Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века», на тему «Правописание суффиксов -онок-, -ёнок «
Урок русского языка во 2 классе
по УМК «Начальная школа XXI века» в ТДМ
учитель Гиздатуллина Зульфия Анваровна
МБОУ «СОШ №4» г. Альметьевск РТ
Тема урока: Правописание суффиксов -онок-, -ёнок
Тип урока: открытие нового знания
Основные цели: 1)сформировать представление о написании суффиксов –ёнок-, -онок-;
2) сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения, умение выводить правило и применять алгоритм выбора суффиксов –ёнок- или –онок-.
Демонстрационный материал: слайды с изображением детёнышей животных, таблицы с эталонами.
Ход урока
I. Организационный момент.
_Сегодня ребята, у нас с вами необычный урок - урок-экскурсия. А куда мы с вами отправимся на прогулку, вы узнаете, когда посмотрите видеофильм.
Просмотр видеофильма «Детский зоопарк»
-Кто из вас был очень внимательным и заметил, каких животных мы увидели в зоопарке?
(Мы увидели детёнышей)
- Кто понял, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Мы будем учиться писать названия детёнышей животных)
-Как мы будем узнавать новое?( Мы сначала должны понять, что мы не знаем, а потом самостоятельно открыть новый способ, новые знания)
-А чтобы работа была успешной на уроке, что необходимо? ( Вспомнить те знания, которые нам пригодятся для изучения нового, внимательно слушать друг друга, быть активными).
-Итак, с чего обычно мы начинаем урок русского языка? ( С повторения необходимых знаний)
-Я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания.
II.Актуализация знаний
1 задание. Работа по вариантам. Учащиеся отгадывают загадки и подбирают родственные слова, выделяют корни и суффиксы.
1.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Лось, лосиха, лосёнок, лосята.
2. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Лиса, лисица, лисёнок, лисята.
Обобщение знаний учащихся:
-Какие слова называются родственными?( Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными)
-Назовите главную часть слова (корень)
- Какие части слова помогают образовывать новые слова?(Суффиксы)
Какие суффиксы образуют слова, обозначающие мам ( -их, -иц)
много детёнышей?(-ат, -ят)
( на доске открываются эталоны)
лосята
тигрята
котята
тигрица
лисица
лосиха
-Что мы с вами повторили? (Мы повторили части слова)
-С какой целью? ( Чтобы использовать наши знания при изучении нового)
-А теперь, я что вам предложу сделать? ( Выполнить пробное действие)
2 задание с затруднением.
-А теперь, каждый из вас попробует образовать родственные слова, обозначающие одного детёныша волчицы и детёныша медведицы.
Дети работают самостоятельно на листочках.
- Кто не справился с заданием? Почему? ( Я не смог написать суффикс в данных словах)
- Кто справился с заданием? ( Я сомневаюсь, какую букву написать в суффиксе –онок- или -ёнок-)
-Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правило, как пишутся суффиксы
–онок- и –ёнок-)
III.Проблемное объяснение нового знания
-Какую цель мы поставим на уроке? (Вывести правило и алгоритм правописания суффиксов
–онок- и –ёнок-)
- Какая тема нашего урока? ( Дети сами формулируют тему урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок-)
Открывается тема урока «Правописание суффиксов –онок- и –ёнок»
- Я предлагаю вам провести наблюдение над правописанием суффиксов –ёнок-, -онок-.
Работа по учебнику «Русский язык» на стр. 113 (дети работают парами, обращая внимание на согласные звуки перед суффиксами)
лосёнок
тигрёнок
лисёнок
медвежонок
мышонок
галчонок
телёнок
бельчонок
Если ученики не смогут догадаться, в каких случаях пишется в суффиксах гласная о, в каких-ё, учитель задаёт наводящие вопросы:
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется суффикс –ёнок-? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс -онок -пишется только после твёрдых согласных звуков? (нет)
- Можно ли сказать, что суффикс –онок- пишется после всех шипящих звуков? (да)
- Какой вывод можем сделать? ( Вывод: суффикс –онок пишется после всех шипящих звуков , в остальных случаях пишется суффикс –ёнок)
- А теперь обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом на с. 113.
-Хотите сами попробовать написать алгоритм применения правила правописания суффиксов –ёнок-, и –онок-. ( Попробуем)
Работа по группам. Учащиеся составляют алгоритм и сравнивают его с эталоном, который учитель вывешивает на доске.
1. Выделить корень.
2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,
4. После мягких согласных пишем –ёнок-.
-Какое было затруднение? Вы смогли его преодолеть? ( Да, мы вывели правило и алгоритм правописания суффиксов –онок- и –ёнок-)
IV. Первичное закрепление во внешней речи
Отработка правила и алгоритма его применения фронтально.
-Выполним упражнение на отработку алгоритма с комментированием.
-Образуйте слова, обозначающие детёнышей, и запишите их в два столбика, выделите корень и суффикс.
-онок- -ёнок-
Два ученика читают надписи на слайдах.
Перед бассейном в зоопарке-
Медвежьи следы.
С тяжёлым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды (медвежонок)
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска! (тигрёнок)
На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва (верблюжонок)
Белой тундрой целый день
Ходит северный олень (оленёнок)
У колючего ежа
Все в семействе сторожа (ежонок)
Ну а здесь резвятся пони,
Пони-маленькие кони (жеребёнок)
Словно в зимние морозы
В тёплых шубах ходят козы (козлёнок)
Всех огромней в джунглях слон,
Напролом шагает слон,
Грозно бивнями блестит,
Вкусно листьями хрустит (слонёнок)
V. Самостоятельная работа с самопроверкой .
-А теперь мы что с вами должны сделать? (выполнить самостоятельную работу)
-Однажды в зоопарке мам и малышей выпустили погулять. Звери разбрелись кто - куда. Вдруг навстречу им волк. Зверята испугались, бросились наутёк и далеко убежали от своих мам. Помогите им встретиться, напишите малыша.
Мамы и малыши.
Ежиха- ежонок
Белка- бельчонок
Зайчиха- зайчонок
Учитель организует самопроверку по слайду
-Ребята, если вы написали верно, поставьте плюс, кто не справился или есть ошибки, ставит знак вопроса и исправляет свою ошибку.
-Мамы с малышами благодарят вас за помощь.
Открывается слайд, на котором изображены мамы с детёнышами.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Я предлагаю вам закрепить свои знания, выполнив упражнение 2. в учебнике на стр. 114
Упражнение 2. Запиши названия детёнышей. (два ученика работают у доски, остальные на местах, организуется фронтальная проверка)
слон-слонёнок
волк-волчонок
лось-лосёнок
лиса-лисёнок
белка-бельчонок
тигр-тигрёнок
морж-моржонок
корова-телёнок
лев-львёнок
олень-оленёнок
барсук-барсучонок
мышь-мышонок
страус-страусёнок
орёл-орлёнок
VII. Итог урока.
- Какова была цель нашего урока? ( Вывести правило и алгоритм правописания суффиксов
–онок- и –ёнок-)
-Вы достигли поставленной цели? ( Да, мы составили алгоритм, выполнили тренировочные упражнения и самостоятельную работу).
- Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат колобки с разным выражением лица. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.
Учащиеся оценивают себя.
- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? ( Выучим правило в учебнике, выполним тренировочные упражнения в рабочей тетради).
- Я предлагаю вам выбрать домашнюю работу по желанию:
Т- выучить правило на стр.113
Выполнить задания в рабочей тетради «Пишем грамотно» на стр.56-57
Написать сочинение о своём любимом животном, используя суффиксы –онок- или –ёнок-.
-Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? Кто пополнил свои знания новым багажом?
-Прогулка по зоопарку заканчивается. Маленькие детёныши прощаются с вами. (Слайд )
Хочется вам пожелать: любите окружающий нас мир, он очень интересен.
15