Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе (2014 – 2015 уч. год)
Тема урока: Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.
Цель урока: совершенствовать умение правописания безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.
Задачи урока:
закрепление знаний о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
развитие навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, орфографической зоркости;
воспитание умения работать в коллективе, радоваться успехам товарищей.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Оборудование: мультимедийное оборудование, физминутка (презентация), почтовые конверт и открытка, модель конверта (раздаточный материал), вспомогательные таблички для этапов постановки цели урока и рефлексии, слайды презентации к уроку.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап – Нам сегодня улыбается солнышко. В классе нашем тепло и уютно, и мы с вами улыбнёмся друг другу и отбросим в сторону лень.
Приветствуют учителя, гостей и друг друга.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний. 1) Упр. 214: - Прочитайте получившиеся пословицы. Какой темой их можно объединить?
- Какого склонения вам встретились имена существительные в пословицах? В форме каких падежей они стоят?
- Чем различаются родительный и дательный падежи имён существительных 1-го склонения? Ленивому Микитке всё не до книжки.
У лодыря Егорки всегда отговорки.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Лежебоке и солнце всходит не в пору.
2) Упр. 145 из «Р.т.»:
- Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
- Укажите имена существительные 3-го склонения в Д.п.
- Поставьте данные имена существительные в форму Р.п. Работают устно, объясняют и вставляют буквы.
- Сделайте вывод о правописании окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах.Формулируют вывод: окончания имён сущ-х 1-го скл. в Р.п. и Д.п. разные (-и, -ы / -е); у имён сущ-х 3-го скл. в Р.п. и Д.п. одинаковые (-и).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Как вы считаете, достаточно ли сформированы ваши умения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах?- Тогда какую цель мы поставим для работы на уроке? (СЛАЙД 2)
- Какие учебные задачи мы будем для этого решать?
- Какие из пословиц, встретившихся нам сегодня в упражнении вы бы взяли девизом нашего урока? Какие ещё вы знаете пословицы, которые можно использовать в учебной ситуации? (СЛАЙД 3) - Совершенствовать умение правописания безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.
- Упражняться в определении склонения и падежей имён существительных и в выборе правильных безударных окончаний.
Азбука – к мудрости ступенька.
Птице даны крылья, а человеку – разум.
Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
Первичное закрепление: - Я сегодня для вас приготовила ряд испытаний, а вы должны помнить, что: Без труда не вынешь и рыбки из пруда. а) в знакомой ситуации (типовые) Упр. 215: комментированная запись предложений 1, 2, 5 с последующим заполнением таблицы в Упр. 147 из «Р.т.»: (СЛАЙД 4) Выполняют задание с комментированием.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р.п. -и(-ы) -а(-я) -и
Д.п. -е -у(-ю) -и
б) в изменённой ситу-ации (конструктивные) Изменение по падежам имён существительных, постановка их в родительный и дательный падежи, использование для этого предлогов. Выполняют Упр. 149 из «Р.т.» самостоятельно.
Проверка по эталону (на слух – читает один ученик)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 1. Разминка
- Наступило прекрасное время года, какое?
- 1 ноября оставался ещё целый месяц до начала чего?
- А вот 1 декабря выпал первый снежок, и мы радовались чему?
- Но вот через три месяца наступит март, и мы будем провожать что?
- А пока мы любуемся ею, чем?
- Когда наступит летняя жара, мы будем вспоминать о чём?
2. Словарная работа
Демонстрация учителем почтовой открытки и конверта.
- Для чего люди придумали открытки и конверты? (Есть ещё посылки, бандероли.)
- Что нужно обязательно указывать на почтовых отправлениях, чтобы они дошли до своего адресата? Что обозначает слово адрес?
***Работа с диском по теме «Дательный падеж» (раздел 21).
- Запишите слово адрес и сделайте его орфографический разбор.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
3. Проблемное задание
- А кто из вас уже когда-нибудь подписывал конверты?
- Рассмотрим модель конверта и найдём на нём такой элемент, который имеет связь с темой нашего урока. Что на это указывает?
Упр. 216:
- Запишите на модели конверта свой домашний адрес, свою фамилию, своё имя. Посмотрите образец в упражнении 216. (СЛАЙДЫ 5 и 6)
4. Запись словосочетаний под диктовку:
От ромашки к гвоздике, по дороге к пристани, от акации к сирени, к макушке ели, от деревни до площади.
(СЛАЙД 7) Записывают слово «зима», изменяя его по падежам:
Зима.
Зимы.
Зиме.
Зиму.
Зимой.
О зиме.
Адрес.
Рассуждают, исходя из собственного опыта.
Слова «От кого» и «Кому».
Самостоятельно работают в тетрадях, затем меняются в парах, проверяют, сверяют по образцу.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению - Дома вы ещё раз закрепите свои умения в правописании безударных падежных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах, для этого поработаете со скороговоркой Е. Благининой. Записывают в дневники: стр. 117 – упр. 218
Рефлексия (подведение итогов занятия) - Что нужно знать о правописании окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах?- Кто такой адресат? Адресант?
- Как вы считаете, сможете ли вы теперь всегда грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах? А что вам для этого следует сделать?
- А теперь оцените свои достижения на уроке при помощи рефлексивной таблички, которая лежит перед вами на столе.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Выбирают и подчёркивают слова, оценивающие состояние, успешность, удовлетворённость, передают учителю.