Конспект урока русского языка на тему Повторение правил правописания гласных и согласных в корне слова ( 3 класс)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
О.А. Ларюшкина, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа
Образовательная программа « Перспективная начальная школа»
3 класс
Тема: Повторение правил правописания гласных и согласных
в корне слова.
Цели:
Совершенствовать у обучающихся приёмы работы со словарями русского языка.
Развивать у школьников умение сравнивать познавательные объекты, использовать научные методы познания, структурировать информацию, коммуникативные способности обучающихся.
Воспитывать интерес и внимание к слову, к учебному предмету.
Оборудование:
Учебник русского языка 2 часть Н.А. М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова.
Тетради по русскому языку.
Девиз: «Вслушайся! Вникни! Не позабудь!» Текст для работы в паре.
Опорные слова:
Лексика Фонетика Орфография Словообразование Морфология Синтаксис.
Слова на доске:
Сердце, сердить, сердечник, середина, милосердие, посреди, сердитый, сердцевина.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Энергизатор:
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
-Урок русского языка.
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Перед вами девиз нашего урока.
* Прочитайте его и определите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке
«Вслушайся! Вникни! Не позабудь!»
У слова свой норов, свое нутро,
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово сотворит тебе добро.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
- Мы узнаем много интересного и полезного о сердце. Что вы, дети, представляете, когда о сердце идёт речь?
Ответы детей: Это орган. Сердце способно любить. У нас у всех есть сердце. Без него невозможна жизнь.
-Одни мне скажут: “Орган знаете?
Он помогает крови течь!”
Другие скажут: Сердце – это
То, что способно полюбить
Символ любви, добра и света
Что может льдинку растопить!”
А третьи мне секрет откроют:
“Сердечко, как насос у нас.
О нем нам забывать не стоит.
Беречь его – людской наказ!”
Где истина, решайте сами.
Я ж помогу вам – буду с вами!
3. Изучение нового материала
-Каждое слово несёт в себе огромное значение и смысл, и если немного потрудиться, можно раскрыть его красоту и многообразие. Именно на это направлена наша дальнейшая работа. А поможет нам в этом наука, спрятанная за этим вопросительным знаком. И эта наука как вы уже догадались - русский язык.
-А исследование слова «сердце» мы будем проводить по следующим разделам русского языка:
Лексика
Фонетика
Орфография
Словообразование
Морфология
Синтаксис
-Ребята, вы знаете, что изучает «лексика».
-Лексика – раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка
- К какому словарю мы можем обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?
- Заглянем в толковый словарь.
-Откройте толковый словарь и познакомьтесь с толкованием слова «сердце».
Что вы можете о нём сказать?
- Это слово многозначно, три значения, два из них - переносные значения.
Знакомство с фразеологическими оборотами.
Использование фразеологического словаря. Поиск выражений:
-скрипя сердце;
-всем сердцем.
-Как вы понимаете значение этих выражений?
- Скрипя сердце- это значит жаль чем-нибудь делиться. Всем сердцем – с душой.
- Что мы узнали о слове с помощью данных словарей?
- Сердце – орган человеческого организма.
- Фонетика – раздел науки, который изучает звуки, их чередование, а также ударение, слоги, интонацию. Мы исследуем, как звучит слово сердце.
Ваша задача: из предложенных вариантов выбрать правильную транскрипцию.
(с*эрцэ) – это звуковая схема слова. Ученики выбирают и объясняют свой выбор.
-Сделаем полный фонетический анализ слова
Работа у доски. Каждый ученик разбирает по одному звуку.
- Орфография изучает правила написания слов.
Запишите это слово. Подчеркните орфограмму. Назовите её.
Подберите однокоренное слово, чтобы в корне появилась другая орфограмма.
- Сердечко.
-А сейчас задание, которое покажет, как вы умеете определять вид орфограммы и подбирать проверочные слова. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.
Текст предложен для работы в паре.
Хорошие но.ки рано или поз.но станут спотыкаться; гордая спинка согнётся, чёрная боро.ка пос.деет; кудрявая голо.ка облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; но доброе сер.це подобно солнцу и луне, никогда не изменяется и всегда следует верным путём.
Устная проверка.
-Как вы понимаете это выражение? Что больше ценится в человеке?
Физкультминутка:
Наше сердце должно продуктивно работать.
Отдохнём, выполнив физические упражнения.
3.Изучение нового материала (продолжение)
- Ребята, как вы понимаете слово «Словообразование»
- Изучает процесс образования новых слов.
- Какие части служат для образования новых слов?
- Приставки, суффиксы.
- Перед вами слова – сердце, сердить, сердечник, середина, милосердие, посреди, сердитый, сердцевина. - Сравните эти слова и разбейте их на группы. Докажите свой выбор.
Проверим
- Сердце, сердечник, милосердие, сердцевина.
Сердить, сердитый.
Середина, посреди.
- А как вы думаете, есть ли у этих слов что-то общее?
-Ответы детей.
-Откройте словарь происхождения слов.
Что вы узнали?
- Слова середина, сердце – дальние родственники.
-Что мы ещё нового узнали, проводя исследование?
- Знаем родственников слова «сердце».
-Исследуем далее. Раздел русского языка «Синтаксис» рассматривает, как слово взаимодействует с другими словами в словосочетании и предложении.
Слово, как магнит, притягивает к себе другие слова.
Вы тоже сейчас побудите магнитами. Так как вы имеете способность мыслить, то вы будите притягивать не все слова, а только определённого вида. 1в.- с безударной гласной, 2в. – с парной согласной в корне, 3в.- с непроизносимой согласной.
(Мягкое, доброе, теплое, любящее, страстное, бесчувственное, жестокое, железное, злобное, чудесное………………)
- О сердце народ сложил много пословиц и поговорок, поэты – стихи, писатели- рассказы и сказки, музыканты песни. Мы напишем синквейн.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Правила составления синквейна.
одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Самостоятельная работа.Афиширование работ.
Например:
Сердце.
Горячее, здоровое.
Работает. Бьётся. Любит.
Сердце у человека одно.
Моторчик.
4. Рефлексия
«Чистка сердец».
Обувь, одежда время от времени пачкаются. Необходимо их чистить, стирать. Тоже самое происходит с сердцем. Иногда человек злится, завидует, и на его сердце накапливаются крупинки злости, зависти, обиды. Они мешают любить других людей и быть любимыми. Поэтому сердце нужно тоже очищать. Подумайте, от каких качеств вы хотели бы избавиться. Теперь напишите на листочке то качество, от которого хотели бы очистить свое сердце.
Дети пишут, разрывают написанное и выбрасывают в урну.
5. Итог урока.
«Благодарность другу»
Закройте глазки, положите правую руку на область своего сердца. В сердце есть дверца, через которую можно получать или посылать любовь. Задумайтесь, кто оказал вам сегодня на уроке большую помощь. Кто оказался на нашем уроке самым сильным и полезным звеном в построении исследовательской цепочки. Подарите ему свое благодарное сердце.
- Спасибо за урок!