Урок-игра Западная Азия, Индия и Китай в древности


Урок –игра по теме: повторение по темам Западная Азия, Индия и Китай в древности.
Цели урока:
Образовательная: Систематизировать и проконтролировать качество знаний у учащихся по данным темам;
Развивающая: развивать умения, учащихся быстро давать ответы на поставленные вопросы, работать в команде, умение договариваться
Воспитательная: воспитывать уважение друг к другу
Оборудование: Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобраз. учрежд.- М.: Просвещение, 2010 г. ; Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь, часть 1, М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: урок-игра
Ход урока:
Методы Ход урока Деятельность учащихся
Организационный момент Беседа
Объяснение
Объяснение Актуальность:
Сегодня у нас не простой урок, а урок-повторение, который мы с вами проведем в виде игры.
- Посмотрите внимательно на тему урока и подумайте, какую цель перед собой мы должны поставить сегодня на уроке?
Действительно, мы должны повторить, систематизировать и обобщить наши знания по данным темам
- Какими методами мы сможем этого добиться?
Правильно, вы будите быстро давать ответы на поставленные вопросы, работать в команде, учиться договариваться между собой.
А как вы думаете, почему мы будем работать в команде?
Потому что игра предусматривает коллективное мышление.
Правила игры таковы: вам необходимо разделиться на команды, в каждой команде выбрать капитана, который будет следить за дисциплиной, назначением отвечающего, учитывать заработанные баллы команды. Для этого я вам раздаю «лист учета баллов». В нем есть название конкурса и напротив капитаны должны будут записывать количество заработанных баллов.
Наша игра состоит из 3 туров. По ходу игры я буду говорить название конкурса, объявлять максимальное кол-во баллов, которые вы можете заработать за данный конкурс, а также рассказывать правила данного конкурса.
Начинаем.
I тур. Первый конкурс «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИР».
Оборудование: мишень с обозначенными на ней баллами (максимум - пять баллов), по три дротика на каждую команду (разного цвета).
Правила: командам задается по три вопроса, на которые они должны будут ответить. Чем точнее ответ, тем точнее выстрел по мишени. Правильность ответа определяют судьи, на обсуждение вопроса предоставляется 20 секунд. (макс 5 баллов за каждый ответ)
Расскажите, что предусматривали законы царя Харммурапи?
Расскажите миф о Иосифе и его братьях.
Расскажите о правлении царя СаламонаКак называется особое письмо Двуречья? (клинопись)
Как назывался главный город Двуречья? (Вавилон)
Финикийские мореплаватели много путешествовали, в тех краях, где они часто бывали они стали основывать поселения? Как по другому назывались поселения?
Второй конкурс «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».
Оборудование: перфокарты, состоящие из двух частей.
Правила: за правильный ответ на первую часть перфокарты -2 балла, за ответ на всю карточку-4 балла, командам дается на обдумывание задания одна минута.
1 команда. Карточка 1.
Какое наказание по законам Хамураппи полагалось рабу за оскорбление свободного человека?
А) смертная казнь
Б) отсечение руки
В)отрезание уха
Индийский царь, объединивший все индийские царства царства IIIв.до н. э.
А)АшокаБ)ГаутамаВ) Крез
2 команда. 2 карточка.
Где был придуман первый алфавит?
А) в Финикии
Б) в Нубии
В) в Египте
Кто учил в Древней Индии, что главное личное достоинство человека, а не его происхождение?
А) Брахма
Б) Будда
В) Рама
3 команда. 3 карточка.
Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
А) Израиль
В) Ассирия
В) Финикия

Что изобрели в Древнем Китае?
А) бумагу
Б) цифры
В) шахматы
Третий конкурс «КТО ЭТО СКАЗАЛ И О ЧЕМ?».
Правила: ведущий читает выдержки из исторических документов. Задача команды: определить как называется документ, о чем он повествует и значение этого документа. На обдумывание задания командам предоставляется 20 секунд. Максимум за правильный ответ - 2 балла.
1 документ: «Мы называем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних индийцев…» (Индийские Цифры, о индийских цифрах, этот док имеет большое значение так как яв-ся док-вом, что в индии умели считать и т. д.)
2 документ: «Богатство – это то, что чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей. Но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться» (Из высказываний Конфуция)
3 документ: «По велению Бога Ной построил корабль – ковчег. Вошли туда Ной с женою, их дети и по паре всякой твари…» (Миф о всемирном потопе)
Четвертый конкурс «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».
Оборудование: на слайде игровое поле 3*3, каждый его квадрат пронумерован, номер каждого квадрата – это номер вопроса для команд.
Правила: номер квадрата выбирает команда, после правильного ответа на поле появляется значок команды (крестик или нолик). Команда может набрать 3 крестика. На обдумывание командам предоставляется 30сек., за правильный ответ максимальная оценка - 3 балла.

Вопросы:
Где протекает река Янцзы?
Кто, по Библии, был создан Богом и чье имя переводится с еврейского как человек?
Что выращивали земледельцы в Древнем Китае?
Что изобрели финикийцы?
В какой стране стали впервые производить сахар?
На чем писали в Древней Индии?
К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?
Где протекает река Инд?
Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»
Физкультминутка
II ТУР
Пятый конкурс «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
Правила: игроки должны будут угадать известную историческую личность по описанию и фотографии. За правильный ответ - 1 балл, на обдумывание задания предоставляется 10 секунд.
Задания:
Этот царь утверждал, что власть ему дана богами. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. Главное, что было сделано в период его правления – это законы, которые регулировали отношения в обществе. (Хаммурапи)
Сын Давида. Отличался исключительной мудростью, поэтому по этого царя в Древнееврейском царстве складывали легенды. (Соломон)
Самый могущественный правитель Персии. Он имел осведомителей, которые назывались «глаза и уши царя». Сам царь носил пышный титул «великий царь, царь царей» (Дарий Первый)
Шестой конкурс «Найди пару»
Оборудование: 2 карты, предназначенные для игры в историческое «лото», только вместо цифр - даты значимых событий петровской эпохи, а вместо бочонков - карточки с зафиксированным на них описанием события. Командам необходимо совместить описание события и его дату.
Правила: за правильно выполненное задание, за быстро и верно разгаданное «лото» команды получают по 6 баллов (1 квадрат - 1 балл), время выполнения - 2 минуты.

Седьмой «Конкурс капитанов»
Оборудование: 2 карточки с заданием: «разгадай головоломку». И дать определение этому понятию.
Правила: время для обдумывания задания - 1 минута, максимальная оценка за выполнение задания - 5 баллов.
ЩСТОРОИВК (Ростовщик)
СИОПЬНКЛИ (Клинопись)
НШИКЕЛЬТО (Отшельник)
Подведение итогов.
1. Подсчет баллов в «интеллектуально-дисциплинарном табло» и определение победителей.
2.Выставление отметок самым активным участникам команд. Судьи за то, что они следили за ходом игры, определяли правильность ответов и анализировали их полноту, также получают отметки.
Рефлексия. Слушают, участвуют в дискуссии
Внимательно слушают правила игры
отвечают