Конспект урока по истории на тему: Письменность и знания древних египтян 5 класс
Конспект ФГОС к уроку на тему: Письменность и знания древних египтян.
Учебный предмет: история.
Класс: 5.
Тип урока:урок «открытия» нового знания.
Цель:
- сформировать представление учащихся о истории возникновения письменности, раскрыть особенности древнеегипетского письма;
- развивать умение работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;
- воспитывать любознательность, интерес к историческому прошлому и уважительное отношение к прошлому.
Планируемые результаты:
Предметные:
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Познавательные УУД:Выделяют и формируют познавательную цель. Выбирают
знаково символические выполняют операции со знаками и символами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Личностные УУД:Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать друг друга. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно практической деятельности. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: Компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал, презентация
Мотивационный этап.
Проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль в порядкеКнижка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
Я рада приветствовать Вас, ребята, в нашем классе.
Есть классы разные у нас.
Но этот, самый классный класс.
Примерные, инициативные, разумные, активные, мудрые, интересные
Я, Вам желаю проявить сегодня на уроке, все свои самые лучшие качества.
Ребята, скажите, какую страну мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков (изучали исторические события и явления Древнего Египта).
Слайд 2
Скажите, что мы знаем о истории Древнего Египта?
1. Где находится, его местоположение (северо-восточная Африка)2. Население, занятия и образ жизни (во главе – фараон, вельможи, писцы, земледельцы, ремесленники, воины) 3. Управление в государстве.4. Военные походы.
Скажите, а как удалось об этом узнать, ведь все эти события происходили очень давно?
Что послужило источником наших знаний о жизни древних египтян?Предполагаемый ответ:1. Из письменных источников. 2. Из предметов, найденных при раскопках.
Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно было разглядеть и змею, и птицу ибиса, и пирамиду.
Посмотрите ещё раз на экран и подумайте о чём мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?
Тема урока: Письменность и знания древних египтян.
Определите цели урока: (по ключевым словам)
Узнать... Познакомиться…
План урока
1.Загадочные письмена
2.Египетские папирусы
3.В древнеегипетской школе
Цели урока:
1.Познакомиться с особенностями древнеегипетской письменности.
2.Узнать о развитии научных знаний в Древнем Египте.
Загадочные письмена
В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в остальных странах мира, - более 5000 лет назад. Знаний было накоплено больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передать другим. Именно это привело к появлению письма. Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.
Прочитайте информационный текст в учебнике стр.61-62 параграф 12 пункт1, У вас на партах лежат карточки, необходимо используя текст указанного пункта параграфа вставить пропущенные слова
Вставьте пропущенные слова в текст В египетском письме более_____________ иероглифов. Первоначально они были похожи на _______________ .Такое письмо не передавало _____________ языка, и многие слова, например ____________, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать несколько ________________. Гласные ______________ иероглифами не передавались.
Как вы думаете, легко ли было раскрыть секрет египетских иероглифов?
Лишь в начале 19 века этот секрет был раскрыт французским учёным Франсуа Шампольоном.
Как удалось их расшифровать, вы узнаете, прочитав документ на стр. 63 «Как была разгадана тайна иероглифов».
Как вы думаете, можно ли считать, что французский учёный подарил Египту его историю? Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков)
Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким навыкам вас обучали в первую очередь?
Предлагаю сегодня выступить в роли египтян, которые учатся писать.
Первыми знаками для письма были рисунки. Вы сейчас попробуете написать предложение: Ночью шёл дождь, используя образцы иероглифов, представленные на слайде.
На слайде,Иероглифы пестрят.Рыбы, звери, птицы, точки,Загогулины, кружочки…Все знакомое почти,А попробуй-ка, прочти!
Давайте попытаемся расшифровать египетские надписи как это сделал в начале 19 века французский ученый Франсуа Шампольон.
Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку, означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что первый знак изображал птицу Ибис (Бог Тот), а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Имя какого фараона, совершившего крупные завоевания вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).
Почему умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом?
Читать и писать мы научились, а считать по-египетски хотите научиться. Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Давайте посмотрим обозначение чисел на стр. 64.
Египтяне записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево, и сначала шли единицы, затем десятки, потом сотни. Запишите в тетради, сколько вам лет.
Мы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
и поиграем в игру.
Игра «Море волнуется раз»:
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три:
А) фигура первобытного человека на месте замри;
Б) фигура мотыги на месте замри;
В) фигура шадуфа на месте замри
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Египетские папирусы
Писать, читать и считать мы научились, но что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности). Хорошо бы познакомиться с материалом на котором писали древние египтяне.
Иероглифы писали на папирусе, а вот как его делали, вы узнаете, поработав в группе и прочитав текст пункта 2 «Египетские папирусы» на стр. 63
- Составьте правила изготовления папируса, используя опорные слова
1.Разрезали……2.Укладывали…… 3.Сверху клали…….4.Прижимали…… 5.Высушивали
В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают листы бумаги в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).
Работа с учебником.
Рассмотрите на с. 64 учебника письменные принадлежности. Попробуйте объяснить, как ими пользовались.
Каждый писец носил с собой в футляре заострённую тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями – для чёрной и красной краски. Текст писали чёрной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом.
И поэтому на уроках русского языка вы часто слышите словосочетание «красная строка», что означает писать с новой строчки.
3.В древнеегипетской школе
Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Египте школы открывались при храмах.
Подумайте, кто выступал в роли учителей? Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.
Сколько лет сейчас продолжается обучение в школе? В Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15 лет.
Давайте представим, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель (писец или жрец). За ним раб несёт письменный прибор. Учитель садится в резное кресло. Дети получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Но в Древнем Египте не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов.
Прочитайте отрывок из «Поучения писцов ученикам» на стр. 42.
1)Как учителя поддерживали порядок на занятиях?
2)Что означает фраза «уши мальчика на спине его»?
3)Чем была привлекательна должность писца?
4)В современное время важно быть грамотным?
В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил. Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделён на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.
Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были хирурги, которые делали сложные операции, зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки.
Закрепление Наш урок был посвящён интересной теме. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, обобщали.
Ребята, мы достигли целей урока
1.Познакомиться с особенностями древнеегипетской письменности.
2.Узнать о развитии научных знаний в Древнем Египте.
Это мы узнаем поиграв со мной в игру.
Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает
В египетском письме более 200 иероглифов (нет)
Первые иероглифы были рисунками (да)
В египетской школе учились дети знатных и богатых родителей (да)
Основной материал для письма был папирус (да)
Папирус был ломкий, его сворачивали в свитки (да)
В школах готовили ремесленников (да)
В школах роль учителей выполняли жрецы (Да)
В египетской школе могли учиться все желающие (нет)
В египетском календаре было 365 дней. (да)
В египетских школах занимались астрономией (да)
6. Рефлексия А теперь давайте оценим себя на нашем сегодняшнем уроке
Учащиеся заполняют карточки.
Домашнее задание
На уроке мне всё было понятно - Составить на отдельных листочках кроссворд из 6-7 слов
На уроке я не всё понял - П.12. пересказ
Я плохо понял- П.12. прочитать, пересказать, ответить на вопросы устно
Наш урок подошёл к концу. Мы многое сегодня узнали. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Мне бы очень хотелось, чтобы вы стали такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.
Спасибо вам за урок!
Лист самооценки (нужное подчеркнуть)
ФИ ученика_________________
1. На уроке я работал(а)
активно пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен не доволен
3. Урок для меня показался коротким длинным
4. За урок я устал не устал
5. Мое настроение стало лучше стало хуже
6. Материал урока мне был понятен
полезен
интересен не понятен
бесполезен
скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким
интересным трудным
не интересным
Рабочий лист
Загадочные письмена
Прочитайте информационный текст в учебнике стр.61-62 параграф 12 пункт1. Необходимо используя текст указанного пункта параграфа вставить пропущенные слова
В египетском письме более_____________ иероглифов.
Первоначально они были похожи на _______________ .Такое письмо не передавало _____________ языка, и многие слова, например ____________, просто нельзя изобразить рисунком.
Один значок мог обозначать несколько ________________.
Гласные ______________ иероглифами не передавались.
Задание Показатель Самооценка
1.Вставить пропущенные слова в текст Все работали одинаково Работал только один Кто-то работал больше, кто-то меньше других Оцените работу своей группы.
«Отличная работа! Молодцы!» -
«Хорошая работа!» -
«Не очень получилось» -
Египетские папирусы
Составьте правила изготовления папируса, используя опорные слова
1.Разрезали……
2.Укладывали……
3.Сверху клали…….
4.Прижимали……
5.Высушивали
2.Составить правила изготовления папируса Работали дружно, слушали друг друга Высказывали свою точку зрения, не ссорились Трудно было договориться. Оцените работу своей группы.
«Отличная работа! Молодцы!» -
«Хорошая работа!» -
«Не очень получилось» -