Исследовательская работа Формы семейного устройства: плюсы и минусы


МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная
Школа №2 им. Н.А. Заболоцкого»
Формы семейного устройства: плюсы и минусы
Адрес «по прописке» - Детский дом
Исследовательская работа

Работу выполнила:
обучающаяся 10 «б» класса
Гусева Татьяна
Научный руководитель:
Учитель истории и
обществознания
Лоскутова Л.А.
Сернур
2013
Содержание:
Оглавление
Введение………………………………………………………………...стр. 3
Основная часть:
1.История возникновения первых детских домов в России……………………...стр. 4
Направленность деятельности Детских домов….……………….стр. 4-6
Пики беспризорничества в России ХХ столетия………………...стр. 6
2.Что такое дом?..........................................................................................................стр. 7-8
Практические рекомендации для знакомства с ребёнком ……...стр. 8-10
3. Формы устройства детей ,оставшихся без попечения родителей ……………стр. 11-12
Формы семейного устройства: плюсы и минусы………..............стр. 12-18
Системное сиротство………………………………………………стр. 18-19
4.Жизнь в Детском доме - катастрофа для ребёнка……………………………….стр. 20-21
«Не поддаваться!» Дети из детского дома………………………..стр.
Социальная адаптация выпускников детских домов…………….стр.
5. Закон Димы Яковлева – санкции против США………………………………..стр.
Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ………...стр.
Американская трагедия……………………………………………стр.
6. Детские учреждения в Марий Эл…………………………………..................стр.
Статистика появления Детских домов……………………………стр.
Статистика Сернурского района………………………………….стр.
Социологический опрос…………………………………………..стр.
7.Используемая литература………………………………………………………стр.
8.Заключение……………………………………………………………………...стр.
Введение
В преамбуле Конвенции о правах ребенка особый акцент делается на семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия детей: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Какие замечательные слова «счастье», «любовь»! Но частенько на улице или в подворотне можно увидеть детей-беспризорников или сирот. И хотя внешне они мало чем отличаются от своих сверстников, но они лишены возможности «...расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Поэтому, когда передо мной встал вопрос о выборе темы исследовательской работы, я сразу определила ее для себя. Мне очень захотелось узнать, что же такое жизнь вне семьи, как и чем живут дети, которых сегодня, как и много веков назад, в народе называют горьким словом «сирота», а государство в своих нормативных актах — сухо: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Цель: рассмотреть проблему сиротства, раскрыть ее суть.
Задачи:

Изучить историю появления в России Детских домов;
Рассмотреть плюсы и минусы семейного устройства детей;
Узнать что такое системное сиротство;
Попытаться понять жизнь детей в Детских домах;
Узнать где в республике Марий Эл находятся и преобладают Детские учреждения;
Выявить статистику детей-сирот в Сернурском районе;
Сделать выводы по этой проблеме.
Гипотеза: Кто они, воспитанники детских домов, — «отрезанный ломоть» или полноправные граждане нашей страны, права которых надежно защищены государством и обществом?
1.История возникновения первых детских домов в России
Детский дом - страшное и неприятное для слуха словосочетание, которое произносится в нашем современном обществе все чаще и чаще. Раньше толпы беспризорных детей ходили по улицам в поисках пищи, потому что была война или революция, которая уносила много жизней людей и при этом сохраняла жизнь детей, обреченных на голод и одиночество. А сейчас? Жизнь стала мирной, политическая ситуация регулируется странами совместно, но другие времена и другие люди: злые, обиженные, равнодушные… сейчас, я думаю, обстановку в России по проблемам детских домов знают все и хочется больше остановиться на истории создания и появления детских домов.
Впервые вопрос о создании детских домов появился около 100 лет назад, и связан он был с проблемой, которая поистине захлестнула Россию на улицах городов, появилось огромное количество беспризорников. Если точнее, то именно в 1920-х года( в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) случился пик беспризорничества.
Словесная риторика и дела большевиков по правам человека и, в частности, ребёнка заметно расходились с самого начала их правления. На беспризорников не спешили обращать внимание. Только когда М. Горький, сам испытавший уличную жизнь, обратился в правительство с письмом о необходимости учреждения срочной государственной заботы о беспризорных детях, недопустимости оставления их на произвол судьбы, последовавшим вскоре Постановлением ВЧК были созданы первые специализированные учреждения для ухода и воспитания подобных детей — детские дома.
Направленность деятельности детских домов
Первое направление— превращение детского дома в своего рода колонию по содержанию несовершеннолетних преступников. Оно остаётся главенствующим и по сей день, при том, что плоды его применения не утешительны. Так, по мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова, для подавляющего большинства российских детских домов и сегодня характерна «уголовная субкультура, власть „маленьких паханов“, отсутствие у детей личных вещей, пьянство детей, равнодушие взрослых».
Второе направление — создание колоний и коммун по перевоспитанию бывших беспризорников и даже осуждённых за не тяжкие преступления на основе производительного труда, коллективной ответственности, привлечения воспитанников к соуправлению всей жизни колонии или коммуны. Характерной внешней особенностью таких сообществ было принципиальное отсутствие заборов и охраны воспитанников от побега. Характерной чертой последующей судьбы этих воспитанников — чрезвычайно малая доля рецедивов, более того, многие из выпускников впоследствии стали героями войны и труда. Любопытно, что «высшей мерой» наказания за нарушение устава коммуны было изгнание из её рядов … на улицу. И этой мерой, хотя и крайне редко, но пользовались.
Одним из первых поселений второго типа стала Болшевская коммуна под рук. чекиста М. С. Погребинского в Подмосковье, послужившая прообразом для известного на весь мир кинофильма «Путёвка в жизнь». Наиболее подробно её деятельность описана в книге Погребинский М. С. «Трудовая коммуна ОГПУ» (1928) (под ред. М.Горького). Вторая волна наплыва беспризорников на улицы городов случилась в 1930-х годах, что имело свое основание эти годы считаются самыми активными среди учиняемых репрессий массового характера. Детские дома России были переполнены вмиг осиротевшими детьми. Примерно через 15 лет, после окончания Великой Отечественной войны, проявился третий пик уличного беспризорничества. После многих лет затишья беспризорничество вновь заявило о себе уже в 1990-х годах. Наверное, излишним будет говорить о том, какие к тому были причины, так как события тех лет свежи в памяти подавляющего большинства россиян.
Сейчас количество существующих и действующих ныне детских домов давно перевалило за отметку в 900. В связи с тем, что финансирование государственных детских домов полностью лежит на государственном бюджете, которое, помимо обслуживания всем необходимым детей учитывает еще и заработную плату сотрудникам, становится очевидным, что выделяемых средств не достаточно для обеспечения детям-сиротам полноценного детства.
При всём желании воспитателей, психологов и педагогов вырастить самостоятельного, полностью адаптированного человека в стенах детского дома получается крайне редко, и этот печальный факт подтверждает статистика Генеральной прокуратуры РФ. Согласно ей, 10 % от общего числа выпускников становятся самоубийцами, еще 40% – алкоголики и наркоманы, 40% занимаются преступной деятельностью, и лишь 10 % в полной мере адаптируются к жизни вне детского дома. Именно по этой причине добровольцы из числа простых граждан становятся волонтерами, и на безвозмездной основе показывают детям своим примером, то жизнь не так сурова к ним, как они ее видят; другие – образуют патронажные семьи, предоставляя, таким образом, возможность жить жизнью обычного человека, имеющего свой дом, или же попросту усыновляют детей.
История возникновения детских домов показывает нам, что, к сожалению, число их увеличивается с каждым годом, так как в стране появляется все больше ненужных, брошенных детей. Статистика не утешительна, многие из воспитанников не могут адаптироваться к жизни, ведь детские дома не могут подарить ту ласку и любовь, что дают родители. Государство старается всячески помочь таким детям, но всё же старания не так уж и заметны, ведь дело обстоит в самих людях. Если общество само позволяет себе такую жестокость и равнодушие к своим близким, то власти ничего не смогут сделать, пока мы не научимся любить и заботиться друг о друге.
Пики беспризорничества в России ХХ столетия
В конце 1910-х, начале 1920-х годов (в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) Россия столкнулась с проблемой огромного количества беспризорных детей на улицах городов.
Второй пик беспризорничества в СССР наблюдался после Великой Отечественной войны. Он отражён в автобиографическом фильме Николая Губенко «Подранки».
Третий пик беспризорничества наблюдается в России после 1991 г по сегодняшний день.
2. Что такое дом?
Для каждого человека Дом — понятие разное. Для одних — убежище, где прячутся от чужих, для других — пристанище, где собираются близкие. Что значит дом для ребенка, у которого никогда его не было и который так хочет его обрести? Как сделать, чтобы там ему было хорошо?
Готовясь к приходу ребенка, проанализируйте: какой он Ваш дом? Что Вам в нем дорого? Чем хочется поделиться в первую очередь? Дети, в отличие от взрослых, не привязаны к материальному и быстро привыкают к любым условиям. Для них дом — прежде всего, комфортное место, где их понимают, поэтому главное дать ему понять, что здесь безопасно. Поэтому вы должны рассказать ему все о вещах, которые «живут» в доме, и подробно ответить на все его явные и неявные вопросы. Если в Вашем доме есть животные, то малыша нужно готовить заранее. Следующим этапом может стать совместная прогулка, на которой состоится знакомство. Перед ней обсудите, что делать нельзя (например, таскать за хвост, или пересчитывать зубы).
В любом доме есть свой темп, уклад, режим и правила, но их нельзя декларировать. Делать все так, как обычно делаете, позволяя ребенку наблюдать за вами. Так вы берете его с собой в увлекательнейшее путешествие под названием «это твой ДОМ». Меньше говорите — большинство маленьких детей не слышат слов, зато хорошо видят ваши действия. Осваивая вместе новые этапы, не подвергайте поступки и качества ребенка сравнению или жесткой оценке. Не должно быть негативных сравнений, выраженных формулой «ну что ты у меня за ребенок такой!» или «ну вот опять, посмотри, что наделал!». Такая позиция не дает развиваться личности и порождает самое неприятное — неуверенность в собственных силах. На детей нельзя обижаться, если они вольно или невольно причинили вам боль, надо честно сказать, что вам неприятно. И сказать так, чтобы ребенок не воспринял это как чтение морали, а действительно почувствовал, что причинил боль близкому человеку.
Ребенок, оказавшийся в новом месте, будет с радостью выполнять любое ваше поручение, если увидит, что вы довольны. При этом не ожидайте сразу многого — помните, что в жизни детей преобладает мотив игры. Дети должны играть и фантазировать, поэтому их пространство должно быть свободно от мебели и жестких правил ее расстановки. Не нужно много игрушек, их лучше периодически менять, если это позволит ребенок (иногда дети сильно привязываются к игрушкам и не хотят с ними расставаться). В своей комнате ребенок должен установить собственный порядок. Если он вас не устроит, объясните это на доступном языке и вместе измените порядок. Если хотите воспользоваться какими-то вещами из арсенала ребенка, посоветуйтесь с ним — вещь может оказаться для него значимой, даже если лежит в неподходящем, на ваш взгляд, месте. Уборку комнаты лучше производить вместе, под музыку, не затягивая процесс.
За обеденным столом у ребенка должно быть свое место — это делает его полноправным членом семьи. Очень важно, чтобы он сидел на одном уровне с остальными (для этого можно использовать диванные подушечки).
Всегда нужно помнить о том, что ребенку на самом деле очень мало надо, и если у Вас нет возможности что-то ему купить, не печальтесь. В вашем арсенале всегда должно быть самое главное, что совсем не стоит денег — ваша любовь, ваша готовность ему помочь, ваша доброта и искренность.
Практические рекомендации для знакомства с ребёнком:
Крайне желательно приходить на первое знакомство вместе, тогда у ребенка сразу закладывается ощущение что вы пара и естественно, что и дома вы вместе.
Знакомство должно состояться на территории ребенка, лучше всего не в прихожей, а в игровой т.е. в месте, где ребенок в большей степени ощущает себя на своей территории.
Обоим супругам не стоит надевать яркую, броскую одежду, женщине — не стоит делать яркий макияж. В доме ребенка весь персонал ходит в медицинских халатах, если ребенок опасается посторонних можно попросить у персонала на время встречи халат.
Хорошо, если первые встречи будут проходить в присутствии нянечки или воспитателя, которым ребенок доверяет.
Не стремитесь сразу брать ребенка на руки, это может вызвать у него беспокойство. Лучше в первый раз посидеть рядом с ним, пройтись по комнате с ним за руку, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой.
Если ребенок уклоняется от ваших рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние не препятствуйте, как известно насильно мил не будешь. Попробуйте заинтересовать его мимикой, разговором, игрой.
Ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребенка маленького возраста (до 1,5 -3 лет) обычно дети этого пугаются, лучше, если взрослый наклонится или присядет, и будет общаться с ребенком с уровня колен, так для ребенка менее страшно.
Совсем не стоит сюсюкать при разговоре с ребенком, этим вы к нему не приблизитесь, а общение приобретет нарочитый, неестественный оттенок, более старший ребенок может решить, что вы передразниваете его.
Вероятно, запах табака детям знаком, тем не менее, старайтесь не курить перед встречей. Так же не желательно пользоваться интенсивными духами и отдушками. После поездки в машине, чтобы запах выветрился можно пару минут прогуляться на воздухе.
Можно принести мягкую игрушку, одеяльце, рубашку, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребенку о вас. Не страшно если она будет не новой, еще лучше, если она будет сделана вами и будет нести теплоту ваших рук и дома, чем будет куплена по пути в магазине и нести запах фабрики. Все это могут отобрать другие дети, и ребенку и вам будет обидно, но таковы привычки детей в учреждении, вины их в том нет, все общее.
Не надо приносить продукты питания, скорее всего их ребенку не дадут или будут косо смотреть на ваше кормление. На то есть причины. Если вам кажется, что питание однообразно и недостаточно, проконсультируйтесь с диетсестрой, иначе вместо помощи ребенку вы рискуете вызвать у него расстройство желудка или диатез, каким бы качественным и полезным не казался приносимым вами продукт.
3.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Когда решение о принятии ребенка в семью окончательно созрело, будущие приемные родители сталкиваются с вопросом о том, каким образом, с точки зрения законодательства, можно осуществить их желание. Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения, регулируются рядом нормативных актов, в том числе:
Гражданский Кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве»
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которым утверждены:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.
Законодатель предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного Кодекса РФ)
Формы семейного устройства: плюсы и минусы
1.Усыновление / удочерение.
Усыновление — принятие ребенка в семью на правах кровного. Между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между биологическими родителями и детьми. Усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выплачивается:
единовременное пособие.
Плюсы:
Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Минусы:
Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей.
Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Финансовая поддержка государства:
Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка.
Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.
2.Опека и попечительство.
Опека (попечительство) — Принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Опека устанавливается — до 14 лет,
Попечительство — от 14 до 18 лет.
Опекун осуществляет свою деятельность безвозмездно.
Выплачивается:
единовременное пособие;
ежемесячная выплата денежных средств на содержание опекаемого (подопечного).
Плюсы:
Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
Минусы:
Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка.
Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
В случае смерти кровного родителя ребенка, назначается пособие по потере кормильца.
Льгота на проезд.
Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
Льгота по квартплате.
Льгота при поступлении в учебное заведение.
Льготы на санаторно-курортное лечение.
Право на бесплатное питание в школе.
Право на бесплатное посещение кружков.
3.Приемная семья.
Приемная семья – по семейному праву РФ одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами). На воспитание в П.с. передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
Плюсы:
Возможно передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обреченных жить в детском доме.
Менее жесткие требования к кандидатам — примерно такие же, как и при опеке.
Минусы:
Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
Сложнее оформить, т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт).
Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета.
Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
Финансовая поддержка государства:
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в области нормативу.
Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
4. Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня)
Наставничество - форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.
Плюсы:
Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок.
Возможно взять ребенка/детей, изъятых из неблагополучных многодетных семей или у осужденных родителей и тех, которым крайне сложно найти постоянную семью и (в ином случае) обреченных жить в детском доме.
Если наставничество предполагается как переходный этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять, принято ли верное решение.
При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.
Минусы:
Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они еще не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники».
Системное сиротство
Российская система опеки сирот и детей, оставленных без попечения родителей, сегодня строится по двум принципам: устройство детей в государственные интернаты и в замещающие семьи.
Государственные учреждения предполагают воспитание детей, дифференцированное по возрасту и состоянию здоровья: до четырех лет — в домах ребенка, после — или детских домах (основная их функция — оздоровительная) или в школах-интернатах (образовательная). В социальных приютах дети и подростки находятся временно до получения официального статуса сироты или лишенного опеки.
Семейная опека зависит от формы замещения родителей — добровольной или профессиональной. К добровольной относятся усыновление-удочерение, оформление опеки или попечительства над ребенком: такая форма предполагает безвозмездный труд новых родителей и сохранение за ребенком льгот, положенных сиротам.
Формы профессионального замещения — это создание приемных и патронатных семей. Работа таких родителей-воспитателей оплачивается государством. Приемная семья строится на основании договора о передаче ребенка на воспитание: он заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. При этом родители имеют статус опекунов, и алиментных и наследственных правоотношений между приемными родителями и детьми не возникает.
Главное отличие патроната от прочих форм устройства ребенка на домашнее воспитание — воспитатель делит ответственность за него с государством (в отличие от опекунов и усыновителей): за ребенком сохраняются все льготы, установленные для детей, оставшихся без попечения родителей, законным представителем его остается то учреждение, из которого его передали на патронат. Эта форма официально не закреплена в российском законодательстве, она действует только там, где на уровне субъектов приняты законы о патронатном воспитании и созданы уполномоченные службы (опекуном ребенка может стать только сотрудник такой службы).
4.Жизнь в детском доме — катастрофа для ребенка
Сегодня много говорят о проблеме сиротства в целом и о путях ее решения на государственном уровне, между тем сирота — это обычный ребенок, которому более всего нужна помощь конкретных родителей. И так называемая «проблема сиротства» в реальности - это проблема каждого из нас, проблема нашего будущего и будущего наших детей. В отношении сирот у многих людей возникает чувство жалости, иногда — сострадания. Между тем далеко не каждый всерьез считает, что именно от него зависит решение этой проблемы, что именно он может помочь ребенку-сироте обрести семью и найти место в жизни.
Отношение в обществе к этим детям скорее негативное, они воспринимаются как угроза. А нахождение ребенка в детском доме, напротив, воспринимается как «правильная альтернатива» жизни на улице или в неблагополучной семье. Важно понять, что жизнь в детском доме — это катастрофа для ребенка. И только Семья является самым эффективным способом решения проблемы ребенка-сироты.
А сейчас у нас, наряду с тем, что существует много законодательных преград усыновлению, еще и сами потенциальные родители не готовы брать сирот.
И решать вопрос надо в первую очередь на государственном уровне. А главное — перестать относиться к этим детям «по остаточному принципу». Мало того, что это просто не по-людски, но такое отношение готовит благоприятную почву для ухода детей в криминал.
Я выделила бы три главных направления в решении этой задачи:
1. Необходимо создать благоприятный психологический климат в обществе для усыновления детей. Сделать так, чтобы выстраивались очереди к детским домам тех, кто мечтает забрать детей в семьи. Это задача государства и СМИ. Фильмы, интервью, документальные сериалы об успешных сиротах, вселяющие надежду, как в самих выпускников детдомов, так и в усыновителей. Под девизом — «сирота — это не приговор!»
2. К сожалению, сироты будут всегда. Но нужно уйти от детских домов казарменного типа и превратить их в экологически чистую детскую территорию, если можно так выразиться. Со специально подготовленными и хорошо оплачиваемыми педагогами и специалистами, с обязательным психологическим сопровождением, социализацией, профориентацией, правовой грамотностью. Конечно, это можно сделать только в одном случае — сменив отношение к сиротам. Они не должны питаться жалостью и подачками. Они могут вырасти полноценными людьми.
3. Необходимо изменение законодательства. Нужно упростить процедуру усыновления, но не упускать из виду семью, усыновившую ребенка. Не бросать ее на произвол судьбы. Создать нормально работающие службы психологического сопровождения. (Использовать западный опыт, где ребенку подбирают семью, а не наоборот — семья выбирает себе ребенка).
«Мы не должны поддаваться!»
Дети из детского дома
Статистические данные о том, скольких россиян лишили родительских прав, часто используются для нападок на институт семьи. Напомним, что при реальной угрозе жизни и здоровью, согласно 77 статье Семейного Кодекса, органы опеки немедленно отбирают ребенка у родителей.
Разумеется, есть ситуации, при которых суд обязан разобраться и вынести трудное, но необходимое решение, действуя при этом исключительно в интересах ребенка. Но, конечно, такое решение должно приниматься вовсе не в связи с бедностью семьи и тому подобными обстоятельствами материального характера. И порочная система, при которой орган опеки на практике сам решает, когда вмешаться в жизнь семьи, сам оценивает ситуацию, сам отбирает детей, сам подает иск в суд, который практически всегда принимается судом и удовлетворяется, – должна претерпеть серьезные изменения. Потому что фактически эта система утверждает, что орган опеки наделяется правом произвольно определять судьбу семьи – особенно когда у таковой нет денег на оплату услуг хорошего юриста.
Сторонники вмешательства государства в жизнь семьи заявляют, что манипуляции с семьей необходимо осуществлять в интересах ребенка. Надо спасти ребенка «от опасности», которая угрожает ему в родной семье, и поместить его «в безопасную среду», где у него будут «лучшие условия для воспитания и развития». Однако правдивы ли эти утверждения? Действительно ли это делается «в интересах ребенка»? И в США, и в Европе проведенные исследования выявили ужасающие факты издевательств и насилия над детьми в приемных семьях и в детских домах. Подобных случаев настолько много, что трудно не то, что их перечислить, но даже полностью зафиксировать.
Анализ официальной статистики в США показывает: уровень смертности детей, находящихся в приемных семьях, в 2,17–2,5 раза превышает уровень детской смертности по населению в среднем. Ситуация в других странах обстоит не лучше. Так, по данным английского исследования, дети из приемных семей, по оценкам детских врачей, в 7–8 раз чаще подвергаются насилию, а дети на государственном обеспечении – в 6 раз чаще детей, воспитывающихся в родных семьях.
Несмотря на то, что в России подобного рода статистика еще не собрана, данных о том, что российские детские дома, куда попадают изъятые из семей дети, не менее опасны, чем американские приемные семьи, вполне достаточно. Вот лишь некоторые:
– Хабаровский край, 2010 год. Воспитатель детского дома изнасиловал 9-летнюю воспитанницу.
– Свердловская область, 2010 год. В детском доме подросток изнасиловал 9-летнего ребенка.
– Красноярский край, 2010 год. Воспитанники детского дома изнасиловали сверстника.
– Талица, 2009 год. Судом оправдан бывший директор интерната, где было изнасиловано более 30-ти воспитанников.
– Архангельск, 2007 год. Представители французской благотворительной организации два года насиловали воспитанников детского дома.
– Волгоградская область, 2007 год. Директор детского дома насиловал воспитанников.
– Алтайский край, 2006 год. За изнасилование осужден воспитатель детского дома (9 доказанных эпизодов).
Иными словами, и в США, и в России детям безопаснее находиться в родных семьях. Лишь в случае, когда проживание в семье связано с явной и серьезной угрозой со стороны родителей, изъятие ребенка может быть оправдано.
Национальная Комиссия в США пришла к выводу, что дети часто изымаются из своих родных семей «преждевременно или без необходимости», поскольку механизм федерального финансирования дает штатам «серьезный финансовый мотив» предпочитать отбирать детей, а не оказывать семьям помощь, позволяющую им продолжать жить вместе. В 85% случаях, определенных как «пренебрежение нуждами ребенка», речь, в действительности, шла о бедности семьи. Таково мнение Тревора Гранта, бывшего главы детского отдела социальных служб Нью-Йорка. Он поясняет: «Семьи разрушаются по совершенно ничтожным причинам. Если сломана мебель или в доме грязно, сотрудники соцслужб забирают ребенка. Если есть хоть малейшее сомнение, для соцработника безопаснее забрать ребенка, указав в качестве причины пренебрежение его нуждами, поскольку этот факт никогда не приходится доказывать в суде».
Ситуация в России не отличается в этом отношении от американской. Расплывчатые формулировки законов и подзаконных актов на практике оставляют любое решение на усмотрение суда, а фактически – органов опеки и попечительства.
В России внедряют действующую в США систему, которая приводит к огромному числу случаев изъятия детей без всяких оснований. Эти дети долгие годы проводят вне родной семьи, и родители не могут защитить их и свои права, несмотря на более развитую, чем российская, традицию юридической защиты прав граждан в судах.
При этом американская система «защиты детей» аналогична внедряемой в России в трех главных аспектах: а) «резиновые» формулировки законов и нормативных актов дают почти безграничные возможности для вмешательства в жизнь семьи;
б) для представителя соответствующих служб всегда предпочтительнее забрать ребенка, чем оставить в семье;
в) финансовая составляющая системы дает стимул изымать детей из дома, но не воссоединять семьи.
Многочисленные факты доказывают, что родная семья более безопасна для ребенка, чем та «безопасная среда», куда он попадает после «спасения». Добренькие «детозащитники» находят все новые аргументы в оправдание своих действий. Попав в детский дом или приемную семью, ребенок будет якобы лучше развиваться, чем в родной, «неблагополучной». Так ли это?
Ученые из Университета Миннесоты провели исследование, сравнив уровень развития детей, попавших примерно в одинаковые тяжелые ситуации и оставшихся в родных семьях, с уровнем развития детей, помещенных после этого в приемные семьи. Дети, оставшиеся в родных семьях, выигрывали в развитии даже в тех случаях, когда их семья получала минимальную государственную социальную поддержку или не получала никакой.
Исследования в других странах показывают, что у детей в приемных семьях в среднем хуже успехи в учебе, больше проблем с поведением и психопатологией.
Все это говорит о том, что и с точки зрения развития ребенка изъятие его из родной семьи наносит ему существенный ущерб.
Иными словами, в огромном количестве случаев вмешательство государства в жизнь семьи и изъятие из родного дома ребенка осуществляется вовсе не в его интересах, и это совершенно очевидно, в том числе и тем, кто это заставляет делать.
Тогда зачем внедряется подобная программа? Кому это выгодно? Только нашим врагам. Семья мешает разрушать государство. Родители не захотят добровольно превращать своих детей в послушных рабов.
Все, что сейчас происходит, осуществляется по определенному сценарию. Нас убеждают всеми неправдами в насущной необходимости совершенно абсурдных вещей. Мощное одурманивающее и запугивающее воздействие современных СМИ направлено на внушение людям тех идей, которые выгодны силам зла. Мы не должны поддаваться!
Социальная адаптация выпускников детских домов
В 1999-м году были озвучены данные Генпрокуратуры РФ, что только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. На какой выборке проводились эти исследования, к сожалению, неизвестно. Некоторые специалисты по работе с детьми-сиротами начинали собирать новую статистику жизнеустройства выпускников детдомов , чтобы выяснить, какие факторы влияли на их успешность или неудачи .
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.
Тем не менее применение нынешней, судя по плодам её применения, явно не подходящей для данного случая (детских домов) «педагогики» считается нормой и, как указано выше, расширяется ударными темпами, а систему Макаренко предпочитают называть не иначе, как «тюремной педагогикой» и кратко «проходят» в пед. вузах разве что по разделу «история педагогики.
Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём.
5. Закон Димы Яковлева – санкции против США
Вячеслав Никонов (первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам и член фракции «Единая Россия») предложил дать название документу «Закон Димы Яковлева» — в память умершего 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приёмных родителей российского сироты Димы Яковлева, данное название широко используется многими государственными СМИ. Против этой инициативы, в частности, выступила журналистка радиостанции «Эхо Москвы» Ирина Воробьёва, призвавшая журналистов не называть думскую инициативу именем ребёнка.
В связи тем что закон появился как ответ на закон Магнитского, то он стал широко называться «Антимагнитским законом» или «Закон антимагнитского».
В различных источниках этот закон также называют «Детским»(закон «Детским» называл также глава Института современного развития Игорь Юргенс). Многие противники закона о запрете и оппозиционные масс-медиа используют названия: «Антидетский закон», «Антисиротский закон», «Закон Царя Ирода», «Закон подлецов», а также «людоедский закон» .Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ
Статья 1 законопроекта перечисляет меры воздействия на определенные категории граждан США. Запрет на въезд в Российскую Федерацию может быть применен к лицам:
причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;
совершившим преступления в отношении граждан РФ, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;
наделенным государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;принявшим решения, из-за которых произошло освобождение от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан РФ;
причастным к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;
вынесшим необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;
осуществляющим необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;
принявшим необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации; Второй мерой воздействия может быть арест финансовых или иных активов граждан США, которым запрещен въезд в РФ и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
Статьей 2 устанавливается, что ведением списка граждан занимается МИД РФ. Предложения об изменении списка могут вносится в этот орган сенаторами, депутатами Госдумы, уполномоченными по правам человека, политическими партиями, общественной палатой РФ и государственными органами.
Дополнительно в статье 2 указано, что лицам из списка запрещается распоряжаться имуществом, находящимся на территории РФ, входить в состав советов директоров или иных органов управления организаций, зарегистрированных в РФ. Также приостанавливается деятельность юридических лиц, находящихся под контролем граждан из Списка.
Положения об НКО
Статья 3 законопроекта позволяет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций приостанавливать деятельность некоммерческих организаций (НКО), которые участвуют в политической деятельности на территории РФ и безвозмездно получают денежные средства или имущество граждан или организаций США или осуществляют на территории РФ деятельность, представляющую угрозу интересам РФ. Также эта статья ограничивает возможность лиц, имеющих одновременно гражданство РФ и США, состоять или руководить НКО, участвующими в политической деятельности.
19 декабря 2012 года закон был принят во втором чтении подавляющим большинством (из 450 депутатов 4 проголосовали против, 2 воздержались, а 44 не голосовало). Документ был дополнен поправками, которые:
Вводят запрет на усыновление российских сирот гражданами США и распространяющими действие закона на другие страны, вводящие санкции против граждан России по мотиву их причастности к нарушениям прав человека в РФ;
Запрещают лицам, имеющим гражданство США, быть членами и руководителями некоммерческих организаций, осуществляющих политическую деятельность на территории РФ;
Приостанавливают деятельность некоммерческих организаций, занимающихся политической деятельностью и получающих финансирование из США, или чья деятельность представляет угрозу интересам РФ
Распространяют действие закона «на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации».
PublicPost сообщило о том, что руководство фракции Единая Россия провело со своими депутатами разъяснительную работу, в ходе которой призвали голосовать в поддержку закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации» под угрозой лишения депутатского мандата.
Американская трагедия
"Антисиротский закон" стал страшным ударом для американцев, которые нашли приемных детей в России. Около полусотни семей были на финишной прямой процесса усыновления. Госдепартамент пытается вытащить маленьких заложников.
А вот что говорят усыновители, усыновленные, американские политики и эксперты:
Джон Маккейн, сенатор-республиканец:
« То, что президент Путин подписал законопроект, запрещающий американским семьям усыновлять российских детей, постыдно и отталкивающе. Последствия этого закона жестоки и злонамеренны: тысячи российских детей, у которых был шанс оказаться в любящих семьях, шанс на лучшее будущее, теперь будут лишены такой возможности – возможности, с 1992 года изменившей жизни 60 тысяч российских детей….»
Рой Блант, сенатор-республиканец:
« Они хотят использовать детей в качестве заложников. Они хотят наказать российских детей. В детских домах находятся 700 тысяч сирот. 700 тысяч. Давайте сделаем все, что мы можем, чтобы спасти этих детей. Российские власти в очередной раз решили использовать российских детей в детских домах в качестве пешек в политической игре, чтобы вести международный спор с Соединенными Штатами.»Кристал Риббл, усыновительница:
«У меня создается впечатление, что эти дети - как шахматные фигурки на доске, и судьбой моей дочери просто играют.
...Я не хочу терять надежду, пока мне не скажут наверняка. Но даже тогда мы будем продолжать ждать. Мы всем существом чувствуем, что Алина - наша дочь. Если практика усыновления будет приостановлена на 4 года, мы все равно будем ее ждать. Но с каждым днем мне все тяжелее смотреть на комнату, которую мы уже приготовили для нее.»Ким Саммерс, усыновительница:
«Мы не можем терять надежду. Мы должны верить.
...Мы пообещали ему, что станем его мамой и папой... Мы хорошо устроены, у нас красивый дом, его (приемного сына) уже ждут в школе...»
Роберт Саммерс, усыновитель:
«Если остаток жизни мне придется провести в борьбе за его приезд домой, я сделаю это. Я буду бороться. Мы не остановимся до тех пор, пока мы не привезем его (приемного сына) сюда, сколько бы времени на это ни ушло. Мы обещали ему жизнь в любви и доверии.»Марк Кац, профессор Университета Джорджа Мейсона:
«Этот закон выставляет российское правительство и поддерживающих его россиян мелкими и мстительными людьми. Очевидно, что это не в интересах России.»6.Детские учреждения в Марий Эл:
Волжск –
Волжская школа-интернат для детей-сирот
Звениговский район –
Керебелякский детский дом
Звениговская санаторная школа-интернат
Йошкар-Ола –
Детский дом "Дом детства"
Дом ребенка
Савинский детский дом-интернат с реабилитационным уклоном
Социальный приют для детей и подростков "Теплый дом"
Национальная Президентская школа-интернат № 1 для одаренных детей
Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида
Школа-интернат для детей-сирот
Семеновская школа-интернат спец.корр. для детей-сирот
Семеновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I II и V вида
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Йошкар-Олы № 1 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Килемарский район –
Школа-интернат для одаренных детей с музыкально-художественной направленностью.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Козьмодемьянска для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.
Куженерский район -
Русско-Шойская школа-интернат спец.корр.
Мари-Турекский район –
Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Нартасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Медведевский район –
Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида отклонениями в развитии
Моркинский район –
Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Новоторъяльский район –
Новоръяльская школа-интернат
Сернурский район –
Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида
Советский район –
Колянурский детский дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей
Лицей-интернат
Советская школа-интернат для детей-сирот
Статистика
В 1990 году в России насчитывалось 564 детских дома.
В 2004 их количество увеличилось почти втрое и составило 1,4 тысячи.
В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них:
Усыновлено — 153 тысячи.
Под опекой — 384 тысячи.
Приёмные и патронатные семьи — 37 тысяч.
В детских учреждениях — 174 тысячи
Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая:
из федерального бюджета — 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов)
из средств субъектов Российской Федерации — 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов)
Деятельность органа опеки и попечительства Сернурского района
По состоянию на 1 января 2012 года в районе 4786 несовершеннолетних в возрасте от 0 до 18 лет, обучаются в школах 2365, дошкольные образовательные учреждения посещают 1037, на учете в органе опеки и попечительства состоят следующие категории семей и детей.

Особое внимание в течение года уделялось своевременному выявлению несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. За 2011 год выявлено 8 детей, оставшихся без попечения родителей.
выявлено в течение 2011года детей, оставшихся без попечения родителей из них являются детьми-сиротами из них являются детьми, оставшимися без попечения родителей из них добровольно переданы родителями под опекуиз них переданы на воспитание под опекуиз них переданы на воспитание в приемную семьюиз них устроены под надзор в образовательное учреждение8 2 4 2 3 2 1
В соответствии с Законом РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ 26 несовершеннолетним, единственный или оба родителя которых выезжают на работу за пределы РМЭ на длительный срок, назначены временные опекуны (попечители).139065461010Динамика выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, за последние шесть лет
Динамика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что приоритетной формой устройства является семейная форма, процент его составляет по району 87,5%.
Количество детей, воспитывающихся в замещающих семьях граждан Сернурского района, остается на стабильном уровне. В настоящее время функционируют 36 приемных и 53 опекунские семьи.
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних отделом образования совместно с прокуратурой Сернурского района было подготовлено и направлено 5 материалов дел о лишении родительских прав родителей, ненадлежащим образом выполняющих родительские обязанности по воспитанию детей, 3 материала дела о внеочередном предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подготовлено 10 заключений в суды по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направлено 3 ходатайства на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссию по делам несовершеннолетних администрации МО «Сернурский муниципальный район».
Уделялось внимание обеспечению контроля за сохранностью закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В течение года в администрациях сельских поселений и городского поселения вновь принято на учет на предоставление жилья 8 человек. В 2011 году предоставлено три субсидии на участие в долевом строительстве жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая сумма выделенных субсидий составляет 2 миллиона 417тысяч 484.

Проводилась работа за контролем денежных средств, поступающих на счета подопечных от родителей, лишенных родительских прав или ограниченных родительских прав.

В течение года предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с законом Республики Марий Эл «О приемной семье» № 60-З от 30 ноября 2006 года на ежемесячные денежные средства на содержание несовершеннолетних подопечных выплачено 6 миллионов 351тыс 500 руб.
На выплату вознаграждения опекунам (попечителям) выплачено 2 миллиона 108 тыс 500 руб.
В соответствии с законом РМЭ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» № 50-З от 2 декабря 2004 года все подопечные дети, старше 7 лет и приемные родители обеспечены едиными проездными билетами.
На оказание компенсации на оплату коммунальных услуг в размере 50% на оплату занимаемой общей площади жилых помещений, 50% за потребление электрической энергии, газа выплачено 145 тыс. руб.
На основании федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года выплачено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 11703 13 рублей, в течение года выплачено 128 тыс. 700 руб.
По результатам ежегодного углубленного медицинского осмотра 10% подопечных детей отнесены к 1 группе здоровья, 5 детей являются инвалидами. Первое место среди заболеваний у детей, находящихся под опекой (попечительством), занимают заболевания центральной нервной системы, в соответствии с результатами осмотра им назначается лечение и оздоровление.
В течение года направлено в загородные детские оздоровительные лагеря 37 человек, 45 оздоровлено на базе пришкольных детских оздоровительных лагерей.
В целях повышения психолого-педагогического уровня опекунов отделом образования организована деятельность клуба замещающих семей «Созвездие». За 2011 год проведено три заседания клуба, первый – организационный в феврале, второй в апреле – мастер-класс по изготовлению детских поделок из различных материалов, третий – в ноябре – совместная поездка детей и опекунов в детский развлекательный центр «Джуманджи». В 2011 году проведено два семинара-совещания с опекунами (попечителями), в ноябре – День матери.
В 2011 году было направлено детей на воспитание: в коррекционные школы-интернаты – 11 детей; в Новоторъяльскую школу-интернат – 3 детей.
Уделяется внимание профилактической работе. В каждом образовательном учреждении имеется банк данных о детях, находящихся в социально опасном положении.
Надзор за деятельностью опекунов (попечителей) осуществлялся в соответствии с требованиями нормативных документов. Два раза в год проводится обследование условий жизни несовершеннолетних подопечных и по мере необходимости. Все опекуны (попечители) в начале 2011 года представили отчеты по использованию денежных средств за 2010 год.
Органом опеки и попечительства ведут деятельность по созданию служб психолого- педагогического сопровождения замещающих семей. В течение года проведено три семинара с социальными педагогами, психологами с привлечением специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей к принятию детей и их профессионального сопровождения.
Социологический опрос
Чтобы понять точку зрения учеников и учителей по данной проблеме, я решила провести небольшой социологический опрос. Респондентами выступили обучающиеся 11 «б» класса МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2 им. Н.А. Заболоцкого» и учителя.
Предлагалось ответить на 6 вопросов:
Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?
Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?
С чем прежде всего связан рост социального сиротства в настоящее время?
Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?
Как вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?
Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей?
Результаты опроса представлены в следующих диаграммах:


С чем прежде всего связан рост социального сиротства в настоящее время?

Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?

Как вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей?

7.Используемая литература
1.Кушнир А. М. Пора исправить трагическую ошибку КПСС в воспитании! Открытое письмо Президенту России// «Альманах Макаренко», 2009, № 1. С. 1-12.
2. Гётц Х. Макаренко А.С. и Болшевская коммуна // Постметодика, № 2, 2001 С. 5-8.
3. Павлов И.Г.Одни и без дома// «Эксперт Урал» №21 (284),2009 С. 7-8
4. http://student.zoomru.ru/history/detskoe-dvizhenie-v-rossii/16724.141966.s4.html
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/6. http://www.google.ru/searchДетский дом в кино
1988 — Пусть я умру, Господи
1989 — Казённый дом
1992 — На тебя уповаю
2005 — Итальянец
2010 — Закрытая школа
8.Заключение
Выбирая тему своей исследовательской работы, я решила рассмотреть актуальную проблему нашего общества – проблему Детских домов, как социальных институтов.
Данная работа лишь в очередной раз доказывает, что детским домам необходимо способствовать успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дальнейшей их самостоятельной жизни.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, проходят своюсоциализацию в детских домах. Дети-сироты не имеют возможности выбрать
себе круг общения, другой детский дом, выбрать себе воспитателей и педагогов,
которые его устраивали бы по каким-либо параметрам.
Поэтому от того, в каком детском доме или интернатном учреждении воспитывается ребенок-сирота, будет зависеть, насколько успешной будет его социализация.
Детство – это особый период в жизни человека, который характеризуется
недостатком самостоятельности у ребенка и внутренних ресурсов. Это определяет зависимость ребенка от окружения, в котором он находится. Родители выступают главными агентами первичной социализации ребенка, в ходе которой в результате непосредственного общения происходит усвоение ребенком социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, характерных для определенной социальной группы.
Ребенок, воспитывающийся в детском доме, усваивает социальные качества, свойства, ценности, знания и умения, свойственные данному детскому
дому, которые формировались в результате развития общества, социальнойситуации в стране, педагогической модели воспитания данного образовательного учреждения.
Лишившись семьи, ребенок лишается своего естественного посредника приобщении с внешним миром – родителей, и, следовательно, возможностей длянормальной социализации. Этим обусловлено возникновение в обществе особойкатегории детей, лишенных семьи и оставшихся без родительского попечения,
которые нуждаются в особой поддержке со стороны государства и общества. На
детские дома как социальные институты возлагается основная задача социализации детей-сирот.
Каждое учреждение и организация является самостоятельным субъектом государства и социальной политики, которая реализует задачи государства по защите тех или иных социальных групп.
Так и детские дома можно считать необходимыми учреждениями для становления эффективной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и считать их социальными институтами.

Социологический опрос
1.Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?
а)Да, беспокоят
б)Беспокоят, но не слишком
в)Нет, это не мои проблемы
г)Затрудняюсь ответить
2.С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)
а)Экономическая ситуация в стране: рост бедности
б)Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи)
в)Военные конфликты, стихийные бедствия
г)Распространение пьянства, наркомании
д)Падение нравственности в семье, в обществе
е)Другое
ж)Затрудняюсь ответить
3. Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?
а)Положительно, это необходимая мера
б)Это можно делать только в крайнем случае
в) Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу
г)Затрудняюсь ответить
4. Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?
а)Детский дом
б)Усыновление / удочерение
в)Опека / попечительство
г)Патронат
д)Приемная семья
е)Наставничество
ж)Семейный детский дом
з)Затрудняюсь ответить
5.Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?
а)Положительно, эти люди достойны уважения
б)Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования
в)Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями
г) Затрудняюсь ответить
6. Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)
а) Денежная помощь
б)Улучшение жилищных условий
в)Помощь педагогов, психологов, юристов
г) Предоставление льгот
д) Никакая, они знают, на что идут
е)Другое
ж )Затрудняюсь ответить