Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «У меня зазвонил телефон»
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Тема: «У меня зазвонил телефон»
Цель: Сравнивать предметы по весу.
Задачи: Учить детей различать понятия: легкий – тяжелый. Сравнивать предметы по весу. Закреплять навык построения геометрических фигур из счетных палочек.
Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр; учить выделять в задаче условия, вопрос, решение и ответ.
Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 их двух меньших чисел.
Развивать смекалку, зрительную память, сообразительность.
Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, умение понимать и выполнять самостоятельно учебную задачу.
Материал: раздаточный: предметы из металла(гайки, болтики, шарики), перышки или вата на каждого ребенка, цифры, счетные палочки, листочки в клетку, простые карандаши; демонстрационный материал: ребус, цифры, телефон, звездочки цветные на каждого ребенка для рефлексии.
Словарная работа: тяжелый, лёгкий, масса, металлический, легче, тяжелее, круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал, задача.
Ход занятия:
Круг «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся»
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие по математике, на котором мы будем учиться считать, решать, сравнивать./Звонит телефон, помогает пом.воспитателя/
Воспитатель обыгрывает с телефоном, передаёт просьбу от слона. Слон просит ему помочь, выполнить одно задание.
Слон и обезьянка решили построить воздушный шар, для того, чтобы облететь мир и посмотреть другие места. Решили испытать свои воздушные шары, полететь над лесом. Влезли слоненок и обезьянка в свои корзинки, обрубил веревку, а шар у слона не взлетает. Наверное, произошла поломка воздушного шара? Ребята как вы думаете почему? Почему шар не взлетает?
В результате обсуждения дети приходят к выводу, что дело не в поломках- слон прежде чем полететь на воздушном шаре, он его испытать должен был. И тогда все было бы хорошо. Дело в том, что слон, тяжелый, а обезьянка легкая, поэтому шар у слона не мог взлететь.
Воспитатель: Как помочь путешественникам?
Дети предлагают построить новый воздушный шар, специально для слона и обезьянки.
Воспитатель: Какой воздушный шар должна построить обезьянка? А слон? Что должны учесть обезьянка и слон? /большой воздушный шар для слона, потому что слон большой и тяжелый, а маленький воздушный шар для обезьянки, потому что она небольшая и легкая/
При расчетах нужно учесть массу слона, корзинка должна быть большой, что бы слон поместился в корзинку и шар смог поднять его в воздух.
Воспитатель: давайте, ребята попробуем с вами тоже измерить некоторые материалы. /На столах у детей лежат предметы: металлические предметы и легкие пушинки, вата, перья/
Воспитатель просит взять их в ладошки.
Воспитатель: Что лежит на левой руке, а на правой? (На левой ладошке лежит вата, а на правой – металлическая гайка)
Воспитатель: Что легче? Что тяжелее? (Вата легче, а металлический предмет тяжелее)
Воспитатель: Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? (Вата улетела)
Воспитатель: А теперь подуйте на металлические предметы. Легко ли с ними справиться? (Гайки не двигаются с места)
Воспитатель: Почему? (Гайки тяжелые, металлические. Значит, металл тяжелее ваты, а вата легче металла)
Задание: построить воздушный шар из счетных палочек.
Воспитатель: Мы помогли нашим сказочным героям. А теперь давайте продолжим наше занятие. /Звонит телефон. Кто говорит? Крокодил, со слезами просил/. Ребята, у крокодила небольшие проблемы. Он не может выполнить математический диктант, и просит нас ему помочь. Поможем ему?
Воспитатель. Тогда садитесь красиво, ножки ставим вместе, спинка прямая. Давайте поможем крокодилу и выполним «Математический диктант».
1 клетка вправо 3 клетки наискосок вниз влево
2 клетки вниз 6 клеток влево
3 клетки вправо 3 клетки наискосок вверх влево
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 2 клетки вверх
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 4 клетки вверх
Воспитатель. Что у вас получилось? /Дети. Корабль/
Воспитатель. Молодцы! Вот и готов волшебный корабль для крокодила. Вы оказались умелыми строителями. А мы можем заняться нашим занятием. А для начала, давайте немного разомнемся.
Физминутка «Снежинка»
Снежинки в руки вы возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите,
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки опустите,
И опять на них взгляните.
Снежинка вправо,
Снежинка влево.
"Нарисуйте” круг умело.
Снежинка близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок
Воспитатель:/звонит телефон/ Кто говорит? Зайчатки. Что у вас случилось?/
Воспитатель: ребята, позвонили, зайчата. Пошли зайцы, подарки покупать, не могут деньги сосчитать. Необходимо сделать покупку на 10 тенге, а как это сделать, просят нас. Поможем им?
Возьмите по цифре, что у вас на столе, найдите себе пару, чтобы в сумме у вас получилось число 10.(Дети ищут себе пару, двигаются по группе)
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли зайчатам. Вот теперь мы можем заняться математикой. /звонит телефон/ Кто говорит? Что случилось?
Ребята, позвонил газели и запели и запели. Отправились газели на соревнование, задали им сложное задание. Просят нас помочь.
Решение логических задач
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола)
• Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки)
• Если веревка толще нитки, то нитка… (тоньше веревки)
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)
• Пять лисят песок копают.
три на солнце отдыхают.
Два купаются в золе
Сколько всех, скажите мне. (10)
• Пять индюков купили сапоги
Сосчитать их помоги. (10)
• На дереве сидят четыре птицы.
Два воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)
• Под елочкой росло 2 мухомора и 2 груздя. Сколько всего съедобных грибов росло под елочкой?
• Если к этому числу прибавить 1, то получится 10.
• Я задумала число больше 5, но меньше 7. Какое число я задумала?
Воспитатель. Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Теперь мы можем начать заниматься математикой./звонит телефон/
Воспитатель: Кто говорит? Что случилось? Ребята, позвонил медведь, да как начал медведь реветь. Погодите медведь не ревите, а лучше все объясните.
Мишка строит дом большой, но не может рассчитать, геометрические фигуры показать. Поможем мишке?
Игра-задание: на листе бумаги изобразить геометрической фигурой предметы. Дети, я буду называть предметы, а вы изобразите их на бумаге геометрической фигурой. Будьте внимательны.
Тарелка, дверь, крыша, грань кубика, огурец.
Воспитатель: назовите, какие геометрические фигуры у вас получились?
Дети называют: круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал.
Воспитатель:
- Как их можно назвать двумя словами? / Геометрические фигуры/
Воспитатель: сколько всего получилось геометрических фигур? /Всего получилось пять геометрических фигур/
Воспитатель: А как мы получи число "5"? /Мы взяли 1 - круг, 1 - прямоугольник, 1 -квадрат, 1 - треугольник, 1 – овал/
Воспитатель: молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями и помогли всем сказочным героям. Только вот мы не смогли заняться математикой?! А ведь мы с вами помогая сказочным героям, решали, считали, чертили, рисовали фигуры, т.е. занимались математикой. Вы все молодцы.
Рефлексия. У нас появились вот эти разноцветные звездочки. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» – возьмите в подарок за свою работу красную звездочку, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше – возьмите желтую звездочку.