
д)
Звук, камера, сенсор, флешка, Wi-Fi.
Новикова Ю.
да
Samsung
6 лет
а) в сумке
б) под подушкой
нет
нет
в)
Сенсор, стилус, флешка.
Павлова Е.
да
Alcatel
6 лет
а) в кармане
б) в столе
да
нет
д)
Bluetooth, интернет, флешка, Wi-Fi, сенсор.
Покидова М.
да
Nokia E71
5 лет
а) в кармане
б) под подушкой.
нет
нет
г)
Сенсор, громкость, игры,
Bluetooth, белого цвета
Степанов Д.
да
Apple iPhone.
9 лет
а) в кармане
б) около дивана
нет
да
г)
Сенсор, интернет, Wi-fi.
Сайб С.
да
Nokia
5 лет
а) в кармане
б) рядом
нет
нет
б)
Громкость, Bluetooth, карта памяти 20гб
Турлак К.
да
Samsung
S3370
6 лет
а) в сумке
б) около кровати
нет
нет
в)
Громкость, сенсор,USB,флешка.
Хопунов И.
да
Nokia
5 лет
а) в кармане
б) под подушкой
нет
нет
д)
Bluetooth, Наушники, Usb, громкий, флешка, Wi-Fi
Цыганкова Д
да
Nokia
5 лет
а) в кармане
б) стол
нет
нет
б)
Сенсор, объемная память.
Яцко К.
да
Samsung
6 лет
а) в кармане
б) на столе
нет
нет
б)
Звук, дисплей, память.
Приложение № 3
АНКЕТА № 2
Ф.И. _________________________ Класс __________________
Дорогие ребята! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть «Да» или «Нет».
1. Бывают ли у Вас головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки)? «Да». «Нет».
2. Бывает ли у Вас слезливость глаз? «Да». «Нет».
3. Бывает ли слабость, утомляемость после учебных занятий в школе и дома? «Да». «Нет».
4. Бывают ли у Вас нарушения сна (плохое засыпание, чуткий сон, трудное вставание утром)?
«Да». «Нет».
5. Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен на коже? «Да». «Нет».
6. Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела? «Да». «Нет».
7. Бывают ли у Вас обмороки? «Да». «Нет».
8. Бывают ли у вас боли, неприятные ощущения в сердце, сердцебиения? «Да». «Нет».
9. Отмечалось ли когда у Вас повышение давления? «Да». «Нет». 10. Отмечалось ли когда у Вас понижение давления? «Да». «Нет».
Оценка полученных показателей:
если в вопросах № 1 - № 7 у учащихся есть хотя бы два ответа «ДА», то, следовательно, у них есть отклонения в работе нервной системы;
если на все вопросы № 1 - № 7 учащиеся ответили «НЕТ», следовательно, у них нет отклонений в работе нервной системы;
если в вопросах № 8 - № 10 у учащихся есть хотя бы два ответа «ДА», то, следовательно, у них есть отклонения в работе сердечно-сосудистой системы;
если на все вопросы № 8 - № 10 учащиеся ответили «НЕТ», следовательно, у них нет отклонений в работе сердечно-сосудистой системы.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
НА ПРИМЕРЕ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Ф.И
Вопросы
Оценка результатов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Андрущик А.
да
да
да
нет
да
да
да
да
да
нет
отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
системах
Алиев О.
нет
нет
да
да
да
да
нет
да
нет
да
отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
Бородич И.
да
нет
да
да
да
да
да
да
да
да
отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
Восканян М.
да
нет
да
нет
нет
да
да
нет
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Исайкина Ж.
нет
нет
да
да
нет
да
нет
нет
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Мерзлякова А.
да
нет
да
да
нет
да
да
да
нет
да
отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
Медведев Р.
нет
нет
да
да
нет
да
нет
да
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Нуждина П.
нет
нет
да
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Смирнова А.
да
нет
да
нет
нет
да
нет
да
нет
да
Отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
Сахаров А.
нет
нет
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
отклонений нет
Савельев И.
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
да
нет
нет
отклонений нет
Семенов М.
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
да
нет
нет
отклонений нет
Тупикин И.
да
нет
нет
нет
нет
нет
нет
да
нет
нет
отклонений нет
Титова А.
нет
да
да
нет
нет
да
нет
нет
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Хабибуллина А.
да
нет
да
нет
нет
нет
да
да
нет
нет
отклонения в работе нервной системы
Чернова Е.
да
нет
да
да
нет
да
да
да
да
да
отклонения в работе нервной и сердечно-сосудистой
систем
Приложение № 4
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся 7 и 8 классов.
Приложение № 5
Самооценка учащимися уровня своего здоровья
учащиеся 9 класса
Ф.И.
БАЛЛЫ
состояние
Само-чувств.
Рабосп:
умств/
Физич.
сон
Настро-
ение
Сост.
имму-
нитета
Адапт.
возм.
Итог
кожа
ногти
волосы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Андрущик А.
+1
+1
+1
-1
+1/+1
+1
-1
+1
+1
6
Алиев О.
+1
+1
+1
+1
+1/+1
-1
-1
-1
+1
4
Бородич И.
+1
+1
+1
-1
+1/-1
+1
-1
+1
+1
4
Восканян М.
+1
+1
+1
+1
+1/-1
-1
+1
-1
+1
4
Исайкина Ж.
-1
+1
+1
+1
+1/+1
+1
+1
+1
-1
7
Мерзлякова А
+1
+1
+1
-1
+1/-1
+1
+1
-1
+1
4
Медведев Р.
+1
+1
+1
+1
+1/+1
+1
-1
-1
+1
6
Нуждина П.
+1
+1
+1
+1
+1/+1
+1
+1
+1
+1
10
Смирнова А.
+1
+1
-1
-1
-1/+1
+1
+1
-1
+1
2
Сахаров А.
+1
+1
+1
+1
-1/-1
-1
+1
+1
+1
4
Савельев И.
+1
+1
+1
-1
-1/+1
-1
-1
+1
+1
2
Семенов М.
+1
+1
+1
-1
+1/-1
+1
-1
-1
+1
2
Тупикин И.
+1
+1
+1
+1
-1/+1
+1
+1
+1
+1
8
Титова А.
+1
+1
+1
+1
-1/+1
-1
+1
-1
+1
4
Хабибуллина
+1
+1
+1
-1
+1/+1
+1
+1
+1
+1
8
Чернова Е.
+1
-1
-1
-1
-1/-1
-1
+1
+1
+1
-2
учащиеся 10 класса
Ф.И.
БАЛЛЫ
состояние
Само-
чувствие
Рабосп.
умств/
физич.
сон
Настро-
ение
Сост.
имму-
нитета
Адапти-
вные
возмо-
жности
Итог
кожа
ногти
волосы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Будкова М.
+1
+1
-1
+1
+1/+1
+1
-1
-1
+1
4
Брязкало О.
+1
+1
+1
-1
+1/+1
-1
+1
-1
+1
4
Гуцу К.
+1
+1
-1
-1
+1/+1
-1
-1
-1
+1
0
Демидкова Е.
+1
+1
-1
+1
+1/+1
+1
-1
+1
+1
6
Жуков В.
+1
+1
+1
+1
+1/+1
-1
-1
-1
+1
4
Мищишина И
+1
+1
-1
+1
+1/+1
+1
-1
-1
+1
4
Муравская М.
+1
+1
-1
+1
+1/+1
-1
+1
-1
-1
2
Селимов Ш.
+1
+1
-1
+1
+1/+1
+1
-1
-1
+1
4
учащиеся 11 класса
Ф.И.
БАЛЛЫ
состояние
Само-
чувствие
Рабосп.
умств/
физич.
сон
Настро-
ение
Сост.
имму-нитета
Адапти-
вные
возмо-
жности
Итог
кожа
ногти
волосы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Ангели Е.
-1
+1
+1
+1
-1/+1
-1
+1
+1
-1
2
Лазарева М.
+1
+1
-1
+1
-1/+1
-1
+1
-1
+1
2
Маер Е
+1
+1
+1
+1
-1/+1
-1
+1
+1
+1
6
Попов А.
+1
+1
+1
-1
+1/+1
+1
+1
+1
+1
8
Черникова А
+1
+1
+1
-1
+1/-1
-1
-1
+1
+1
2
Мисакян Д.
-1
+1
-1
+1
+1/+1
-1
+1
+1
+1
4
Конюхова Л.
+1
+1
+1
+1
+1/+1
-1
+1
+1
+1
8
Приложение № 6
Сколько времени учащиеся пользуются сотовой связью в течение дня?
6 класс
Ф.И. ученика
Неограниченное
время
Более 12
часов
Более 6
часов
Более 3
часов
Менее 3
часов
Алябьев В.
+
Алябьев О.
+
Белковский И.
+
Вешкин Д.
+
Восканян В.
+
Галан А.
+
Галкина Е.
+
Гулиев О.
+
Дронова А.
+
Ефимов А.
+
Жданова П.
+
Кирдяпкин Д.
+
Кайдаш Ф.
+
Корнев К.
+
Копнева В.
+
Лешкевич В.
+
Лешкевич Н.
+
Лосякова Е.
+
Михеева Е.
+
Пономарев Е.
+
Попович А.
+
Попович Я.
+
+
Пронина А.
Сафонов Д.
+
Стручков А.
+
Соболев П.
+
Тарасов Ф.
+
Шевченко А.
+
Чумаков М.
+
Всего
6 (21 %)
6 (21 %)
11 (37 %)
4 (14 %)
2 (7 %)
учащиеся 10 класса
Брязкало О.
+
Будкова М.
+
Бураншин И.
+
Голярная О.
+
Гуцу К.
+
Демидкова Е.
+
Жуков В.
+
Мишищина И.
+
Муравская М.
+
Селимов Ш.
+
Трофименко В.
+
Всего
1 (10 %)
3 (27 %)
3 (27 %)
2 (18 %)
2 (18 %)
учащиеся 11 класса
Ангели Е.
+
Конюхова Л.
+
Лазарева М.
+
Маер Е.
+
Мисакян Д.
+
Попов А.
+
+
Черникова А.
Всего
2 (29 %)
2 (29 %)
1 (13 %)
2 (29 %)
-
13PAGE 15
13PAGE 142515
МОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ
Автор: Хабибулина Альбина,
Ученица 9 класса
Руководитель: Лебедева Л.Л.,
учитель биологии
2010 – 2011 гг.
Root Entry