Технологическая карта урока по русскому языку на тему «ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В РОДИТЕЛЬНОМ, ДАТЕЛЬНОМ, ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ»
Русский язык 05-02
Урок 98Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского родав родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Тип урока
Решение частных задач
Педагогические задачи
Создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений дописывать пропущенные окончания имен прилагательных, определять падеж и выделять окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; дописывать окончания имен прилагательных, определять падеж и выделять окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; объяснять значения словосочетаний; выполнять синтаксический разбор предложения
Метапредметные УУД
Познавательные: уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты
Планировать дальнейший образовательный маршрут; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащегося
1
2
3
4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 64).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте. Какие имена прилагательные в словосочетаниях вы считаете образными, красивыми, выразительными? В какой речи они чаще используются: в поэтической или разговорной?
– Прочитайте составленные с любым из словосочетаний предложения. Напоминаю, что в первом предложении нужно было употребить выбранное словосочетание в именительном падеже, во втором – в винительном.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Отмечают, что имена прилагательные чаще используются в поэтической речи.
Составляют предложения.
Широкую (В. п.) привольную (В. п.) степь украсили весенние цветы.
Широкая (И. п.) привольная (И. п.) степь удивила своей красотой.
Выполняют разбор слова по составу.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «степь».
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказан-
Минутка чистописания.
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие.
– Какая буква повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [с’] и [с].
– Запишите соединения с буквой «с».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «с».
Выполняют чистописание.
Свет не без добрых людей.
Сделав худо, не жди добра.
Сердце матери греет лучше солнца.
Сесть на мель.
Синяя птица.
Солнце брызнуло в долины
Миллионами свечей.
Солнце льет на наши спины
Жаркий дождь своих лучей.
В. Викторов
Си
·лища, сре
·дства, ста
·туя.
ные мнения по существу полученного задания.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Работа над словами с непро-веряемым написанием
Организует работу над словом с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку.
Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.
(Вагоны.)
(См. РМ, Приложение 2.)
Отгадывают загадки.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.)
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского рода
·в родительном, дательном, творительном и предложном падежах
Принимать
и сохранять учебную задачу. Строитьречевое высказывание
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (упражнение 65)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите схему. Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания.
– Запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.
– Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях
Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Делают вывод.
– Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ей.
Записывают словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.
Чист вешн (Р. п.) воды, к чист вешн (Д. п.) воде, чист вешн (Т. п.) водой,о чист вешн (П. п.) воде
Осуществлять анализ объектов
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 66).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте стихотворение В. Луговского.
– Запишите по памяти. Проверьте себя.
– Укажите падеж имен прилагательных.
Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают и указывают падеж имен прилагательных. Выполняют синтаксический разбор предложения.
Над необъятной (Т. п.) Русью
С озерами на дне
Загоготали гуси
В зеленой (П. п.) вышине.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату
Работа по учебнику (упражнение 67).
– Прочитайте. Запишите словосочетания в данных формах. Укажите над именами прилагательными падеж.
– Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
Записывают словосочетания. Указывают падеж имен прилагательных.
О весенней зеленой травке (П. п.), по весенней зеленой травке (Д. п.), смешную маленькую обезьянку (В. п.), без смешной маленькой обезьянки (Р. п.), давней доброй дружбой (Т. п.).
Работа по учебнику (упражнение 68)
– Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
– Определите падеж имен прилагательных и выделите их окончания
Записывают предложения. Указывают падеж имен прилагательных и выделяют их окончания.
Над широк (Т. п.) степью хищный коршун вьется. Мальчик в беленьк (П. п.) рубашке по селу идет. По траве высок (Д. п.) кони на просторе бродят. В окнах сельск (Р. п.) церкви огоньки мигают. Отец его занят работой домашн (Т. п.).
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Над широкой степью хищный коршун вьется. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
(См. РМ, Приложение 4.)
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источ-ников
Работа по карточкам (задание 43)
Организует работу по карточкам.
– Прочитайте. Запишите падежные вопросы и данные словосочетания в указанных падежах.
– Выделите окончания имен прилагательных
Выполняют задание.
Склоняют словосочетания.
И. п.
какая?
интересн встреча, древн столица, певч птичка
Р. п.
какой?
интересн встречи, древн столицы, певч птички
Д. п.
какой?
интересн встрече, древн столице, певч птичке
В. п.
какую?
интересн встречу, древ-н столицу, певч птичку
Т. п.
какой?
интересн встречей, древ-н столицей, певч птичкой
П. п.
о какой?
об интересн встрече, о древ-н столице, о певч птичке
VII. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите падежные окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
Я смог
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Мне захотелось
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить упражнение 69 в учебнике
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение
Рисунок 3