Рабочая программа Обществознание (профильный уровень) — 11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
Краснова Н.А.__________
Протокол №1
от «29» августа 2015 «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №7
Коробова В.Г.__________
от «29» августа 2015 «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №7
Михалкина М.Н.___________
Приказ № ___
от 29 августа 2015
Рабочая программа
«Обществознание (профильный уровень)»
11 класс
Разработала: учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7 г.Павлово
Кокурина В.В.
2015 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями от 3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24 января 2012 г.)
Авторской программы по обществознанию: "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебник: Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011, 2012;
Цели и задачи курса:
развитие социального мышления личности учащегося, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин;
развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке;
воспитание гражданственности, социальной ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим принципам;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Особенности учащихся 11 класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей профильной группы обучающихся 11 класса. В профильной группе – 16 человек. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных форм и методов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы, использование различных педагогических технологий обучения.
Все учащиеся группы предполагают сдавать ЕГЭ по обществознанию, поэтому имеют высокий уровень мотивации к изучению предмета.
С учётом выше сказанного, в содержание уроков включён материал разного уровня сложности, предлагаются дифференцированные, индивидуальные задания по типу ЕГЭ - части В и С.
2.ТРебования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование реальных связей и зависимостей;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
3.ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ:
Рабочая программа ориентирована на 11 класс, рассчитана на 105 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю. В данное планирование по обществознанию (профильный уровень) классах внесены следующие изменения: количество часов за учебный год не 105 часов, а 102 часа (34 *3=102 часа).
4.Тематическое планирование (102 ч) ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ-11 класс
№
урока Наименование раздела и тем Количество часов Примерная дата проведения. Примечание
Тема 1. Социальное развитие современного общества 35 ч. 1-3 Социальная структура и социальные отношения 3 4-5 Социальные институты 2 6-8 Роль экономики в жизни общества 3 9-10 Социальные статусы и роли 2 11-12 Социальные ценности и нормы 2 13-15 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 3 16-17
Социальные интересы и формы социального взаимодействия 2 18-20 Этнос и нация 3 21-22 Межэтнические отношения и национальная политика 2 23 Демография современной России 1 24-25 Институт семьи и брака 2 26-27 Быт и бытовые отношения 2 28-30 Молодежь в современном обществе 3 31-33 Социальная структура российского общества 3 34-35
Обобщение по теме «Социальное развитие современного общества» 2 Т е м а 2. Политическая жизнь современного общества 34 ч. 36-38 Политическая система и политический режим 3 39-40 Демократия 2 41-43 Государство в политической системе 3 44-46 Гражданское общество и правовое государство 3 47-48 Место и роль СМИ в политической жизни 2 49-51 Политическая идеология 3 52-54 Политические партии и движения 3 55-56 Лидеры и элита в политике 2 57-59 Выборы в демократическом обществе 3 60-61 Человек в политической жизни 2 62-64 Истоки и опасность политического экстремизма. Политический конфликт 3 65-67 Политический процесс, его формы 3 68-69 Обобщение по теме «Политическая жизнь современного общества» 2 Т е м а 3. Духовная культура 21 ч. 70-71 Духовное развитие общества 2 72-73 Духовный мир личности 2 74-75 Мораль и нравственность 2 76-77 Наука. 2 78-80 Образование 3 81-83 Роль религии в жизни общества 3 84-85 Место искусства в духовной культуре. 2 86-88 Массовая культура 3 89-90 Обобщение по теме «Духовная культура» 2 Т е м а 4. Современный этап мирового развития 11 ч. 91-93 Многообразие современного мира 3 94-95 Глобализация и ее последствия. 2 96-97 Сетевые структуры в современной мировой политике 2 98-99 Целостность и противоречивость современного мира 2 100-101 Обобщение по теме «Современный этап мирового развития» 2 102 Итоговое обобщение по курсу. 1ч. 5.СОДЕРЖАНИЕ программы УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Тема 1. Социальное развитие современного общества (35 ч)Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Тема 2. Политическая жизнь современного общества (34 ч)Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и различия.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие, и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Тема 3. Духовная культура (21 ч)Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.
Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.
Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.
Наука. Функции современной науки. Этика науки.
Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.
Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.
Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.
Тема 4. Современный этап мирового развития (11 ч)Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
Итоговое обобщение по курсу (1 ч.)
6. Формы и средства контроля.
Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие: комбинированный урок, урок-диспут, урок-лекция.
Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, словарные диктанты, работа с периодической печатью, текстами, проверочные работы. Формы итогового контроля: итоговая аттестация в форме ЕГЭ.
7. Перечень учебно-методических средств обучения.
Презентации в электронном виде по темам учебного курса:
Социальное развитие современного общества
Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.
Правовая культура.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира.
Семья и брак как социальные институты.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Политическая жизнь современного общества.
Государство в политической системе.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.
Место и роль СМИ в политической жизни.
Политические партии и движения. Типология политических партий.
Становление многопартийности в России.
Политическое лидерство. Понятие, и типология лидерства.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. –
Человек в политической жизни.
Духовная культура.
Роль религии в жизни общества.
Массовая культура. СМИ и культура.
Глобализация и ее последствия.
Литература:
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2012
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.:2014-2015гг.
Единый государственный экзамен. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2014;
Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2015. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2015
Интернет-ресурсы
http://www.ihtik.lib.ru- библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства. http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
Оборудование:
Персональный компьютер, видеопроектор, экран, аудиоколонки.