Урок по математике в 1 классе на тему Поразрядное сложение двухзначных чисел с переходом через разряд
Урок по математике в 1 классе
ТЕМА: «Поразрядное сложение двухзначных чисел с переходом через разряд».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: 1) сформировать представление о сложении двухзначных чисел с переходом через разряд;
2) закрепить способность сложения двухзначных чисел с переходом через разряд;
3) развивать способность к мыслительным операциям «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение».
Оборудование:
Демонстрационные материалы:
алгоритм решения примеров на сложение двухзначных чисел;
таблица разрядов.
Раздаточные материалы:
карточки с примерами
карточки самооценки.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
2) определить содержательные рамки урока.
( На доске девиз урока).
Очень я хочу учиться,
Не лениться, а трудиться.
Точно знаю — Я смогу
И ребятам помогу.
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок математики. Девизом сегодняшнего урока я выбрала следующие слова. Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями?
( Ответы детей).
Тогда в путь. На ваших столах лежат сигнальные карточки ( три «смайлика» - улыбающийся, грустный и смеющийся, при помощи которых вы будете оценивать свои действия и действия своих товарищей. Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг другу, если в этом будет необходимость. Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
(Ответы детей: сложение двухзначных чисел без перехода через разряд).
Эти знания нам сегодня пригодятся. Вы готовы к работе? Открывайте свои тетради, записывайте число, классная работа.
Актуализация знаний и индивидуальные затруднения в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; повторить алгоритм решения примеров на сложение двухзначных чисел без перехода через разряд.
актуализировать мыслительные операции для восприятия материала;
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов.
Решите примеры (самостоятельно, взаимопроверка в парах).
Расположите ответы в порядке возрастания (на доске).
Е 94+2=96
И 80+6=86
Н 62+8=70
Е 26+30=56
Л 8+5=13
Ж 30+20=50
О 17+3=20
С 6+3=9
9, 13, 20, 50, 56, 70, 86, 96.
Что общего в этих примерах? Ответы детей: все они на сложение
Ребята, а как вы думаете, зачем перед каждым примером я записала число? По какому принципу я их расположила?
Ответы детей: по мере возрастания.
Так чем же сегодня мы будем заниматься?
Ответы детей: решать примеры на сложение.
Вспомните, каким правилом мы должны пользоваться при сложении двухзначных чисел? Выставляем алгоритм на доске с предыдущего урока и проговариваем с детьми «хором»
Решите следующие примеры: 45+12, 27+42, 37+15.
3. Локализация затруднений.
Цель: 1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
2) сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
3) согласовать цель и тему урока.
Посмотрим, что общего в примерах? Ответ детей: все примеры на сложение.
Где возникло затруднение? Ответ детей: в последнем примере.
Почему не смогли решить последний пример? Чем он отличается от предыдущих примеров? Ответ детей: при сложении единиц получается число больше 10. Такие примеры мы еще не решали.
Тогда давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Тема: «»Поразрядное сложение двухзначных чисел с переходом через разряд».
Построение плана проекта.
Цель: 1) сформулировать цель урока;
2) организовать коммуникативное взаимодействие ( в парах, фронтально) для построения нового способа действия;
3) зафиксировать новый способ действия.
Цель: научиться складывать двухзначные числа с переходом через разряд.
Ребята, открываем учебники на стр. 79, № 1( самостоятельно взаимопроверка в парах).
Работаем с №2 ( на доске): 27+34.
27+34= (20+7)+(30+4)=(20+30)+(7+4)=50+11=61
Какое число получилось при сложении 20 и 30? Будет ли оно разрядным слагаемым этого же разряда? Ответ детей: да, будет.
Какое число получилось при сложении 7 и 4? Будет ли число 11 разрядным слагаемым этого же разряда? Ответ детей: нет, не будет. Число 11 не является разрядным слагаемым. Значит, происходит переход через разряд.
На каком этапе происходит переход через разряд: при сложении единиц или при сложении десятков?
Давайте составим план действий:
Выполним сложение чисел с помощью разрядной таблицы;
Сформулируем правило;
Тренировка.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.
Давайте выполним сложение чисел 67+25 с помощью разрядной таблицы ( 1 ученик работает у доски, остальные на местах).
У кого получился такой же ответ? Кто понял? Оцените себя!
Построим образец решения подобных примеров и сформулируем правило сложения двухзначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше 10.
Ответ детей: если при сложении двухзначных чисел в разряде единиц получается число больше 10, то второе число запишем в разряд единиц значения суммы, а 1 десяток переходит в разряд десятков.
6. Первичное закрепление с проговариванием.
Цель: зафиксировать прием сложения двухзначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше 10.
Как вы думаете, чем мы дальше займемся? Ответ детей: потренируемся в решении таких примеров.
Попробуем решить такие примеры на стр. 79, №3. Решаем с комментированием поочередно. Дети решают примеры в тетради, проговаривая при этом правило, а два ученика работают у доски.
Коллективная проверка. Кто допустил ошибки при вычислении? Определите место ошибки и причину. Исправьте ошибку. Молодцы и те, кто выполнил задание без ошибок, и тот, кто их исправил.
При помощи «смайликов» оцените свою деятельность.
Переверните страницу, выполняем №5 (задача).
По краткой записи сформулируй задачу, реши ее и запиши ответ.
Было — 38 ящиков
Привезли — 27 ящиков
Стало - ?Текст задачи: «В магазине было 38 ящиков овощей. После обеда привезли еще 27 ящиков.Сколько ящиков овощей стало в магазине?
38+27= (30+8) + (20+7)= (30+20) + (8+7)= 50 + 15= 65 (ящ.)
Ответ. В магазине стало 65 ящиков овощей.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с раннее изученным.
Выберите и решите примеры на новый вычислительный прием.
Задание выполняется на раздаточном материале в парах.
18 +90 59 + 28 60 + 17 57 + 24
59 + 7 52 + 13 47 + 35 92 + 6
Кто из вас ошибся? В каком примере? Найдите и исправьте ошибки. При помощи сигнальных карточек оцените себя.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: 1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;
2)оценить результаты собственной деятельности;
3) согласовать домашнее задание.
Чему мы учились на уроке? Ответ детей: учились решать примеры на сложение двухзначных чисел с переходом через разряд.
Научились ли мы этому? Ответы детей при помощи «смайликов».
Какая перед нами стояла цель? Ответ детей: научиться решать примеры нового вида).Достигли ли мы ее? Оценивание детей самих себя.
Что помогло нам в достижении нашей цели? Ответ детей: учитель, учебник, алгоритм решения. Вы довольны своей работой? Над чем еще нужно поработать?
А сейчас оцените свою работу на уроке. Ребята оценивают работу при помощи «смайликов».
« Я понял не все, у меня остались вопросы» - грустный
«Я понял все, могу работать, пользуясь правилом» - улыбающийся
«Я понял все, могу работать сам и объяснить другому» - смеющийся
А теперь переходим к домашнему заданию.
потренироваться дома в решении примеров нового вида — стр.80, №6
придумать пример на сложение двухзначных чисел с переходом через разряд для своего соседа по парте.
по желанию выполнить №1 в тетради на печатной основе.
Ребята, урок окончен. Спасибо за урок.