Разработка урока по истории на тему Письменность и знания древних египтян (5 класс)
Письменность и знания древних египтян
Цель:
Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Др. Египте;
Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий;
Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Задачи:
Личностные:
Осознать ценность и значимость получения образования на примере Др. Египта;
Воспитывать уважение к чужой культуре,
Метапредметные:
Путем вопросов проблемного характера решения познавательных задач, формировать логическое, историческое мышление учащихся на примере древнеегипетской, современной школ;
формировать умение сравнивать различные явления;
показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.
Предметные:
уяснить смысл понятий «иероглиф», «папирус»;
сформировать представление о школе в Др. Египте;
раскрыть особенности и сложности египетской письменности, познакомить с особенностями египетского счета.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация «Письменность и знания в Др. Египте»;
учебник История Древнего мира 5 класс А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая;
рабочая тетрадь История Древнего мира 5 класс Г.И.ГодерТип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Вводно-мотивационный.
Практически подходит к концу наше путешествие по Др. Египту.
? Что мы уже сегодня знаем о Др.Египте? (ответы детей)
Мы встретились с огромным количеством вещественных источников.
? Какую группу источников мы еще не обсуждали на уроках? (письменные)
? Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Тема урока: « Письменность и знания древних египтян»? На какие вопросы мы сегодня сможем ответить? (версии детей)
Вопросы, которые интересуют всех:
Как писали древние египтяне?
Как вели счет в Др. Египте?
Как учились древнеегипетские школьники?
Какие знания зарождались вДр. Египте?
Для наиболее эффективной работы мы разделись на 4 группы, каждая группа получила задание, с которым она работает в течении 5 минут, затем знакомит нас с выполненным заданием. Кроме того группе выдан лист оценивания, где старший группы, сам ученик ,руководствуясь критериями оценок, ставят себе за работу на уроке оценку, а также учитель выставляет оценку за выполнение заданий в опросном листе. Затем выводится среднеарифметическая оценка, которая «идет» в журнал.
Старшие группы получите задания.
Изучение нового материала, закрепление
5 мин. На работу в группах
Мы познакомились с огромным количеством египетских сооружений, но долгое время для человечества они оставались безмолвными. Дело в том, что ученые не могли постичь тайну древнеегипетской письменности. Они считали, что рисунки не несут серьезной смысловой нагрузки. Но это оказалось не так. Выступление 1 группы.
1 группа «Загадочные письмена»
Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 1
2. часть презентации
Вопросы: 1. Почему научиться древнеегипетскому письму было так сложно?
2. Что такое иероглиф?
3. Почему египтяне вынуждены были отказаться от письма в виде рисунка?
4 В чем особенность египетского письма?
5.Предположите какое слово «прячется» Д … М ?Трудно было выучить древнеегипетское письмо, умеющий читать и писать казался настоящим мудрецом.
Выполните задание в тетради:
1 Иероглиф – это…
2. Египетские иероглифы передавали А)….
Б)….
В)….
Не менее сложным, чем письменность было и обозначение математических чисел. Давайте попробуем разобраться в них. Поможет в этом нам следующая группа.
2 группа «Особенности счета в Др. Египте»
Используемый материал: 1. учебник стр.64 Обозначение чисел
2. часть презентации
Задания: 1. Попробуйте с помощью египетских чисел написать год своего рождения.
Выполните задание в тетради:Напишите, какой сегодня год и сколько вам лет
Итак мы узнали, что счет также как письменность было очень сложны в Др. Египте, умеющий читать и писать казался настоящим мудрецом.
? Где можно было освоить эту мудрость? В школе. Познакомимся с древнеегипетскими школами
3 группа « Школы вДр. Египте»
Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 2, 3
2. часть презентации
Вопрос: 1. Где располагались школы, кто в них преподавал?
2. Кто учился в школах Др.Египта? Кто не мог учиться в школе?
3. Чему учили в школе?
4. На чем писали древнеегипетские ученики?Как выглядела древнеегипетская книга?
Выполните задание в тетради.
Продолжите фразу Папирус – это________________________________
Написать 1-2 отличия древнеегипетской школы от современной
1…..
2…..
Можно предположить если существовала школа в Др. Египте, то развивалась знания в Др. Египте. Не правда ли ?4 группа «Знания Др. Египта»
Используемый материал: 1. Иллюстрации учебника
2. часть презентации
Задание: предположите, какие знания необходимы были для строительства этих сооружений, для выживания людей?
Выполните задание в тетради. Заполните схему
Науки Др. Египта
? ? ? ?
Посмотрите вновь на те вопросы, которые мы ставили в начале урока.
?На все ли мы ответили? (да )?Какие-то вопросы остались без нашего внимания? (нет)
Если у вас возникло желание узнать о Египте какую-либо дополнительную информацию, обратитесь к дополнительной литературе (выставка книг о Др. Египте)
Вывод
?Какой вывод о развитии древних египтян мы можем сделать?
Это были абсолютно дремучие люди?(ответы учеников)
Вы бы хотели учиться в древнеегипетской школе?
РефлексияСегодня на уроке мы очень много выяснили о своеобразии культуры Др. Египта. Как вы думаете, нам могут пригодиться, полученные знания на уроке?
Продолжите фразу:
Было интересно …
Было трудно …
Я понял, что …
Я научился …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Подведение итогов, оценки
Все ребята получат оценки за урок, но наиболее активным я уже сейчас ставлю оценки
Домашнее задание
1 уровень: параграф 12, вопросы
2 уровень: параграф 12, вопросы, ТПО №35-37
3 уровень: параграф 12, вопросы , ТПО №35-41
Дополнительное задание
Ночь… Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один, «Не будь трусом – мы умилостивим богов жертвами! Поспешим, я знаю , как проникнуть внутрь!» - торопит другой.
Что они замышляют? Чем привлекает их каменные громады?
Вспомните сказание о богах. Кто мог сказать о себе такие слова? По какому поводу?
А. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
Б. Зависть и злоба терзают меня, Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства.
В. Имя мое Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.
Лист оценивания
Ф.И. ученика Оценка старшего в группе Самооценка Оценка учителя
Лист оценивания
Ф.И. ученика Оценка старшего в группе Самооценка Оценка учителя
Лист оценивания
Ф.И. ученика Оценка старшего в группе Самооценка Оценка учителя
Лист оценивания
Ф.И. ученика Оценка старшего в группе Самооценка Оценка учителя
ПисьменностьДр. Египта
Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить более 700 иероглифов. Иероглиф – это первые знаки для письма Первоначально они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Например: обозначали «ноги» или - солнце. Но не все слова можно нарисовать. Позже иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Например, иероглиф - рот, затем и согласный звук «р». Гласные звуки иероглифами не передавались. Поэтому буквами « Д» «М» можно написать несколько слов. Чтобы
было легче понять смысл написанного перед словом ставили знак-определитель.
Счет в Др. Египте
Для записи чисел египтяне также употребляли иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Например, «1»- «палочка», «10»- «дуга» и т.д. Привычных цифр в Др. Египте еще не было, чтобы написать число 9 рисовали девять палочек и т.д. Показ выполненного задания. Пользоваться такими иероглифами было неудобно потому, что числа были слишком большими.
Знания в Др. Египте.
Математика - умели считать, вычислять площадь фигур
Химия – изготавливали составы для бальзамирования
Астрономия – создали карту звездного неба, составили календарь, умели определять, когда начнется разлив Нила.
Медицина – знали крупные органы, свойства некоторых лекарственных растений, делали операции.
1 группа «Загадочные письмена»
Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 1
2. часть презентации
Вопросы: 1. Почему научиться древнеегипетскому письму было так сложно?
2. Что такое иероглиф?
3. Почему египтяне вынуждены были отказаться от письма в виде рисунка?
4 В чем особенность египетского письма?
5.Предположите какое слово «прячется» Д … М ?2 группа «Особенности счета в Др. Египте»
Используемый материал: 1. учебник стр.64 Обозначение чисел
2. часть презентации
Задания: 1. Попробуйте с помощью египетских чисел написать год своего рождения.
3 группа « Школы в Др. Египте»
Используемый материал: 1. учебник параграф 12 пункт 2, 3
2. часть презентации
Вопрос: 1. Где располагались школы, кто в них преподавал?
2. Кто учился в школах Др. Египта? Кто не мог учиться в школе?
3. Чему учили в школе?
4. На чем писали древнеегипетские ученики?Как выглядела древнеегипетская книга?
4 группа «Знания Др. Египта»
Используемый материал: 1. Иллюстрации учебника
2. учебник стр. 64
3. часть презентации
Задание: предположите, какие знания необходимы были для строительства этих сооружений, для выживания людей?