СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК


СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК (с. 5)
Цели: повторить таблицу сложения и вычитания в пределах 20; вспомнить решение задач в два действия, а также построение отрезков заданной длины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Положите шарики в нужную коробочку:

10 2 19 11 15 5
2. Какого рисунка не хватает?

III. Повторение пройденного материала.
1. В начале урока с учащимися следует повторить состав чисел от 2 до 10. Этому способствуют задания № 1 и № 2, задание «Занимательная рамка» № 1 на с. 5.
Задание «Занимательная рамка»

2. Работу над табличными случаями сложения и вычитания с переходом через десяток можно начать с разбора задания № 3 на с. 5, а затем перейти к демонстрации этого вычислительного приема.
№ 3: Вычислите, объясняя каждый раз, сколько всего прибавили к числу или вычли из него:
8 + 2 + 4 = 6 + 4 + 3 = 12 – 2 – 5 = 18 – 8 – 1 =
При этом учитель использует наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду, иллюстрируя один пример на сложение и один – на вычитание. По ходу иллюстрации он под диктовку учащихся выполняет на доске запись вида:
9 + 4 = 13,12 – 5 = 7.
Λ Λ
1 3 2 3
Затем дети с комментированием выполняют задание № 4 на с. 5, а после этого приступают к самостоятельному выполнению задания № 5.
Комментирование примеров из № 4:
8 + 6 = 8 + 2 + 4 = 10 + 4 = 14

2 4
Ученик. Представляю второе слагаемое 6 в виде суммы удобных слагаемых: таких, чтобы одно из них смогло дополнить 8 до 10. Это 2 и 4. Удобно сначала к 8 прибавить 2, получится 10. Потом прибавляем ещё 4. Получается ответ – 14.
3. Дальнейшее закрепление данного вычислительного приема происходит при выполнении учащимися задания № 6 и задания «Занимательная рамка» № 2 при последующей проверке.
Задание «Занимательная рамка» № 2

4. При работе над геометрическим материалом задания № 7 учитель должен вспомнить с детьми соотношение между дециметром и сантиметром.
Учитель. Сколько см в 1 дм?
Дети. В 1 дм содержится 10 см.
После того как учащиеся вспомнили, что 1 дм = 10 см, они самостоятельно чертят отрезок заданной длины в тетради.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ХомкаХомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Дети имитируют движения зверька.
IV. Решение задач.
На этом уроке учащиеся вспоминают также решение составных задач. Для этого задание № 8 учащиеся разбирают вместе с учителем.
Сначала дети отвечают на первый вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали со второй грядки?», записывают и решают простую задачу:
1-я грядка – 23 кг
2-я грядка – ? на 3 кг м.
23 – 3 = 20 (кг)
О т в е т: 20 кг моркови собрали со второй грядки.
А затем отвечают на второй вопрос задачи – «Сколько кг моркови собрали с двух грядок?» и решают составную задачу:
1-я грядка – 23 кг
2-я грядка – ?, на 3 кг м.
1) 23 – 3 = 20 (кг) – на 2-й грядке
2) 23 + 20 + 43 (кг)
О т в е т: 43 кг моркови всего.
При выполнении задания № 9 учитель просит поставить вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями.
Дети. Сколько всего машин занято на уборке урожая?
После постановки вопроса учащиеся решают эту задачу самостоятельно.
Картофелекопалок – 10 м.
Грузовых машин – ?, на 2 м. б.
1) 10 + 2 = 12 (м.) – грузовых
2) 10 + 12 = 22 (м.)
О т в е т: 22 машины всего.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что мы повторяли сегодня на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы повторили таблицы сложения и вычитания в пределах 20, чертили отрезки заданной длины, а также решали простые и составные задачи.
Домашнее задание: с. 5, № 5.