Урок русского языка в 3 классе по системе Занкова «Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах»
Конспект урока русского языка
в 3 классе
«Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: познакомить с окончаниями, предлогами у имен существительных первого склонения в Д.п и П.п.
Задачи:
-формировать умения самостоятельно строить и применять новые знания,
-развивать умение анализировать, обобщать; развивать внимание, логическое мышление, память, воображение;
-воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, чувство товарищества и сотрудничества
УУД, формируемые на уроке:
- личностные:
развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
оценивание усваиваемого содержания
·
- коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
планирование учебного сотрудничества со сверстниками
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка
- познавательные:
поиск и выделение необходимой информации
подведение под понятие
моделирование
устанавливать причинно-следственные связи
построение логической цепочки рассуждений
- регулятивные:
обучение планированию, прогнозированию, контролю, коррекции и оценке своих действий учащимися.
Оборудование и технические средства обучения: автоматизированное место учителя, доска Smart Board.
Наглядные пособия: презентация в программе Smart Notebook, опорный сигнал.
№п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Формируемые УУД
1.
Самоопределение к деятельности
Мы пришли сюда (учиться).Не лениться, а (трудиться).Работаем (старательно).Слушаем (внимательно)!
– самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (П);
– планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К).
II
Актуализация знаний
1.Словарно – орфографическая работа
(На экране пейзаж и стихотворение. Читает учитель.)
На сосне и на берёзе –
Бахрома:
Белой пряжей
Их запутала зима
И оставила
Распутывать весне
Эту пряжу на берёзе
И сосне.
- О чём стихотворение?
-Прочитайте ещё раз и назовите все существительные из стихотворения.
-Расскажите всё, что знаете о существительных? Чем они схожи? Чем они различаются?
- Найдите и запишите словарное слово.
(На берёзе).
- Какое слово, на ваш взгляд, необычное? ( Бахрома)
Объясните значение слова.
-По словарю Ожегова- -
- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это слово?
-Это словарное слово. Запишем его в словарик.
– извлечение необходимой
информации из текстов (П);
– использование знаково-
символических средств (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П);
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация (П);
– подведение под понятие (П);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
(К);
– аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
– использование критериев для
обоснования своего суждения (К).
III
Постановка учебной задачи.
- Назовите существительные с одинаковым окончанием.
(На сосне, на берёзе, весне)
- Если вы правильно определите падежи существительных, то сможете назвать тему урока.
(На чём? на сосне - П.п.; на чём? на берёзе - П.п.; чему? весне- Д.п.)
Тема урока : Дательный и предложный падежи существительных первого склонения.
Цель урока: сравнить дательный и предложный падежи
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация (П);
-целеполагание (Р);
-самостоятельное выделение и формулирование учебной цели(П)
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
(К);
– аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
IV
Работа над темой
Сейчас работаете в паре. Ваша задача: понаблюдать и найти особенности существительных 1 склонения в Д. и П. падежах. Вам помогут карточки.
КАРТОЧКА
Дательный и предложный падежи существительных первого склонения
Д. кому? чему? куда? где? К, ПО
К роще, по дорожке.
П. о ком? о чём? где? О, ОБ, В, НА, ПРИ
На берёзе, в сосне, при встрече.
1. Прочитайте. Сравните предлоги, с которыми употребляются эти падежи.
2. Сравните вопросы падежей.
3. Сравните окончания имён существительных 1 склонения.
Сделайте вывод, как можно различить дательный и предложный падежи имён существительных 1 склонения. Какие окончания они имеют.
4. Заполните таблицу.
падежи вопросы окончания предлоги
Д.
П.
- Проверим:
1) Какие вопросы?
2) Какие окончания?
3) Какие предлоги?
Вывод: Существительные 1 склонения в Д.и П. падежах имеют одинаковое окончание, но различаются по вопросам и предлогами.
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
(К);
– аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве
разных позиций (К);
– разрешение конфликтов (К).
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия (П);
– подведение под понятие (П);
– определение основной и
второстепенной информации (П);
– структурирование знаний (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания(П)
– осознание ответственности за
общее дело (Л);
V
Первичное закрепление во внешней речи
Сравним наши выводы с авторами учебника
Составление алгоритма
3. Физкультминутка
4. Коллективно – индивидуальная работа
с. 34, упр. 68
- Прочитайте приметы и пословицы. Устно вставляем пропущенные буквы, укажите падеж, склонение, знакомые орфограммы.
Найдите и запишите пословицы:
1ряд – о дружбе;
2 ряд – о свободе;
3 ряд – о трудолюбии; вставьте пропущенные буквы, укажите падеж.
Взаимопроверка.
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, (П);
– извлечение из текстов необходимой информации
(П);
– моделирование и преобразование
моделей разных типов (П);
– использование знаково-
символических средств (П);
– подведение под понятие (П);
– установление причинно-
следственных связей (П);
– выполнение действий по
алгоритму (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П);
– построение логической цепи
рассуждений, доказательство (П);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
(К);
– адекватное использование
речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
– формулирование и аргументация
своего мнения в коммуникации
(К);
– учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве
разных позиций (К);
– использование критериев для
обоснования своего суждения (К).
– достижение договоренностей и
согласование общего решения (К);
VI
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выборочный диктант.
- Выпишите из загадок существительные в Д. и П. падежах, выделите окончание, укажите падеж; докажите свой выбор.
1) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
2) Есть у нас в квартире робот
У него огромный хобот. (Пылесос)
3) Его работа – в глубине, на самом дне.
Его работа в темноте и в тишине
Но кто же он, ответь- ка на вопрос?
Не космонавт, а ходит среди звёзд. (Водолаз)
Проверка по эталону.
-Оцените правильность и трудность.
-Кто справился с заданием?
-Кому трудно было?
-В чем трудность?
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, сериация,
классификация (П);
– использование знаково-
символических средств (П);
– подведение под понятие (П);
– выполнение действий по
алгоритму (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П);
– доказательство (П);
– контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– волевая саморегуляция в
ситуации затруднения (Р);
VII
Включение в систему знаний и повторение
1.Игра на внимание
Если существительное в:
Д.п. – встают девочки.
П.п.- встают мальчики.
Обрадовался Ане (Д.)
Завтрак на траве (П.)
Думать о дочке (П.)
Посвятить маме (Д.)
Увидеть на парте ( П.)
Заботиться о берёзе (П.)
Пробежать по дорожке (Д.)
Подойти к стене (Д.)
Увидеться с братом (Т. п.,2 склонение) (не встают)
2. Упр.69 – 4 словосочетания.
нравственно-этическое оценивание
усваиваемого содержания (Л);
– анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия, сериация,
классификация (П);
– понимание текстов, извлечение
необходимой информации (П);
– подведение под понятие (П);
– моделирование, преобразование
модели (П);
– использование знаково-
символических средств (П);
– установление причинно-
следственных связей (П);
– построение логической цепи
рассуждений, выведение следствий
(П);
– самостоятельное создание
алгоритмов деятельности (П);
– выполнение действий по
алгоритму (П);
– доказательство (П);
– осознанное и произвольное
построение речевого высказывания
(П);
– контроль, коррекция, оценка (Р);
VIII
Рефлексия деятельности
-Какую цель ставили?
-Удалось ли вам её решить?
-Расскажите о своем открытии?
-Выразите свое отношение к уроку.
-Как вы думаете, к какому мнению пришли герои?
-Каков результат работы?
-Ребята, я довольна вашей работой. Очень мне понравились, как работали
– рефлексия способов и условий
действия (П);
– контроль и оценка процесса и
результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия
успешности (Л);
– адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью
(К);
– формулирование и аргументация
своего мнения, учет разных
мнений (К);
– использование критериев для
обоснования своего суждения (К);
– планирование учебного
сотрудничества (К);
– следование в поведении
моральным нормам и
этическим требованиям (Л).
15