Урок по ОБЖ «Рациональное питание»
Тема урока : Рациональное питание, его значение для здоровья.
Цель урока: Расширить и систематизировать знания учащихся о рациональном питания.
Задачи.
Образовательные: изучить составляющие рационального питания.
Воспитательные: продолжить формирование убеждения в необходимости серьезного отношения к своему здоровью.
Развивающие: развивать умения делать выводы, анализировать.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала
Стремление людей вести ЗОЖ, увеличить свою работоспособность и долголетие привело к тому, что много внимания стало уделяться рациональному питанию как одному из важнейших компонентов ЗОЖ. С пищей человек получает необходимые элементы, которые обеспечивают организм энергией и требуются для роста и поддержания жизнедеятельности организма.
- Какое питание называется рациональным? Это и предстоит нам с вами сегодня
выяснить.
- Каким основным требованиям должно соответствовать питание, чтобы его можно было назвать рациональным?
(Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим на территории РФ;
Необходимо учитывать индивидуальные особенности;
Необходимо соблюдать режим питания. Промежутки между приемами пищи
не должны быть большими. Вредно принимать пищу только 2 раза в день и чрезмерными порциями. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, самым легким- ужин.
Вредно во время еды читать, решать сложные задачи. Нельзя торопиться, есть обжигаясь, глотать большие куски пищи. Пищу нужно тщательно пережевывать. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку)
- С пищей необходимо получать в достаточном количестве БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ, МИНИРАЛЬНЫЕ СОЛИ, ВИТАМИНЫ и ВОДУ
Какие продукты должны обязательно присутствовать в рационе питания, чтобы получать все перечисленные элементы?
Печень, почки, сердце, свежие яйца, свекла, морковь, огурцы, овес, ячмень, орехи – являются природными источниками кальция. А кальций – основной компонент костей.
Говяжий язык, рыба, рыбий жир, натуральные сыры, горох, отруби – являются источником фосфора. А фосфор необходим для сбалансированного обмена веществ.
Стручки бобов, фасоль, авокадо, мед, изюм, чернослив являются источником магния. Магний предотвращает размягчение кости.
Перец, птица, морские водоросли, картофель, лук, бананы являются источниками марганца. Марганец- переносит кислород из к клеткам. Он особенно важен в питании межпозвоночных дисков и хрящей.
- Какие вещества необходимы человеку в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает?
(Витамины)
Не зря же название их образовано от латинского слова «жизнь»- «vita»
В настоящее время известно около 20 витаминов. Остановимся на некоторых из них поподробнее.
А- витамин роста
В- способствует нормальной деятельности нервной системы. Повышает
усвояемость пищи.
С- играет важную роль в процессе обмена веществ
Д – антирахитический витамин
К доске вызываются 4 человека. Из набора продуктов распределить их по группам витамин.
(А – молоко, персик, перец, масло, яйца, морковь и т.д.)
(В- рис, манка, творог, свекла, лук, сыр и т.д.)
(С- смородина, шиповник, апельсин, лимон и т.д.)
(Д- икра, солнце, молоко, масло и т.д.)
- Какие блюда можно приготовить из предложенных продуктов?
При кулинарной обработке в железной и медной посуде теряется
витамин А. При воздействии кофеина и курения теряется витамин С.
При воздействии спирта, лекарств, курения теряется витамин В.
- Раздать учащимся суп быстрого приготовления, кириешки, чипсы и попросить их сочинить четверостишье.
Например: Суп в стакане – это круто!
Приготовлю за минуту!
Кириешки и хот-доги
Уплетем за обе щеки!
Чипсы – просто объеденье!
Все хрустим мы в упоенье!
Для того, чтобы питание отвечало требованиям ЗОЖ, оно должно обеспечивать организм всеми необходимыми питательными элементами в необходимом количестве и нужном сочетании. Но в последнее время на рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания- суп быстрого приготовлении, кириешки, чипсы. (Дети зачитывают свои четверостишья).
А что представляют собой эти продукты? Полезны или опасны они для здоровья?
Согласно технологии приготовления чипсов ломтики сырого картофеля или специально приготовленного теста, в состав которого входит и картофель, обжаривают в большом количестве растительного масла. Затем добавляют соль, специи( сушенный лук, чеснок, усилитель вкуса, красители) . Очень схожа и технология приготовления кириешек. Таким образом, кириешки и чипсы содержат большое количество жиров, углеводов, соли. Они являются поставщиками «пустых» калорий, которые могут остаться в виде избыточных отложений в области талии и бедер. Специи, содержащие в них, раздражают слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта вплоть до развития заболеваний желудка.
- А что такое ГМО, у кого (или) чего берут гены для «пересадки» растениям и животным, как ГМО- продукты влияют на здоровье человека. Как обезопасить себя от трансгенных продуктов? Обсудите предложенные вопросы в Интернете и сделайте соответствующие выводы.
Правильное питание — это основа здорового образа.
Снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное —повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
На сегодня твердо установлено, что для живых существ необходимо покрайней мере 10 металлов - это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.
Что может быть полезней,
Чем овощей бальзам и фруктов сок?
Они целебны от всех болезней
И жизни нашей удлиняют срок.
Многие люди, стоит им только заболеть сразу тянутся за таблетками, не думая о том, что лекарство растет на наших грядках.
Аптека на грядках.
Зелень – хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.
Топинамбур- древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения – идеальное средство для снижения артериального давления В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных. Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.
Употребление капусты, моркови очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний. В листьях капусты скрыты витамины В1, В2, В6, С, каратин, соли кальция, калия, фосфора. Сок капусты способен вылечить язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Свежим соком капусты лечат гастриты, заболевания печени.
В моркови содержатся каротин, витамины С, группы В, железо, медь, кобальт. Тертую морковь используют при ожогах. гнойных ранах.
Свекла содержит сахарозу, глюкозу, витамины группы В, С, йод. Она полезна при гипертонической болезни, заболеваниях печени, почек. Считают, что свекла препятствует появлению раковых опухолей.
Вишня, черешня - общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.
Малина - улучшает пищеварение, помогает при атеросклерозе и гипертонической болезни. Черная смородина богата витамином С.
- Говорят, о воспитанности человека судят по его умению вести себя за столом. Может быть кто-то и посчитает это лишним, но мне кажется, что вспомнить о культуре питания и приеме пищи нам не помешает.
На столе бумажная и матерчатая салфетки. Вызываются 2-3 уч-ся и учитель просит показать и прокомментировать, как правильно пользоваться этими салфетками.
(Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции. Текстильная предназначена для защиты одежды, а бумажными обычно вытирают губы, при необходимости, пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные можно брать без ограничения.) На столе тарелки с яблоком, груше, апельсином, мандарином, бананом, персиком. нож, вилка. Уч-ся предлагается показать и прокомментировать, как правильно съесть яблоко.
( Груши и яблоки разрезают ножом на 4 части, а потом, придерживая вилкой, очищают и едят. Апельсины чистят ножом, а мандарины руками. Бананы очищают от кожуры и едят ножом и вилкой. Персик разрезают на тарелке, удаляют косточку, затем снимают кожицу, пользуясь ножом и вилкой, и с их же помощью едят.) - Следуя всегда правилам поведения за столом, вы приобретаете необходимые навыки. Они станут для вас естественными и привычными. Вы уже не сможете поступать иначе и всегда в любом месте будете чувствовать себя комфортно.
Закрепление изученного.
Работа с учебником.
Итог урока.
Домашнее задание.
Составить рецепты вкусной и здоровой пищи.