Обществознание 10 класс профильный уровень
Содержание
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
Информация о внесённых изменениях
Информация о количестве учебных часов
Описание структуры КТП
Пояснительная записка
Место учебного предмета
Специфика предмета,
Цель
Задачи
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Связь с другими предметами цикла
Формируемые учебные действия
Формы работы
Содержание программы с указанием разделов, часов и краткого содержания тем
Конечные требования к уровню подготовки учащихся и требования к уровню подготовки учащихся по классам
Планируемые результаты освоения программы
Материально-техническая база, оснащение, литература
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.
Базисного учебного плана МБОУ "Репинская СОШ"
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
2. Информация о внесённых изменениях
В данную программу изменения не вносились.
Информация о количестве учебных часов
Базисный учебный план по программе- 3 час в неделю, 105 часов в год. Курс обществознания ориентирован на учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, М. «Просвещение» 2013г.
Описание структуры КТП
Календарно – тематическое планирование включает в себя тему урока и основное его содержание, вид урока и основные виды деятельности учителя и учащихся, требования к уровню подготовки учащихся, вид контроля.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: философии общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Место учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 3 учебных часа в неделю.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2015-2016 учебный год на изучение обществознания отводится 3 час в неделю, 102 часов в год.
Специфика предмета
Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный (повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями.
Цель
Цель программы: дать целостное представление о всеобщей истории, показать наиболее яркие личности философии и психологии и их роль в истории и культуре, охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину, раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Задачи
1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие обществ, различные формы социального и политического строя.
2. Показать наиболее яркие личности мира и их роль в истории и культуре.
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения,
5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике обществ.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательных и практических задач отражающих типичные социальные ситуации.
Связь с другими предметами цикла
Курс «Обществознание» в 10 классе опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 10 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Формируемые учебные действия
Универсальные учебные действия
Личностные действия
(знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)
Регулятивные действия
(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности)
Познавательные действия
Коммуникативные действия
Общеучебные универсальные действия:
Знаково-символические действия:
Логические действия:
Постановка и решение проблемы:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно)
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
формулирование проблемы
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий)
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
преобразование модели ( с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область)
синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)
структурирование знаний
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
подведение под понятие, выведение следствий
управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата)
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
установление причинно-следственных связей
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения)
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
построение логической цепи рассуждений
саморегуляция(способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий)
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
доказательство
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
выдвижение гипотез и их обоснование
Формы работы
Виды и формы контроля
Виды контроля
Устный опрос;
Индивидуальное задание;
Фронтальный опрос;
Беседа;
Экспресс-опрос;
Устный опрос;
Практические работы;
Самостоятельная работа;
Беседа;
Тестирование;
Создание презентаций;
Предварительный;
Текущий;
Тематический;
Контрольная работа;
Формы организации учебного процесса:
Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Содержание программы по обществознанию 10 класса (профильный уровень)
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимно связаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в классах экономического профиля как самостоятельный курс изучается экономика. Поэтому экономические вопросы в данном курсе подробно не рассматриваются. Ввиду отсутствия курса «Право» как самостоятельной дисциплины в курс обществознания вводятся правовые вопросы в соответствии с программой и федеральным компонентом.
Глава 1. «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» вводит учащихся в сферу социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки в социально-гуманитарной области.
Глава 2. «Общество и человек» охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и под систем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностей, созидающее.
Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.
Глава 3. «Деятельность как способ существования людей» с опорой на философию, социологию и политологию характеризует многообразие деятельности. Рассматриваются особенности трудовой деятельности, а также деятельности в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.
Природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания эти вопросы дают содержательное наполнение главе 4. «Сознание и познание». Философский характер этих вопросов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.
Глава 5. «Личность. Межличностные отношения» профильного курса «Обществознание» в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе проблема общения раскрывается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном ми ре. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.
Конечные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
Основные социальные институты и процессы;
Различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
Уметь
Характеризовать с основные социальные объекты (факты, явления, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном мире;
Осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных источников (философских правовых и др.);
Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в знаковых системах (текст, таблица, схема); переводить её из одной знаковой системы в другую;
Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
Использовать приобретенные знания и умения для
Эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
Ориентировки в актуальных общественных событиях;
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ урока по теме
Вид урока.
Основные виды деятельности учителя и учащихся
Основное содержание
Домашнее задание
Планируемые результаты обучения
Дата
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Вид контроля
1
2
3
4
5
6
7
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
1
Наука и философия. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания
Комбинированный
§ 1, с. 7-9;
Выполнить задания, с. 15.
Знать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук.
Уметь классифицировать группы социально-гуманитарных наук
Фронтальный опрос
2
Социология, политология, социальная психология как общественные науки
Комбинированный
Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология, политология, социальная психология
§ 1, с. 9-13;
Выполнить задания, с. 15
Составление таблицы
3
Специфика философского знания
Комбинированный
Философия, философский плюрализм
§ 1, с. 13-17; выполнить
Беседа по вопросам
4
Человек и общество в ранних мифах. Мифологическое сознание древнего человека
Комбинированный
Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веда, Дао, йога, логос
§ 2,
с. 17-19;
Знать особенности мифологического сознания людей древности, характеризовать и анализировать древнеиндийскую и древнегреческую философии; какую роль в развитии общества Платон отводил образованию.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; решать проблемные задания, делать выводы; работать в группе.
Тест
5
Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия.
Комбинированный
Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веда, Дао, йога, логос
§ 2,
с. 20-22;
Выполнить задания,
С. 24.
Фронтальный опрос
6
Философия Древней Греции.
Комбинированный
Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веда, Дао, йога, логос
§ 2,
с. 23-26;
Составление таблицы
7
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
Комбинированный
Гуманизм, разделение властей
§ 3,
с. 26-38; сообщения
Знать, характеризовать и анализировать средневековые представления о человеке и обществе; проследить изменения во взглядах на общество и человеке в Новое и Новейшее время.
Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Беседа по вопросам
8
Просвещение: вера в прогресс
Комбинированный
Гуманизм, разделение властей
§ 3,
Тест
9
Марксистское учение об обществе. Социально-философская мысль ХХ в.
Комбинированный
Социалистический идеал, марксизм, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика
§ 3,
с. 26-38; таблица
Фронтальный опрос
10
Из истории русской философской мысли. Русская философская мысль. XI – XVIII в
Комбинированный
Цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип
§ 4,
с. 38-47; сообщения
Знать и характеризовать общественную мысль России, анализировать философские искания XIX века и русскую философскую мысль XX века.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии; работать с документами
Составление таблицы
11
Цивилизационный путь России: продолжение споров
Комбинированный
Цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип
§ 4,
с. 38-47;
Беседа по вопросам
12
Философские искания XIX века
Комбинированный
Цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип
§ 4,
с. 38-47;
Написать эссе
Тест
13
Деятельность в социально-гуманитарной сфере. Общественные потребности и мир профессий
Комбинированный
Профессии социально-гуманитарного профиля
Выучить
§ 5-6,
с. 48-66;
Знать и характеризовать особенности профессиональной, деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам: «профессия», «должность», «профессия социально-гуманитарного профиля»
Фронтальный опрос
14
Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда
Комбинированный
Социолог, политолог, психолог, преподаватель, социальный педагог
Выучить
§ 5-6,
Составление таблицы
15
Особенности профессий социально-гуманитарной направленности
Комбинированный
Профессии социально-гуманитарного профиля
Выучить
§ 5-6,
Составить профессиограмму.
Беседа по вопросам
16
Повторение темы «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность»
Повторит-обобщающий урок
Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами
Тестовый контроль
Глава 2. Общество и человек
17
Происхождение человека и становление общества. Наука о происхождении человека.
Комбинированный
Человечество, антропогенез, социальная память, гоминиды
§ 7,
с. 70-73;
выпол.
Знать и характеризовать теории происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результат биологической и социальной эволюции.
Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Фронтальный опрос
18
Становление общества.
Комбинированный
культура
§ 7, стр. 73-76
Составление таблицы
19
Человечество как результат биологической и социокультурной революции
Комбинированный
Человек, субъект, деятельность, философская антропология, субъективность, субъектность.
§ 7,
с. 70-80;
задания,
с. 78-79.
Беседа по вопросам
20
Сущность человека как проблема философии
Комбинированный
Человек, субъект, деятельность, философская антропология, субъективность, субъектность
§ 8, с. 80-86;
Знать и характеризовать сущность человека как проблему философии; анализировать социальную сущность деятельности человека, выяснить роль и значение мышления в жизни человека, соотносить между собой такие понятия, как мышление и язык;
Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Тест
21
Мышление и деятельность
Комбинированный
Мышление, коммуникации, язык
§ 8, с. 86-90; выполнить задания, с. 88.
Проверьте себя
Фронтальный опрос
22
Общество и общественные отношения.
Комбинированный
Общество, социум, общественные отношения, законы, тенденции
§ 9,
с. 90-94;
Знать и характеризовать общество, социальные взаимодействия и общественные отношения; разбираться отличиях общества от социума.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
Составление таблицы
23
Общество и природа.
Комбинированный
Общественные отношения, закономерности общественного развития
§ 9, с. 95
Беседа по вопросам
24
«Вторая природа»
Комбинированный
Общество, социум, общественные отношения, законы, тенденции
§ 9,
с. 97-99;
Тест
25
Общество как развивающаяся система
Комбинированный
Сферы жизни общества
§ 10,
с. 99-103;
Знать и характеризовать системное строение общества, выделять особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества.
Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений
Фронтальный опрос
26
Сферы общественной жизни как подсистемы общества
Комбинированный
Сферы жизни общества
§ 10,
с.104-108;
выполнить задание №3, с. 107.
письменно
Составление таблицы
27
Типология обществ. Традиционное общество
Комбинированный
Выучить
§ 11-12,
с. 109-126; задания,
с. 126.
Знать и характеризовать типологию обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней.
·Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов; участвовать в дискуссии; работать с документами
Беседа по вопросам
28
Индустриальное общество
Комбинированный
Традиционное, индустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение
§ 11-12
Тест
29
Современный мир. Восток и Запад в диалоге культур
Комбинированный
Традиционное, индустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение
§ 11-12
Фронтальный опрос
30
Исторической развитие человечества. Теория локальных культур.
Комбинированный
Цивилизация, ОЭФ, культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка, стадиальный и локально-цивилизационный подходы
§ 13,
с. 126-129;
Знать и характеризовать два подхода к изучению истории: цивилизационный и формационный, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций.
Уметь работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Составление таблицы
31
Теория общественно-экономических формаций
Комбинированный
Цивилизация, ОЭФ, культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка, стадиальный и локально-цивилизационный подходы
§ 13,
с. 129-132;
Беседа по вопросам
32
Теория постиндустриального общества
Комбинированный
Цивилизация, ОЭФ, культурно-исторический тип, творческое меньшинство, базис, надстройка, стадиальный и локально-цивилизационный подходы
§ 13,
с. 126-136;
задание №3,
с. 134.
Тест
33
Исторический процесс. Типы социальной динамики.
Комбинированный
Исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, эволюция, революция, реформа
§ 14,
с. 136-139;
Знать и характеризовать смысл и направленность исторического процесса, роли его участников, выяснить типы социальной динамики, исследовать факторы изменения социума.
Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводу; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук
Фронтальный опрос
34
Роль народа в историческом процессе
Комбинированный
Субъекты исторического процесса, народные массы, историческая личность
§ 14,
с. 139-142;
Составление таблицы
35
Социальные группы. Исторические личности в историческом процессе
Комбинированный
Исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, эволюция, революция, реформа
§ 14,
с. 143-146; задания «Поработайте с источниками»
Беседа по вопросам
36
Исторический процесс. Прогресс и регресс.
Комбинированный
Общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерии прогресса
§ 15,
с. 147-156;
Знать и характеризовать особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Тест
37
Критерии прогресса
Комбинированный
Общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерии прогресса
§ 15,
с. 147-156;
задания,
с. 154. Проверьте себя
Фронтальный опрос
38
Свобода в деятельности человека
Комбинированный
Свобода, свобода выбора, деиндивидуализация, предопределение, ответственность, свободное общество
§ 16,
с. 157-161;
Знать и характеризовать роль свободы и необходимости в человеческой деятельности, соотносить понятия: «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора.
Уметь участвовать в дискуссии; работать с документами; работать в группе, выступать публично; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Составление таблицы
39
Свобода и ответственность
Комбинированный
Свобода, свобода выбора, деиндивидуализация, предопределение, ответственность, свободное общество
§ 16, с. 157-161;
Беседа по вопросам
40
Что такое свободное общество
Комбинированный
Свобода, свобода выбора, деиндивидуализация, предопределение, ответственность, свободное общество
§ 16,
с. 157-163;
Выполнить задания,
с. 163.
Тест
41
Повторительно-обобщающий урок «Общество и человек»
Повторительно-обобщающий урок
§ 7-16
Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами
Глава 3. Деятельность как способ существования людей
42
Деятельность людей и её многообразие. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы
Комбинированный
Деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, цель, средства, действия, бессознательное
§ 17, стр 168-173
Знать и характеризовать социальную сущность деятельности человека, потребности и мотивы; разбираться в типологии деятельности.
Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Фронтальный опрос
43
Виды деятельности. Творческая деятельность.
Комбинированный
Творчество
§ 17,
с. 174-179;
Составление таблицы
44
Содержание и формы духовной деятельности
Комбинированный
Духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей
§ 18
Знать и характеризовать деятельность в сфере духовной культуры, объяснять процесс сохранения, распространение и освоение духовных ценностей.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
Беседа по вопросам
45
Духовная жизнь общества
Комбинированный
Духовный мир, духовное самоопределение, знак, символ
§ 18
Тест
46
Духовный мир человека
Комбинированный
Духовная деятельность, духовные ценности, специализированная и неспециализированная духовная деятельность, аксиология, опредмечивание ценностей, распредмечивание ценностей
Духовный мир, духовное самоопределение, знак, символ
§ 18,
с. 179-187;
Фронтальный опрос
47
Труд как вид человеческой деятельности
Комбинированный
Труд, социология труда, содержание труда, условия труда, дисциплина труда
§ 19
Знать и характеризовать сущность и особенности трудовой деятельности людей, познакомиться с социологией труда, объяснять сущность социального партнерства.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; работать в группе, выступать публично
Составление таблицы
48
Человеческий фактор производства
Комбинированный
Человеческий фактор производства, социальное партнерство
§ 19
Беседа по вопросам
49
Социальное партнерство
Комбинированный
Труд, социология труда, содержание труда, условия труда, дисциплина труда
§ 19,
Задания, с. 201.
Тест
50
Политическая деятельность.
Комбинированный
Политика, полит, партии, полит, сфера, полит, институты, государство
§20,
с. 203-205
Знать и характеризовать политическую деятельность, сопоставлять понятия «власть» и «политика», анализировать типологию властных отношений.
Уметь участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Фронтальный опрос
51
Цели и средства политической деятельности
Комбинированный
Политические действия, власть, полит. Власть, харизма, легитимность
§20,
с. 206-208;
Составление таблицы
52
Власть и властная деятельность
Комбинированный
Политика, полит, партии, полит, сфера, полит, институты, государство
§20,
с. 203-211;
Беседа по вопросам
53
Повторительно-обобщающий урок «Деятельность как способ существования людей»
Повторительно-обобщающий
§17-20
Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами
Тест
Глава 4. Сознание и познание
54
Бытие и познание. Чувственное познание.
Комбинированный
Знание, познавательная деятельность, агностицизм, априорные идеи, онтология, гносеология
§ 21
Знать и характеризовать познавательную деятельность, этапы чувственного познания
Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; и различать факты и мнения, аргументы и выводы
Составление таблицы
55
Сущность и формы рационального познания
Комбинированный
Ощущение, восприятие, представление, мыслительные операции, понятие, суждение
§ 21,
с. 220-224;
Задания,
с. 224-226
Беседа по вопросам
56
Истина и ее критерии
Комбинированный
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, критерии
§ 22
Знать и характеризовать основные подходы к пониманию истины и ее критериев, анализировать абсолютную и относительную истину, соотносить истину и заблуждение.
Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук древности; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Тест
57
Абсолютная и относительная истина
Комбинированный
Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, критерии
§ 22,
с. 227-236;
Задания,
с. 234.
Фронтальный опрос
58
Многообразие путей познания мира. Миф и познание мира.
Комбинированный
Виды и уровни человеческих знаний, эсхатология, жизненный опыт, здравый смысл
§ 23
Знать, характеризовать и анализировать виды и уровни человеческих знаний.
Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения, аргументы и выводы
Составление таблицы
59
Народная мудрость и здравый смысл
Комбинированный
паранаука
§ 23
Беседа по вопросам
60
Познание средствами искусства
Комбинированный
Виды и уровни человеческих знаний, эсхатология, жизненный опыт, здравый смысл
§ 23
Тест
61
Особенности научного познания
Комбинированный
Научная теория, эмпирический закон, научный эксперимент, дифференциация, интеграция, моделирование
§ 24
Знать и характеризовать сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Фронтальный опрос
62
Методы научного познания
Комбинированный
Научная революция
§ 24,
с. 248-258; задания
с. 256.
Составление таблицы
63
Социальное познание
Комбинированный
Методы социального познания, культурный контекст, конкретно-исторический подход
§ 25
ст.258-268;
Знать и характеризовать сущность и особенности социального познания, раскрывать проблемы социальных и гуманитарных наук.
Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения
Беседа по вопросам
64
Обыденное и научное социальное знание
Комбинированный
Методы социального познания, культурный контекст, конкретно-исторический подход
§ 25
ст. 258-268;
Тест
65
Что такое сознание
Комбинированный
Общественное и индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание
§ 26,
с. 269-278;
Знать и понимать сущность категорий «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать уровни сознание, теоретическое и обыденные.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Фронтальный опрос
66
Сущность и особенности общественного познания
Комбинированный
Общественная психология, идеология, общественное мнение
§ 26,
с. 269-278;
Составление таблицы
67
Что такое самопознание
Комбинированный
Самосознание, самопознание, самооценка
§ 27
Знать и характеризовать процесс самопознания, выявить роль самосознания в развитии личности, определить трудности познания человеком самого себя.
Уметь работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Беседа по вопросам
68
Самооценка и самокритичность.
Комбинированный
Я-образ, Я-концепция, идентичность
§ 27,
с. 279-286;
Тест
69
Развитие самосознания и формирование личности
Комбинированный
Самосознание, самопознание, самооценка
§ 27,
с. 279-286;
Фронтальный опрос
70
Повторительно-обобщающий урок «Сознание и познание»
Повторительно-обобщающий урок
ст. 287-290
Уметь формулировать собственные суждения и аргументы по теме, применить полученные знания при работе с тестами
Глава 5. Личность. Межличностные отношения.
71
Кого можно считать личностью
Комбинированный
Индивид, индивидуальность, личность, Ид, Эго, супер –Эго.
§ 28,
Знать и характеризовать существенные черты индивида, индивидуальности, личности, объяснять структуру личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности.
Уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук; объяснять причинно-следственные связи изучаемых социальных объектов
Тест
72
Индивид и индивидуальность
Комбинированный
Индивид, индивидуальность, личность, Ид, Эго, супер –Эго.
§ 28,
Фронтальный опрос
73
Структура личности
Комбинированный
Индивид, индивидуальность, личность, Ид, Эго, супер –Эго.
§ 28,
Составление таблицы
74
Периодизация развития личности
Комбинированный
Периодизация развития личности, персонализация, адаптация, индивидуализация, рефлексия
§ 29,
Знать и характеризовать периоды развития личности, анализировать процесс становления личности.
Уметь сравнивать философские учения, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Беседа по вопросам
75
Возраст и становление внутреннего мира
Комбинированный
Универсализация, интенциальность.
§ 29, с. 301-310; задания,
с. 308.
Тест
76
Социальное поведение
Комбинированный
§ 30
Знать основные виды направленности личности, характеризовать социальное поведение личности, объяснять мотивы поведения личности, выяснить особенности жизненных целей человека, его социальные установки.
Уметь различать факты и мнения, аргументы и выводы; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философских наук
Фронтальный опрос
77
Структура направленности личности
Комбинированный
§ 30,
с. 311-320;
Задания,
с. 318.
Составление таблицы
78
Жизненные цели и социальная установка личности
Комбинированный
Беседа по вопросам
79
Общение как обмен информацией. Коммуникация или общение
Комбинированный
Общение, коммуникация, невербальное общение
§ 31
стр. 327-329
Знать и объяснять процесс общения как обмен информацией, сопоставлять процесс общения и процесс коммуникации, характеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации, описать вербальное и невербальное общение.
Уметь осуществлять комплексный поиск; работать с документами; работать в группе, выступать публично, участвовать в дискуссии, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Тест
80
Средства общения
Комбинированный
Особенности общения в информационном обществе
§ 31
Фронтальный опрос
81
Особенности общения в современном мире
Комбинированный
Общение, коммуникация, невербальное общение
§ 31
с. 327-329
Составление таблицы
82
Общение как взаимодействие
Комбинированный
Кооперация, конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, не доминантный собеседник, экстраверт, интроверт
Выучить
§ 32
с. 329-334;
Знать и характеризовать процесс общения как межличностное взаимодействие, описать и проанализировать типы взаимодействия, выявить особенности общения в юношеском возрасте.
Уметь осуществлять комплексный поиск, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
Беседа по вопросам
83
Стратегия взаимодействия в процессе общения
Комбинированный
Кооперация, конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, не доминантный собеседник, экстраверт, интроверт
§ 32
стр. 334-336
Тест
84
Общение в юношеском возрасте
Комбинированный
Кооперация, конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, не доминантный собеседник, экстраверт, интроверт
§ 32
С 334-336
Фронтальный опрос
85
Общение как понимание
Комбинированный
Взаимопонимание, идентификация, эмпатия, социальная перцепция
§ 33
Знать и характеризовать процесс общения как процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; различать факты и мнения; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения
Тест
86
Стереотипы и «Эффекты восприятия»
Комбинированный
Стереотип, механизмы взаимовосприятия в процессе общения
§ 33,
с. 340-349;
Выполнить задания,
с. 348.
Фронтальный опрос
87
Что такое малая группа
Комбинированный
Малая группа, условная группа, рефрентная группа
§ 34
с. 349-360;
Знать и характеризовать отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных отношений в малых группах.
Уметь осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач
Составление таблицы
88
Какими бывают малые группы
Комбинированный
Групповая интеграция, групповые нормы, социометрия, деиндивидуализация
§ 34
Беседа по вопросам
89
Межличностные отношения в группах
Комбинированный
Малая группа, условная группа, референтная группа
§ 34
Проект «Мой класс».
Тест
90
Межличностная совместимость
Комбинированный
Межличностная совместимость, групповая сплоченность,
§ 35
Знать и характеризовать межличностную совместимость, групповую сплоченность и дружеские отношения, объяснять и анализировать сущность конформного поведения в группе.
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практ. задач
Фронтальный опрос
91
Общение как взаимодействие
Комбинированный
Комфортность, нонконформность, самоопределение личности
§ 35,
с. 365-367;
Составление таблицы
92
Что такое комформность?
Комбинированный
Межличностная совместимость, групповая сплоченность,
§ 35,
с. 367-370
Беседа по вопросам
93
Групповая дифференциация. Положение личности в группе.
Комбинированный
Групповая дифференциация, лидерство
§ 36,
с. 370-380;
задания,
с. 376.
Знать и характеризовать сущность групповой дифференциации, описать стили лидерства, задуматься над природой и сущностными чертами лидера.
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач
Тест
94
Лидерские роли. Стили лидерства
Комбинированный
Лидер, стиль лидерства
§ 36,
с. 370-380
Фронтальный опрос
95
Особенности семьи как малой группы.
Комбинированный
Семья, гендер, гендерное поведение, типы семей
§ 37,
с. 389
Знать и характеризовать семью как малую группу, познакомиться с психологией семейных отношений, выяснить и проанализировать проблемы семейного воспитания, описать особенности гендерного поведения.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Составление таблицы
96
Психология семейных отношений
Комбинированный
Цель воспитания, стиль воспитания
§ 37
Беседа по вопросам
97
Воспитание в семье
Комбинированный
Семья, гендер, гендерное поведение, типы семей
§ 37,
с. 389
Тест
98
Неформальные молодежные группы. Антисоциальная субкультура
Комбинированный
Неформальные молодежные группы, антисоциальная субкультура
§ 38
с. 390-400;
Знать и характеризовать антисоциальные группы, проанализировать явления «дедовщины», задуматься над опасностью криминальных групп.
Уметь осуществлять индивидуальные и групповые и учебные исследования по социальной проблематике; характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
Фронтальный опрос
99
Криминальные группы
Комбинированный
Криминальные группы, криминогенные группы, дедовщина
§ 38
с. 390-400;
Тест
100
Структура и динамика межличностного конфликта
Комбинированный
Конфликт, инцидент, конфликтная ситуация,
§ 39,
Составить схему
Знать и характеризовать сущность и природу конфликта, рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного разрешения конфликта.
Уметь осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы
Фронтальный опрос
101
Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты
Комбинированный
Сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры
§ 39,
Памятка «Поведение в конфликте»
Составление таблицы
102
Итоговое повторение
Планируемые результаты освоения программы
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.
Материально-техническая база, оснащение, литература
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. Обществознание.10 класс: учеб, для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. - М.: Просвещение,2010
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. –М.: ВАКО,2008
Кишенкова О.В. «Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классах», М., «Русское слово», 2009 год.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. «Обществознание в схемах и таблицах», М., «ЭКСМО», 2011 год.
15