Статья по педагогике Теоретический анализ понятия «информационная образовательная среда»
Теоретический анализ понятия «информационная образовательная среда»
Р.Ю. Мухаматуллин
Несмотря на необычайно широкое употребление, понятие «среда» не имеет чёткого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение чего-либо: «совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма, жизнь общества» [6, С. 2255].
В 90-х гг. прошлого столетия в педагогической науке появилось и укрепило свои позиции понятие «образовательная среда», возможность существования которого обусловлена изменением взглядов на образование – теперь оно трактуется как сфера социальной жизни и включает в себя признание активной роли среды в процессе формирования личности ребенка. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране [5], так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особой сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
В исследованиях отечественных ученых процесс образования также рассматривается как процесс организации образовательной среды, в которой обучение и воспитание органично соединены с исследовательской деятельностью и встроены в культурно-исторический контекст.
Образовательная среда во многих работах (В.В. Давыдов, С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин и др.) выступает как объект воздействия образовательной системы. Общим для этих авторов является представление о существовании в образовательной среде комплекса возможностей для развития по заданному образцу, выделение и анализ компонентного состава среды, ее неоднородности и теоретическое обоснование возможности типологизации образовательных сред. В образовательной среде выделяются информационный, пространственно-предметный и психолого-педагогический компоненты. Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеются в виду условия, созданные в школе для успешного обучения и воспитания ребёнка, и конкретное окружение школы.
Такую среду можно обозначить, по определению В.А. Ясвина [10], как локальную образовательную, в отличие от образовательной среды в широком смысле – макросреды, которая теоретически может представлять собой весь мир.
В научных работах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждаются термины «информационная среда», «информационно-образовательная среда» [1;3]. Несмотря на значительные расхождения, общим в интерпретации этих понятий является то, что под ними подразумеваются системные совокупности, обеспечивающие организацию педагогического процесса на базе ИКТ. При этом в официальных документах (например, в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации) основной акцент делается на технологический аспект.
Впервые концепция информационной среды была предложена Ю.А. Шрейдером, который рассматривает информационную среду не только как проводник информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников. Одним из основных требований, предъявляемых к человеку в информационном обществе – это умение работать с информацией. По большому счёту обучение – это присвоение человеком определённого объёма информации, знаний, накопленных человечеством в самых различных областях. Следовательно, говоря об образовательной среде школы, нельзя не сказать об «информационной среде обучения» (М. Башмаков, С. Поздняков, Н. Резник), которая понимается как «система средств общения с человеческим знанием и служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для её передачи, переработки и обогащения.
При этом важнейшим качеством информационной среды обучения является её возможность обеспечить интерактивный режим взаимодействия с субъектом, то есть поддержание диалога между учащимся и средой обучения.
Во всех случаях среда предстает в качестве совокупности условий, которые сопровождают существование предмета и происходящие в нем преобразования. Образовательная среда в таком понимании естественным образом обогащается теми новыми возможностями, которые дает использование ИКТ. Кроме того, среда воспринимается личностью лишь в случае, если она оказывает непосредственное влияние на ее жизнь.
Понятие «информационно-образовательная среда» нуждается в определенных уточнениях, поскольку не вполне обоснован сам термин. Подобное словообразование предполагает сочетание двух функций: информационной и образовательной, в то время как образовательная функция шире информационной и включает в себя последнюю. Для нас более оптимальным представляется термин «информационная образовательная среда» (ИОС), то есть образовательная среда, базирующаяся на использовании ИКТ. Тем более что на практике фактически идут от создания информационных технологий к их интеграции в существующие образовательные среды, формируя тем самым информационные образовательные среды.
Информационная образовательная среда учебного заведения представляет собой сложную систему, аккумулирующую наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал школы, содержательный и деятельностный компоненты, педагогов, обучаемых и их родителей [7].
В современных психолого-педагогических исследованиях проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса уделяется большое внимание (Л.В. Байбородова, В.И. Загвязинский, Л.Д. Столяренко и др.).
В настоящее время субъекты образовательной среды школы – учащиеся, учителя, родители, администрация, специалисты – находятся в ситуации дефицита информации о реальной практике решения образовательными учреждениями задач повышения качества образования учащихся, повышения качества учебных достижений учащихся, организации взаимодействия с родителями и социальными партнёрами, организации детского самоуправления и многого другого.
Таким образом, информационная образовательная среда школы должна обеспечить условия развития и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. При этом встает вопрос о создании программно-информационного обеспечения мониторинга как одного из условий формирования информационной среды школы.
Анализ множества определений информационной образовательной среды (вопрос о содержании и сущности дефиниций информационной образовательной среды рассматривался, в частности, диссертациях О.А Ильченко «Организационно-педагогические условия сетевого обучения» и Беляева Г.Ю. «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений», представленных на соискание степеней кандидатов педагогических наук) позволяет сделать вывод, что это совокупность (скорее система), различных подсистем, обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса.
Более строгий анализ показывает, что образовательная среда есть, в широком смысле, подсистема социокультурной среды, совокупность 154 исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций, т.е. целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно – политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события [8, С.6-7].
Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда.
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса (О.А. Ильченко). Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина).Информационная среда образовательного учреждения – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О.И.Соколова).
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е.подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [2, С.90-100 ].
Из приведенных определений можно предположить, что технически информационно-образовательная среда строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно – методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [9].
Исходя из этого мы принимаем точку зрения В.А.Ясвина и под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении [10 ].
Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных. Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, ин формационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность (Е.К.Марченко).
Отметим, что единого мнения в определениях мы не обнаружили и потому попытаемся назвать первоначально типологические признаки образовательной среды, выведенные в диссертации Г.Ю.Беляева [4 ]: образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы; целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования; образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот; образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств; в оценочно- целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса; образовательная среда выступает не только как условие, но как и средство обучения и воспитания; образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальном, пространственно – предметном и психолого-дидактических компонентах, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий; образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
Информационно – образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово - экономическая, материально - техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента и в таком понимании информационно образовательная среда идентична понятию система.
На основании проведенного анализа существующих определений, можно заключить, что «информационно-образовательная среда» понимается как система или системно организованная совокупность средств, ресурсов и/или условий, направленных на обеспечение образовательного процесса, деятельность, передачу данных и взаимодействие, между субъектами, существующая благодаря использованию аппаратных, программных и телекоммуникационных возможностей, в том числе с использованием сети Интернет.
«Информационно-образовательная среда» включается в качестве субъекта и как элемент подсистемы в более широкое «информационно-образовательное пространство». В отличие от «пространства», не предполагающего субъектных проявлений, «среда» существует тогда, когда она предоставляет возможность субъекту проявлять себя в деятельности.
На основе принципов теории деятельности, системного подхода, принципов открытого образования и положения о личности как субъекте деятельности и собственного развития, информационно-образовательную среду можно рассматривать как открытую, реализованную систему, обеспечивающую хранение и использование информационных и учебно-методических ресурсов, а также коммуникативное взаимодействие между педагогами и учащимися, как субъектами образовательного процесса образовательного учреждения.
Таким образом, информационная образовательная среда − это интегрированная многокомпонентная система, которая обладает максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию субъектов образовательного процесса, характеризуется активным использованием в педагогическом процессе различных информационных технологий в качестве средств формирования понятий, умений и навыков учащихся, обеспечивающая доступ к актуальной и оперативной информации и позволяющая активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Литература:
1.Алексеев В.Д., Давыдов Н.А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988.
2.Андреев А.А., Рубин Ю.Б. Титарев Л.Г. Кафедра в системе открытого образования Материалы конференции «Образование в информационную эпоху» -М.: МЭСИ, 2001.
3.Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. - СПб., изд-во «Свет», 1997.
4.Беляев Г.Ю. «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. -М.:ИЦКПС,2000.
5.Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
6.Большой толковый словарь русского языка. С.-Пб.: «Норинт», 2004.
7.Дерябко С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. – М., 1997.
8. Кулюткин Ю, Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2001. с.6-7.
9.Основы открытого образования Т.1 Под ред В.И. Солдаткина НиИИЦ РАО-676с.
10.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 1997.