Технологическая карта урока русского языка. Повторение правил правописания мягкого знака в словах (4 класс)


Технологическая карта урока
Выполнил учитель начальных классов Неофитова Марина Михайловна МБОУ гимназия «Пущино» городского округа Пущино МО
Тема урока: Повторение правил правописания мягкого знака в словах
Тип урока: закрепление знаний
Образовательные ресурсы: УМК «Начальная школа 21 век» под редакцией С.В.Иванова, М.И.Кузнецова; тетради, компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, коробки с кружочками
Цель урока: закрепить навыки правописания слов с мягким знаком.
Предметные задачи:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в группе.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы (составлять план);
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группе. 
Методы обучения: словесные, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Основные термины и понятия: мягкий знак, орфограмма. 
Планируемые образовательные результаты:
Научатся:
- писать слова с мягким знаком в разных частях речи
Получат возможность научиться:
- безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач;  систематизировать изученный материал; совершенствовать умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Структура урока
Этап урока Задачи Формы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемый результат
1.Организа-ционно-мо-тивационный
этап. Создание эмоционально-положительного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. Слово учителя. Учитель организует обуч-ся на начало урока. - Сегодня у нас необычный урок. Вы будете соревноваться. В классе пять групп, жюри один человек. Каждая группа и каждый участник должны постараться набрать большее количество баллов, чтобы победить. В каждой команде есть командир, который будет класть в коробочку баллы – кружочки за работу, а жюри (ученик, если нечетное число детей) будет отмечать на листочке баллы за устные ответы. В конце урока посчитаем и посмотрим, чья группа самая сильная и какой ученик окажется самым активным.
-Вспомним девиз нашего класса:
«Если много будешь знать,
То получишь в классе пять».
- На уроке:
Мы будем думать, отвечать,
Рассуждать и обсуждать.
И в тетрадях писать
На оценку «пять».
Дети стоят около парт, приветствуют друг друга, идёт определённый настрой на работу.
Ответы детей. Личностные УУД: самоопределение
к деятельности.
Познавательные УУД:
готовность к предстоящей деятельности
Коммуникативные УУД:
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке
Регулятивные УУД: самоконтроль.
II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование обучающимися темы и цели урока.
Самоопределение к учебной деятельности, развитие познавательных УДД. Слово учителя.
Работа с интерактивной доской.
Слайд 1
- Посмотрите внимательно на слова:
Ночью, деревья, день, воробьи.
Лень, пять, исправь, нож.
Кончик, печник, отрежь, девочка.
- Какое слово лишнее на каждой строчке?
(1. день; 2. нож; 3.отрежь)
- Почему?
Все разделительные ь, а в слове «день» - показатель мягкости.
Везде есть ь - показатель мягкости, а в слове «нож» нет.
Лишнее «отрежь», все слова на –чк-,-чн-,-нч-,-нщ-.
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Запишите число, классная работа, тему нашего урока: «Правила правописания мягкого знака в словах».
-Какую цель поставим перед собой?
- Как выстроим наш урок?
Ответы детей.
Совместная работа с учителем.
Прогнозирование целей урока. Умение формулировать тему и цели урока Личностные УУД:
сохранение мотивации к получению знаний
Познавательные УУД:
развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урокаIII. Закрепление.
1.Закрепление знаний в знакомой ситуации. Совершенствование навыков использования правил правописания мягкого знака в словах, выделение групп слов по отдельным признакам через сравнение. Слово учителя.
Работа с интерактивной доской
Словарная работа
- Начнём свою работу.
- Все ли случаи написания мягкого знака здесь показаны?
- Какие правила ещё знаете?
(Дети говорят, а учитель открывает эти правила на доске) Слайд 2
Ь знак пишется Ь знак не пишется
1. Ь - разделит. 1. чк-чн, нч, нщ, рщ, щн, чт.
2. Ь – показ. мяг. 2. кр. прил.
3. Ь в глаголах
(2 л. ед. ч., пов. накл., н.ф.гл.) 3. у сущ. ж.р., 1скл., Р.п., мн.ч.
4. сущ.3 скл., ед.ч. 4. у сущ. м.р.
5. нареч. 5. искл: уж, замуж, невтерпёж- Каждая группа должна придумать и записать 6 слов на нужную орфограмму.
Предполагаемые ответы детей:
1гр. 6 раз, Ь – пок. мяг.: пень, лень, вязать, деньки, долька, восемь.
2гр. Ь в глаг. (все 3 формы отразить): читаешь, молчишь, беречь, стеречь, плачь, мажь.3гр. сущ. (все 3 вида): речь, дочь, туч, задач, меч, мяч.4гр. нареч.: прочь, настежь, вскачь, невмочь, напрочь, навзничь.
5гр. кр. прил.: скрипуч, колюч, хорош, могуч, свеж, линюч.
Жюри (оставшийся 1ученик). -чк ,– чн-… бочка, огуречный, стаканчик, каменщик, сборщик, чудовищный, чтение.
Словарная работа.
- Сейчас вам нужно будет заполнить кроссворд. Для этого отгадайте загадки. Слайды 3-5
- Какое слово не является словарным? (мышь)
- Запишите словарные слова в тетрадь, поставьте ударения, подчеркните опасные места.
(воробьи, морковь, картофель, божья коровка, медведь, олень)
- Назовите слова с разделительным Ь (воробьи, божья коровка)
- Назовите слова с показателем мягкости (морковь, картофель, олень). Самостоятельная работа в группе, выполнение письменного задания.
Обсуждение выполненной работы с учителем. ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе.
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия
2. Актуализация знаний в процессе выполнения письменного задания.
Выполнение учебных действий в материале, воспитание внимательности, культуры письма. Письменное задание
- Ребята, сейчас выполним письменное задание: каждая группа должна написать два словосочетания с отдельными словами; обозначить главное слово, одно словосочетание должно быть с прилагательным, другое - с глаголом).1гр. воробьи (шустрые воробьи, увидеть воробьёв);
2гр. медведь (косолапый медведь, испугаться медведя);
3гр. морковь (сладкая морковь, выдернуть морковь);
4гр. олень (красивый олень, любоваться оленем);
5гр. картофель (крупный картофель, выкопать картофель).
Проверка выполнения задания в группах Работа в тетради ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.
3.
Физкультминутка
Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей.
. Совместная деятельность учителя и обучающихся- Ребята, встаньте, задвиньте стулья. Повторяйте за мной.
Я иду, и ты идёшь, 1,2,3
Я пою, и ты поёшь, 1,2,3
Мы идём и поём – ля-ля-ля
Очень дружно мы живём – ля-ля-ля
Мы шли, и пришли - 1,2,3
Сели тихо, взяли ручки 1,2,3
Сели прямо и начали работу 1,2,3.
Выполнение упражнений. ЛичностныеУУД:
умение быть лидером.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий, осуществление личностной рефлексии.
4. Закрепление материала в новой ситуации Выявление знаний
обучающихся по
пройденной теме и
умение этих знаний применять на практике.
Работа по учебнику стр. 104 упр.1.
2) Выполнение письменного задания
3) Работа в тетради «Пишем грамотно» Стр. 27 упр.1
4) Работа устно
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Назовите алгоритм действий.
Запишите слова в три столбика:
1. слова с разделительным Ь,
2. слова с Ь – показателем мягкости,
3. слова с Ь – после шипящих на конце слова.
- Чья команда быстрее закончит, та и отвечает
- Приступим к работе.
- Проверим записанные предложения.
2) Работа с интерактивной доской.
- Посмотрите на предложения;
Луч солнца ярок и горяч.
Утром ты постараешся пересечь этот рубеж.
Новый завод работает на всю мощ.
Лесной ёж колюч.
- Письменно исправьте ошибки.
Жюри выходит к доске, все проверяют, у кого нет ошибок, поднимают руки (каждый игрок за правильные ответы получает баллы)
3) Теперь самостоятельно выполним работу в тетради «Пишем грамотно». Выполним взаимопроверку.
- Поднимают руки, у кого всё правильно.
4) - А сейчас давайте отдохнем от письменных заданий и поработаем устно. Поиграем в игру «Вырази одним словом».
Снежная буря, метель (вьюга);
Почтовый служащий, разносящий почту (почтальон);
Мясной отвар (бульон);
Почтовое отправление (письмо);
Ходовая часть саней (полозья).
- Запишите эти слова, проверьте по карточке.
- У кого всё правильно, поднимаем руки!
(За правильность «очки»).
- Закончите предложения:
Лошадь неслась … (вскачь)
После вечера наступает … (ночь)
Для постройки дома нужен …(кирпич)
… роют норки для своих гнёзд (ласточки, стрижи, береговушки)
В природе трижды рождается …(бабочка)
- Запишите, объясните орфограммы.
- Продолжите пословицы.
Родина – мать, …(умей за неё постоять)
С книгой дружить – … (век не тужить)
Семь раз отмерь – …(один раз отрежь)
Любишь кататься, … (люби и саночки возить)
- Объясните (за правильный ответ «очки») Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Самостоятельная работа. Устная работа.
Личностные УУД:
умение проводить самооценку, самоконтроль; ориентирование на понимание причин успеха в выполненной работе.
Познавательные УУД:
развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать; ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные УУД:
умение работать с учебником, умение работать в группе.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; выполнение учебных действий в материале.IV. Итог урока. Рефлексия Осознание обучающимися результатов своей работы.
Беседа. - Ребята вам понравилось работать в команде?
- Какую орфограмму мы повторили ?
- Как работал на уроке наш класс?
- Оцените свою работу на уроке, подняв кружок определённого цвета.
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
Высказывание мнений , оценивание своей работы. Личностные УУД:
умение оценивать результат своей работы.
Познавательные УУД:
прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.
Коммуникативные УУД:
формирование собственного мнения и позиции в высказываниях.
Регулятивные УУД:
осуществление познавательной и личностной рефлексии.
V. Домашнее задание. Практическое применение знаний.
Инструкция по выполнению домашнего задания. - Домашнее задание в тетрадях (стр.27-28, упр.2,3)
- По желанию хочу предложить вам выполнить следующее задание. Вспомните и запишите слова с ь знаком, которые встречаются в сказках, обозначьте орфограмму. Выберите одну из сказок по желанию.
- Благодарю всех за работу!
Просмотр заданий. Обсуждение сказок. Личностные УУД:
сохранение мотивации.
Познавательные УУД:
осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать с информацией.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий.
Заключение по итогам апробации методической разработки
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Правила правописания мягкого знака в словах» была успешно апробирована. Урок соответствовал требованиям ФГОС. На этапе активизации знаний учителем формировались личностные УУД, мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность. На этапе актуализации знаний формировались коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; работа в группе; познавательные УУД: умение обобщать и классифицировать по признакам; умение анализировать и делать выводы; регулятивные УУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу; проверка; взаимопроверка; анализ оценивания; личностные УУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД формировались на этапе рефлексии, проявлялись в умении осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Все этапы урока и виды формируемых УУД у обучающихся отражены в технологической карте.
Учитель использовала различные виды деятельности: беседа, опрос, слово учителя, работа с учебником, работа с интерактивной доской,  самостоятельная работа и успешно   сочетала  формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
       С точки зрения психологии и методики преподавания все  использованные на уроке приемы работы   соответствовали возрастным возможностям учащихся.       Успешному ходу урока  способствовал правильный   подбор   учителем   материала. Содержание урока полностью  соответствовало  требованиям программы. Использование ИКТ на уроке было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Учитель использовал самопроверку.
        На уроке был реализован ведущий принцип обучения:  связь теории с практикой: изученные правила отрабатывались в системе  речевых и письменных тренировочных упражнений. 
      По ходу урока учитель активно использовала дидактический материал, интерактивную доску и другие средства наглядности.
      Урок был построен таким образом, что были задействованы  и сильные и  слабоуспевающие  ученики.
В результате проведения урока обучающиеся закрепили умения писать слова с мягким знаком в разных частях речи, получили возможность научиться безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач;  систематизировать изученный материал; совершенствовать умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Руководитель методического совета: М.Г.ПолпудниковаРуководитель МО учителей начальных классов С.В.Трошина