Статья Использование ИКТ как способ активизации познавательной деятельности уч-ся на уроках технологии
Использование ИКТ как способ активизации познавательной и творческой
деятельности учащихся на уроках технологии.
Более 28 лет я работаю учителем технологии и искусства в сельской школе. За весь период моей педагогической и творческой деятельности я не раз пыталась видоизменить преподавание технологии и пустить учебный процесс в более интересное и увлекательное русло, заинтересовать детей процессом творчества, научить проявлять фантазию и креативно мыслить. А для этого приходилось самой творчески и с фантазией подходить к подготовке уроков и внеурочных занятий. К сожалению, в те далекие времена, без знания и использования компьютерных технологий это было очень сложное испытание для нас, учителей.
Но время идет, научно-технический прогресс дает нам возможность ощутить в практической деятельности всю пользу и положительные моменты от использования компьютерных технологий. С использованием ИКТ процесс подготовки и проведения учебных и внеурочных занятий становится увлекательным и творческим. При этом атмосфера урока и психологическая и эмоциональная становится более благоприятной, а это очень важно для учебной деятельности учащихся.
Год от года информационные компьютерные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Главным в нашей педагогической деятельности становится понимание роли применения ИКТ на учебных и внеурочных занятиях. Информационно-коммуникационные технологии дают нам возможность развивать как ученика, так и учителя. Пути расширения кругозора детей стимулирует нас, учителей, осваивать новые информационные технологии и умело их применять в своей практической деятельности.
В последнее время мною много внимания уделяется использованию ИКТ на уроках технологии и искусства. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Моя задача, как учителя, заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно искать и осваивать эти знания , уметь обрабатывать и упрощать найденную информацию из интернет-источников. Также в своей педагогической практике я достаточно часто применяю различные виды информационных технологий, таких как презентации по разным темам, видеоролики, аудиозаписи, использую также учебную информацию из интернет-ресурсов, электронные учебники, разного рода обучающие энциклопедии , разрабатываю задания развивающего характера. На уроках технологии и искусства при помощи ИКТ мы совершаем с учащимися виртуальные экскурсии в прошлое, в разные уголки мира и просто путешествуем.
Работая с детьми любого школьного возраста , я также уделяю должное внимание и здоровью детей. Обязательно на уроках провожу небольшие физ.паузы и физминутки , используя при этом компьютерные технологии. В интернет-источниках много разных занимательных упражнений и для глаз, и для снятия напряжения и усталости, и для расслабления. Дети с удовольствием выполняют физические упражнения с виртуальным инструктором , да еще и под музыку.
Также , во время практической работы на уроках технологии и искусства я использую музыкальное оформление, а именно подбираю соответствующие аудиозаписи для положительного эмоционального состояния учащихся , что дает определенный нужный эффект для активизации учащихся во время учебной деятельности , вносит яркий эмоциональный настрой на позитивное получение информации или для выполнения практических упражнений.
Надо отметить, что жизненный опыт школьников совсем не велик. Но с помощью информационно-коммуникационных технологий, подбирая необходимую информацию мы имеем безграничные возможности для расширения кругозора детей, вовлечения их в интересный процесс обучения и познания , фантазии и творчества.
Компьютерные и информационные средства обучения являются хорошими помощниками, которые позволяют сэкономить время при объяснении нового материала, дают представления о внедрении новых технологий и делают нашу работу на уроке более эффективной. Это и помощь в поиске информации, разбор и анализ результатов, способствование развитию интереса учащихся к изучаемым предметам, стимулирование познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формирование коммуникативных навыков, а также обеспечение контроля за качеством знаний и многое другое. Таким образом, новые компьютерные информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, будут способствовать повышению не только познавательной активности учащихся, но и эффективности обучения на моих уроках технологии и искусства. Использование ИКТ дает мне возможность применения совершенно новых технологических вариантов обучения, которые связаны с удивительными возможностями современных компьютеров. Они нацелены на выполнение таких задач , как : формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся; активизация познавательной деятельности; формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать правильные решения.
Также, возможности ИКТ помогают обучающимся , как на учебных занятиях так и во внеурочной деятельности ,глубже и разностороннее познавать окружающий мир, эффективнее развивать и повышать свой творческий потенциал. А для нас, педагогов, компьютерные технологии расширяют наши возможности использования новых форм организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе, индивидуальное обучение и т.д. При использовании этих форм дети получают реальные возможности для развития своих творческих способностей ,повышения познавательной активности , что способствует гармоничному развитию личности ребенка. Обучение и воспитание с использованием средств ИКТ позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интенсивным и насыщенным, создать условия для формирования таких социально важных качеств личности как активность, индивидуальность, самостоятельность, креативность, творчество, способность к адаптации в условиях современного общества . Таким образом, можно сделать вывод, что, применение различных видов ИКТ на уроках технологии эффективно на всех стадиях учебно-образовательного процесса: и на этапе получения учебной информации, и усвоения учебного материала, повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения.
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности позволяет направить творческий потенциал учащихся на позитивное развитие. Под руководством учителя учащиеся используют компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, для овладения способами получения различной информации, для получения навыков самообразования и самовоспитания в течение всей жизни. Такой подход способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию различных видов памяти, логического мышления, а следовательно способствует всестороннему развитию личности ребенка. И нам, современным педагогам, необходимо владеть информационно-коммуникационными технологиями и умело применять их на своих уроках и внеурочной деятельности.