Урок по русскому языку Этикетные слова ( 4 класс)

Урок:16
Тема: Работа над ошибками. Выделяем этикетные слова и фразы.
Цель: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой, как особым пластом словаря.
Задачи:
образовательная - нахождение, объяснение и правильное написание орфограмм в словах речевого этикета.
развивающая - продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных - речевых ситуаций слова.
воспитательная - формирование навыков нравственного поведения, культуры общения.
Планируемые результаты.
Предметные.
Знать о выделении этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделении обращений запятой, над употреблением многоточия. Знать правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника.
Уметь употреблять и оформлять на письме этикетные фразы в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения.
Метапредметные
Стимулировать составление собственного словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы
Личностные.
Правильно и уместно использовать этикетные словесные средства

Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
1.Орг момент.
2.Минутка чистописания.
3.Сообщение результатов выполнения изложения.
4.Выполнение работы над ошибками.
безударная гласная в корне;
парная согласная в корне;
непроизносимая согласная в корне;
правила переноса слов;
словарные слова.

4. Изучение нового материала.
Урок начинается с песни «Только добротой сердец»
Придумано кем - то Просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро!» - Солнцу и птицам. «Доброе утро!» - Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Доброе утро длится до вечера
Итак, ребята, вы прослушали отрывок из песни и стихотворение. О чем они? Выделим ключевые слова (доброта, добрый)
Какие ассоциации вызывает у вас это слово?(помогать друг другу, не обижать, солнце, весна, заботиться)
-Ребята, какие вы знаете стихи, песни, пословицы о добрых словах, доброте вы знаете? Слайд Пословицы
Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?
-Запишите тему нашего урока Слайд
Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.
Карта деятельности ученика.
Мои шаги в освоении темы:
Целеполагание_________________________________________________
_Что я __знаю об этикетных словах?_______________________________
Что хотел бы узнать? ____________________________________________
Ключевые слова________________________________________________
Настроение_____________________________________________________
6)Какой вид работы меня заинтересовал________________________________
7)Чему я научился___________________________________________________
Цели урока. Слайд
Итак, обратимся к словарю. Слайд
Этикет , этикетные слова, вежливые слова
- Как вы думаете, зачем люди придумали вежливые слова? И нужны ли они человеку, может быть, можно обойтись и без них?
- Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поблагодарить, пожелать добра и счастья, поздороваться – это значит подарить кому-то капельку солнца, радости.
Слайд. Группы вежливых слов
- Итак, всякий уважающий себя человек, человек культурный и воспитанный, обязательно использует в своей речи этикетные слова.

Посмотрите, какие красочные у меня журналы. Каждый журнал живёт по своим законам. Давайте и мы создадим свой журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день». Но это, ребята, журнал необычный, это живой журнал. Можно я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками. Слайд
1 страница Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте».
История слова «здравствуйте»(выступает ученик)
Слово «Здравствуйте»- слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)
Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами? Публицист А. Крон писал: «Первое время с непривычки удивлялся: идёшь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать, чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне: - А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров! »
Ребята, представьте себе, что мы с вами в вагончике доброго, весёлого поезда. Мы с улыбкой приветствуем всех, кто встречается на нашем пути. Слайд
Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы Ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку мира прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.
Работа в учебнике. С.32-33 №7--74
- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации. Слайд
Приветствие: (презентация).Запись слов в тетрадь
здравствуй (те)
наиболее употребительное

добрый день (утро,вечер)
дружеское, с указанием на время встречи

привет
дружеское, фамильярное

здорово
дружеское, чаще между мужчинами

Задание: А теперь найдем среди этих выражений те, которые в настоящее время можно воспринимать как фразеологизмы. (легок на помине, сколько лет сколько зим и т.д)
Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи.
Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.
А если мы заглянем, в словарь А.Г.Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.
Так вот, в этом словаре 383 выражения! Слайд
Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.
1. Встречаются друзья:
- Привет!
- Лёгок на помине!
-Как дела?
-Да все нормально
2. Встреча с пожилым человеком.
- Привет, Марья Ивановна.
- Здравствуйте, Марья Ивановна
-Не правда ли сегодня хорошая погода?
-Да, погода замечательная
Какую речевую ситуацию изобразил художник?Как исправить положение?
1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.
Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости) Запись слов в тетрадь
Из истории слов
Слово "спасибо" произошло от сокращения фразы "Спаси бог". Этой фразой на Руси издревле выражали благодарность. Впервые слово "спасибо" зафиксировано в 1586 году, в словаре-разговорнике, изданном в Париже.
Словом «пожалуйста» вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени
Благодарю - старославянское слово. В старославянском языке глагол оформился в результате калькирования греческого сложения со значением частей: "благо, хорошо" и "давать, преподносить".
Извините- Это простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.
Составьте диалог из 2-3 реплик с вежливыми словами.Запишите
Герой этой ситуации не может выполнить просьбу, с которой к нему обратились. Из упражнения 336 выберите те слова, которые помогут ему смягчить отказ.
-Составьте диалог из 2-3 реплик
Ф изминутка Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня(звучит спокойная музыка)
Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны) Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг) Глазкам видеть всё дано – Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны) Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг) Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).
Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места
Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!».
До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Слайд
Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают.
В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).
Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!
Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания.
А теперь речевые ситуации
У вас на партах листочки. Вы должны вместо точек вставить слова прощания.
1. Скажу Лисичке на прощание:
(До встречи или до свидания!)
Добавлю так же:
- (Будь здорова!)
- Мы завтра поиграем снова!
2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?
- А... всё равно! Куда-нибудь!
- Тогда (счастливого пути!)
Скорей куда-нибудь прийти!
3. Так набегался щенок,
Прямо валится он с ног!
Засыпает и бормочет:
Всем, всем, всем (спокойной ночи!)
А теперь закрепим материал. Работа по парам. Переделать текст так, чтобы в нем были этикетные слова
Денис нажал на звонок.За дверь раздался старушечий голос:
-Кто там?
-Откройте!
-Зачем?
-Чего вы боитесь, я сосед ваш. Давайте деньги, я продукты куплю.
-На свои покупай
-Вы старая и больная, и одинокая к тому же, забыли, что ли?
-Ну, купи , голубчик
Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала Хотя нет! В конце каждого номера на последней странице написано: «А что нас ждёт в следующем номере?» Первую страницу нового журнала вы создадите сами, а называться она будет «Правила на каждый день». Это и будет вашим домашним заданием.
А сейчас прослушайте заповеди речевого поведения. Какие пункты вы могли бы добавить к ним?
1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.
2)Умей находить общий язык с собеседником.
3)Помни, что вежливость- основа речевого поведения.
4)Избегай многословия.
5)Владей культурой языка.
6) Умей не только говорить, но и слушать.
7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.
Вернемся к карте деятельности. Учащиеся зачитывают свои записи
-Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.
Домашнее задание. С.32 №72
Мы начинали наш урок с песни. Давайте послушаем ее еще раз(клип)



Карта деятельности ученика.
Мои шаги в освоении темы:
1)Целеполагание_________________________________________________
2)_Что я __знаю об этикетных словах?_______________________________
Что хотел бы узнать? ____________________________________________
3)Ключевые слова________________________________________________
4)Настроение_____________________________________________________
5)Какой вид работы меня заинтерсовал________________________________
6)Чему я научился___________________________________________________