Конспект урока русского языка на тему Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений (6 класс)


Тема: Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений.


Цели урока: обучающая – познакомить с притяжательными местоимениями, обучить выбору нужного местоимения при обращении к определенному лицу;
развивающая – развить умения критически анализировать информацию, обобщать, рассуждать, развивать навыки самостоятельной работы;
воспитательная – воспитывать культуру речи, умение вежливо общаться, воспитывать чувство уважения к мнению других людей.

Ход урока
1. Оргмомент.
Дыхательная гимнастика.

2. Проверка домашнего задания.
Проверка упр. _______ .
Опрос в виде верных и неверных утверждений (написаны на доске).

Верно ли, что:
термин «местоимение» произошел от латинского pronomen (pro - вместо, nomen - имя) – ДА.
различаются девять разрядов местоимений – ДА.
возвратное местоимение себя имеет И.п. – НЕТ.
относительные местоимения по форме совпадают с вопросительными – ДА.
неопределенные местоимения образуются от вопросительных только с помощью приставок (не-,

кое-) некто, кое-кто – НЕТ, с помощью суффиксов –то, –либо, –нибудь.
притяжательные местоимения отвечают на вопрос чей? – ДА.

3. Изучение нового материала.
Давайте вместе обозначим цель сегодняшнего урока (записываем число, классная работа, тема урока).
Поговорим о местоимениях 2-го лица. Назовите их (ТЫ, ВЫ). Только ли для множественного числа употребляется местоимение ВЫ? Действительно, местоимение ВЫ – это вежливая форма обращения к человеку. В речевом этикете существуют понятия ТЫ-ОБЩЕНИЕ и ВЫ-ОБЩЕНИЕ, т.е. с одними людьми мы можем общаться, используя местоимение ТЫ, а с другими можем говорить только ВЫ.
От чего это зависит? ТЫ- или ВЫ-ОБЩЕНИЕ зависит от того, к кому вы обращаетесь? Или от ситуации общения? А может быть так, что в одной ситуации вы говорите человеку ТЫ, а в другой ВЫ? Приведите примеры. Не забывайте о вежливости никогда, общаетесь ли вы с человеком на ТЫ или на ВЫ.
Наблюдение над материалом, написанным на доске:
Татр открывается!
К началу все готово!
Б...леты предл...гаются
За вежливое слово.
Ка(с,сс)а, выдай мне б..лет!
Ваше вежл...вое слово!
(У) меня такого нет.
Ах, (у) вас такого нет? (Не) получите б...лет.
а) прочитать выразительно текст;
б) обозначить тему стихотворения;
в) вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму (1 ученик у доски);
г) выписать в тетрадь местоимения:
мне – я (личн.)
у меня – я (личн.)
ваше – притяжат.
у вас – вы (личн.);
д) какое из них указывает на принадлежность (ваше);
е) на какой вопрос отвечает (чьё?);
ж) как называются прилагательные, отвечающие на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи? (притяжательные).
Сможем ли мы ответить, какие местоимения называются притяжательными? Сверим нашу формулировку с учебником.

Орфоэпическая норма.
Говори правильно: ИХ (не ИХНИЙ). Устно просклонять.

Как вы думаете, почему на одном уроке встретились притяжательные местоимения и этикет? (Внешнее проявление внутренней культуры, умение вежливо общаться, связано с умением правильно употреблять местоимения.)
Когда мы используем местоимения ТЫ, ТВОЙ – ВЫ, ВАШ? Обратимся к таблице.

Употребление местоимений
Вы, Ваш уместно:
Употребление местоимений
ты, твой уместно:

1) по отношению к незнакомому, малознакомому адресату;
1) по отношению к хорошо знакомому адресату;

2) в официальной обстановке общения;
2) в неофициальной обстановке общения;

3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату;
3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату;

4) по отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.
4) по отношению к равному и младшему адресату.


Обратимся к записанному нами четверостишью. Вежливым ли было обращение к кассиру? – НЕТ.

4. Диктант.
Вежливость предполагает искусство человеческого общения. В разных языках встречается множество вариантов вежливого обращения. В Италии вежливым обращением было Ваша светлость, Ваша честь, Ваша владетельность.

Найти притяжательные местоимения, подчеркнуть их.

5. Физминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

6. Продолжение изучения нового материала.
Как изменяются притяжательные местоимения? – по родам, по падежам.



Просклонять:

I вариант
II вариант

И.
ваша большая корзина
И.
твой голубой шарф

Р.
вашей большой корзины
Р.
твоего голубого шарфа

Д.
вашей большой корзине
Д.
твоему голубому шарфу

В.
вашу большую корзину
В.
твой голубой шарф

Т.
вашей большой корзине
Т.
твоим голубым шарфом

П.
о вашей большой корзине
П.
о твоем голубом шарфе


А когда нам понадобится правильное вежливое обращение? Правильно – при поздравлении.
Обратим внимание на образцы поздравлений.

Дорогая Наташа!
Поздравляем тебя с Днем 8 Марта!
Желаем здоровья, счастья, успехов в учебе.
Твои друзья Петя и Ваня.


Уважаемая Анна Ивановна!
С Днем 8 Марта Вас поздравляет шестой класс!
Ваши ученики.



Дорогая бабушка!
Поздравляем тебя с днем рождения!
Желаем многих лет жизни, счастья, здоровья!
Крепко целуем.
Твои внуки Миша и Вася




Беседа о правильном оформлении поздравлений.
При оформлении поздравления очень важно вежливо обращаться к человеку, которого вы поздравляете. Если это взрослый человек, ваш учитель, мы обращаемся: уважаемый Иван Иванович, уважаемая Анна Ивановна. Если это ваш родственник, можно обратиться: дорогой дедушка, дорогая (любимая) мама. Дальше следует само поздравление: поздравляю с днем рождения, поздравляю с Новым годом. Далее обязательны пожелания: традиционно желают хорошего здоровья, успехов в работе или учебе, счастья, всего самого хорошего. Местоимения ВЫ, ВАШ в знак уважения пишутся с большой буквы. Поздравление обязательно подписывается, ставится дата.
Каждый ученик подписывает открытку.

7. Подведение итогов.
Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
Что вы узнали об особенностях употребления местоимений ТЫ-ТВОЙ, ВЫ-ВАШ.

8. Домашнее задание

9. Анкета.
понравился ли тебе урок?
а) да
б) нет
Какой момент запомнился:
а) проверка домашнего задания;
б) работа с таблицей;
в) работа с текстом;
г) творческая работа;
д) изучение нового материала;
е) работа с предложениями.
Как ты оцениваешь свою работу на уроке? ____________________________________

15